СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СТРАНАМИ УЧАСТНИЦАМИ

СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СТРАНАМИ УЧАСТНИЦАМИ

Авторы публикации

Рубрика

Регионоведение

Просмотры

247

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (23), июль ‘21

Дата публикации 23.07.2021

Поделиться

В статье рассматриваются перспективы дальнейшего развития Европейского Союза, представлен ряд сценариев возможной трансформации ЕС, дана оценка вероятности этих сценариев и связанных с ними рисков и возможностей. Сделан вывод, что наиболее вероятным является ускоренное развитие в Европейском союзе элементов гибкой интеграции, скорее всего в варианте развития системы “ядра и периферии”.

Европейский Союз (ЕС) - это уникальное партнерство, в котором государства-члены объединили суверенитет в определенных областях политики и согласовали законы по широкому кругу экономических и политических вопросов. ЕС - это последний этап процесса европейской интеграции, начатый после Второй мировой войны шестью западноевропейскими странами с целью содействия миру, безопасности и экономическому развитию. В настоящее время ЕС состоит из 27 государств-членов, включая большинство бывших коммунистических стран Центральной и Восточной Европы.

ЕС в основном рассматривается как краеугольный камень европейской стабильности и процветания. Однако на протяжении большей части последнего десятилетия многие страны ЕС сталкивались со значительными экономическими трудностями. Несмотря на улучшение экономической ситуации в ЕС с 2017 года, экономическое давление и общественные изменения способствовали росту популистских и антиистеблишментных политических партий, по крайней мере, некоторые из которых придерживаются антиевропейских или «евроскептических» настроений. Такие тенденции усложнили способность ЕС справляться с многочисленными внутренними и внешними проблемами. Среди этих сложных вопросов некоторые ставят под сомнение будущую форму и характер ЕС.

Главная проблема ЕС на сегодняшний день, заключается том что многие страны больше не поддерживают идею углубления интеграции, которая изначально являлась основополагающим принципом работы объединения. Европейские страны на протяжение многих лет стремились к интеграции, чтобы присоединиться к “пространству свободы, безопасности и благосостояния. Но сегодня крах идеологии происходит в большинстве из-за того, что на современном этапе стран мало что объединяет, обеспечение стабильности и мира, те цели к которым шло ЕС в начале образование, уже давно достигнуты, однако новых современных целей у ЕС пока не наблюдается [3, c.14]. Кризисы последних лет также привели к ослаблению интеграционного взаимодействия, фактического отказа от уже достигнутого уровня взаимодействия и возврата решения ряда вопросов национальным институтам (например, миграционный кризис). Во многих вопросах страны ЕС не готовы отдавать свои полномочия наднациональным институтам, а совместное решение проблем уже не кажется таким эффективным.

Проблема неоднородности участников также ставит существование ЕС под угрозу. Социально экономическое неравенство северных стран и южных, старых и только недавно вошедших, все это приводит к негативному влиянию на интеграцию. Отсутствие единства в позициях его членов проистекает из целого комплекса социально-экономических предпосылок [2, c.8].

Сторонники ЕС опасаются, что некоторые аспекты интеграции в ЕС могут быть остановлены или обращены вспять. Другие утверждают, что множественные кризисы могут привести к некоторым полезным реформам и, в конечном итоге, превратить ЕС в более эффективное и сплоченное образование. По их мнению, Европа должна стать более федеративной, но для ее работы потребуется сильное правительство. ЕС должен начать с решения трех проблем, которые преследовали его с самого начала: отсутствие демократической легитимности, управления и эффективного руководства. Единственный путь вперед - это федерализм: экономический федерализм, сопровождаемый политическим федерализмом. За исключением Китая, все основные экономики мира являются федеральными. Возможно, это не так уж и далеко от того, чего хотят лидеры ЕС. Проблема в том, что этого не хотят национальные правительства, особенно Германия. Но в конечном итоге в интересах Германии начать серьезный сдвиг в направлении большего федерализма. «Больше Европы» - лучшее решение кризисов и укрепление европейской идентичности, рассматриваемое как решающий фактор для развития наднационального характера ЕС. Даже если нынешним европейским лидерам не хватает видения и авторитета Аденауэра, Моне и Де Гаспери, Европе следует найти новые творческие способы создания институтов для поддержки евро, более эффективной ассимиляции иммигрантов и проведения реформ для обеспечения более сильного экономического роста. ЕС должен в большей степени руководствоваться реальной политикой, сохраняя при этом основу своих ценностей и идеалов в эпоху политической глобализации.

В «Белой книге о будущем Европы» Европейская комиссия предложила пять сценариев для будущего ЕС. Предлагаются 5 сценариев для Европы к 2025.

Сценарий первый «продолжение деятельности: ЕС придерживается текущей программы реформ. На протяжение нескольких лет ЕС балансирует на грани распада, ему удается преодолевать кризисы, встречающиеся на пути интеграции, но несмотря на это с каждым новым вызовом все сложнее оставаться на плаву. Продолжение работы ЕС в том же направление, равно игнорированию сегодняшних проблем, которые в свою очередь приведут к распаду. Система ЕС должна адоптироваться к современным реалиям, чтобы удовлетворять потребности государств-членов и быть успешной на международной арене.

Сценарий второй «ничего кроме единого рынка: ЕС ориентируется на внутренний рынок и другие сферы сотрудничества больше не актуальны. Европейский союз также теряет политические преимущества.

Сценарий третий «делать менее эффективнее»: ЕС ограничен отдельными сферами и будет там действовать более эффективно. Это концепция предполагает снижение темпов интеграции, уменьшение роли наднациональных институтов в миграционный, социальной политики и даже ставит под вопрос целесообразность существование зоны евро. Ярким примером такой политики было пребывание Великобритании в ЕС, которая не входила ни в еврозону, ни в Шенгенскую зону. Однако, эксперты считают, что данная концепция не поможет ЕС преодолеть существующие кризисы. Так, роспуск еврозоны может привести к обострение экономических проблем в отдельных странах и приведет к уязвимости государств на международном финансовом рынке. Отказ от выработки единой миграционной политики, оставит пограничные государства наедине с нерегулируемым потоком мигрантов, что в свою очередь поставит под угрозу Шенгенскую зону, а затем и вовсе существование ЕС. Все же отрицание достижений ЕС, не самая лучшая концепция для будущего развитие, так как по отдельности страны ЕС довольно уязвимы перед вызовами глобализации. Многие опасаются, что следом за Великобританией из ЕС могут выйти такие страны как: Венгрия, Польша, Греция. В этом случае, Великобритания — это исключение из правил, страна с высоко развитой экономикой никогда не зависела в полной мере от ЕС. Она может самостоятельно успешно развиваться, хотя и неизбежно столкнется со сложностями в связи с утратой части связей c Европой. В свою очередь малые и средние страны, должны быть частью европейского экономического пространства, иначе они утратят конкурентоспособность [5, p.113].

Сценарий четвертый «делать гораздо больше вместе»: ЕС скоординировано работает со всеми странами. Они совместно используют ресурсы и вместе принимают важные решения. Это по сути план создания федерации.. Согласно этой концепции, корень всех проблем ЕС заключается в недостатке полномочий для преодоления насущных внешних и внутренних вызовов. Для успешного преодоления современных кризисов необходимо создание более централизованной системы управления с сильной исполнительной политической властью. [1, c .26]

Сценарий третий «многоскоростная Европа»: заинтересованные государства-члены могут в определенных областях делать больше и углублять свое сотрудничество. Этот принцип предполагает образование ядра и периферии. Ядром ЕС является франко-немецкий тандем, его еще называют мотором европейской интеграции». Периферия -это страны с слабло развитой экономикой. Такой путь развития позволит странам развиваться в собственном темпе исходя из их экономически возможностей. Есть, конечно, и минусы такого сценария развития ЕС, все главные решения, касающиеся будущего объединения, будут приняты узким кругом государств, что в каком-то роде нарушает принцип равных возможностей. С другой стороны, государства-члены всегда могут отказаться от закона или проекта, который на их взгляд им не подходит. Главным плюсом этой идеи является то, что все же многие страны понимают, что ЕС это все же пример успешной попытки объединения. И не стоит перечеркивать все достижения, отсутствие Европейского союза могло бы привести к нестабильности на континенте и низком уровню жизни. Сегодня граждан ЕС имеют довольно таки сильную социальную защиту, развитию инфраструктуру, им доступны блага единого рынка, и они имеют возможность свободного перемещения. [4, c.24] Продолжение интеграции — это верный путь к новым достижениям и успехам, так как к образованию федерации национальные правительства еще не готовы, Европа разных скоростей» это альтернатива. Гибкость позволит совместить федерализацию ядра ЕС и текущий (или даже меньший) уровень интеграции для тех, кто этого не хочет или не соответствует повышенным требованиям.

Список литературы

  1. Белая книга «Будущее Европы»/ Перспективы и сценарии для ЕС27 к 2025 году от 01.05.2017 //Европейская комиссия. –2017. –33с
  2. Борко Ю.А. Европейский Союз в XXI веке: текущие дела и фундаментальные проблемы /Ю. А Борко // Современная Европа. – 2015. – № 3. – С.7–16
  3. Кавешников Н.Ю. Европейский Союз: варианты будущего// Вестник МГИМО. –2019. –№4. –С.6–18
  4. Кавешников Н.Ю. Институционально – политическое развитие ЕС: кризис и варианты трансформации/ Н.Ю Кавешников //Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – №5. – C. 14–24
  5. J. Differentiated integration and disintegration in the European Union after Brexit: risks versus opportunities/ J. Trondal // .–2019.– № 2 . — P. 112—115.