Образование является ключевым компонентом развития общества и успешной адаптации к постоянно меняющемуся миру. Система дошкольного образования играет особую роль в формировании у детей базовых знаний, навыков и ценностей, необходимых для успешного старта в жизни.
Однако требования к современной дошкольной образовательной системе постоянно меняются. В связи с активным развитием информационных технологий, прогрессом научных исследований и изменением общественных потребностей, необходимо обновление методик и подходов к обучению детей.
В 2023-2024 годах наблюдаются новые тренды в инновационной работе в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из главных направлений является использование современных технологий в образовательном процессе. Это может быть использование интерактивных досок, развивающих игр и приложений, а также онлайн-ресурсов для расширения образовательных возможностей[1, с. 34].
Другим важным аспектом является индивидуализация обучения. Каждый ребенок уникален и обладает своими особенностями, способностями и интересами. Вследствие чего, применение персонализированного подхода позволит лучше раскрыть потенциал каждого ребенка и избежать стандартизации обучения.
Высокое качество образования достигается также за счет привлечения высококвалифицированных педагогов и специалистов. Область дошкольного образования является одной из ключевых в формировании будущего общества, поэтому требуется непрерывное повышение квалификации педагогов и их активное вовлечение в процесс разработки и внедрения новых методик и программ [2, с. 421].
Дошкольное образование является важным этапом в развитии ребенка, поэтому внедрение инноваций в эту сферу является неотъемлемой частью современной педагогики. Новые тренды в инновационной работе в доу в 2023-2024 годах направлены на повышение качества образования и максимальное развитие каждого ребенка.
Одним из трендов является внедрение технологий в образовательный процесс. Использование интерактивных досок, планшетов, игровых приложений и программ позволяет делать обучение более интересным и эффективным. Ребенок с удовольствием учится новым материалам, развивает свои навыки и умения через игру и взаимодействие со смарт-технологиями.
Другим важным трендом является персонализация образования. Каждый ребенок имеет свои особенности, способности и интересы, поэтому подход к обучению должен быть индивидуальным.
Внедрение методов дифференцированного обучения и индивидуального планирования позволяет учителям адаптировать образовательную программу под потребности каждого ребенка. Это помогает развить его творческий потенциал и самостоятельность [3, с. 167].
Еще одним трендом в дошкольном образовании является активное использование игры и игровых методов в обучении. С помощью игры дети учатся взаимодействовать с другими, развивать моторику, речь, мышление и социальные навыки. Игра становится основой для освоения новых знаний и навыков, формирования интереса к обучению и саморегуляции поведения.
Внедрение инноваций в дошкольное образование также включает сотрудничество с родителями и семьей. Родители являются важными партнерами педагогов в воспитании и обучении детей.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения создает благоприятную образовательную среду и способствует успешному развитию ребенка. Родители могут участвовать в образовательном процессе, привлекаться к проведению занятий и мероприятий, обмениваться опытом с другими родителями и педагогами [4, с. 75].
Стратегическое управление в дошкольной образовательной организации − это деятельность по реализации перспективных целей образования, позволяющая дошкольной образовательной организации оптимально использовать внешние возможности, внутренний потенциал и оставаться устойчивой к угрозам внешнего окружения.
Можно сказать, что стратегическое управление – это набор конкурентоспособных действий и решений, направленных в будущее, а стратегическое планирование обосновывает действия для осуществления этих решений.
Стратегическое управление осуществляется непрерывно, каждое тактическое действие руководителя, администрации, педагогического коллектива – это вклад в реализацию стратегии. Чем более высокие цели поставлены перед дошкольной образовательной организацией, тем большего она достигнет.
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка [5, с. 692].
Управление инновациями в сфере дошкольного образования представляет собой реализацию проектов и стратегий инновационного характера, профессиональное развитие персонала, тиражирование своих проектов на городском, региональном и общероссийском уровнях с целью постоянного и последовательного повышения качества дошкольных образовательных услуг.
Эффективность реализации инновационных стратегий управленческой деятельности обеспечивается не только активностью созданных инициативных групп, но и устойчивой мотивацией всего коллектива дошкольного учреждения.
Список литературы
- Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования / Л. Р. Болотина. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт, 2023. − 218 с.
- Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием / Н.А. Виноградова. − 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. − 530 с.
- Несмашная, И.В. Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации / И.В. Несмашная. // Молодой ученый. − 2021. − № 4 (346). − С. 166-169
- Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт, 2023. − 155 с.
- Яшин, С.Н. Анализ эффективности инновационной деятельности: моногр. / С.Н. Яшин. − М.: БХВ, 2021. − 968 c.