Реализация национальных проектов в Красняорском крае

Реализация национальных проектов в Красняорском крае

Авторы публикации

Рубрика

Регионоведение

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Дата публикации 18.06.2021

Поделиться

В статье рассмотрен  опыт реализации национальных проектов в Красноярском крае, обозначены современные проблемы реализации национальных проектов в Красноярском крае.

Приоритетной задачей на современном этапе развития России является исполнение и реализация национальных проектов, определенных Президентом РФ. 

Красноярский край принимает активное участие в реализации национальных проектов России 2019–2024 годов. По ряду направлений регион еще в начале пути, по другим уже есть первые результаты.

Федеральная программа была принята в мае 2018 года по указу президента Владимира Путина. И если предыдущие Приоритетные национальные проекты (2008–2018 гг.) касались только трех сфер  («Здоровье», «Образование», «Жилье»), то новая программа подразумевает развитие по множеству направлений: это рост человеческого капитала (сферы здравоохранения, образования, демографии, культуры), создание комфортной для жизни среды (безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология), экономический рост (наука, малый и средний бизнес, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, модернизация магистральной инфраструктуры).

В Красноярском крае самые большие планы – у министерства здравоохранения. Край участвует сразу в 7 федеральных проектах из 8, включенных в нацпроект «Здравоохранение» (восьмой проект реализуют только в национальных исследовательских центрах), рассказали в пресс-службе краевого минздрава.

Речь идет о проектах по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, развитию детского здравоохранения и системы оказания первичной медпомощи, созданию единого цифрового контура и обеспечению медицинскими кадрами.

Основная масса мероприятий во всех областях касается приобретения современного медицинского оборудования и капитального ремонта больниц и поликлиник.

Так, в крае в 2019 году по проекту борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями будут переоснащены три медицинские организации – краевая больница, больница №20 в Красноярске и Норильская межрайонная больница №1 – для них закупаются 9 единиц оборудования, включая ангиографы и аппараты искусственной вентиляции легких. До 2021 года планируется создать три инвазивных центра – в Минусинске, Лесосибирске и Норильске, а также модернизировать оборудование в действующих сосудистых центрах и внедрить высокотехнологичных методов лечения больных с острым коронарным синдромом.

По проекту борьбы с онкологическими заболеваниями до конца 2019 года будет организовано 5 центров амбулаторной онкологической помощи (в Минусинске, Ачинске, Канске, Норильске, Лесосибирске), намечено переоснащение краевогоонкодиспансера, Красноярского краевого центра охраны материнства и детства, Канской и Ачинской межрайонных больниц. Уже к 2020 году край должен получить 20 центров первичной амбулаторной онкопомощи в межрайонных центрах и крупных больницах Красноярска, Железногорска и Зеленогорска. По проекту развития детской медицины новое оборудование в 2019 году получат 15 детских поликлиник (поликлинических отделений) края.

В 2020 году идет переоснащение еще 40 поликлиник. В лечебных учреждениях планируется обеспечить комфортные условия для приема детей.

В рамках проекта «Демография» в регионе создан центр общественного здоровья, внедрены муниципальные программы общественного здоровья и корпоративные программы по укреплению здоровья работников, а по проекту цифровизации здравоохранения – сервисы «Мое здоровье» на портале госуслуг. Каждый пациент сможет записаться на диспансеризацию, получить информацию о медицинских услугах и доступ к своим электронным медицинским документам. В медучреждениях продолжится компьютеризация, переход на электронный документооборот. Появится и система управления очередью в кабинете врача.

Главная цель всех проектов «о здоровье» как в стране, так и в крае, – рост к 2024 году продолжительности жизни до 78 лет за счет качественной и доступной медицинской помощи.

Министерство спорта Красноярского края занимается реализацией федерального проекта «Спорт – норма жизни», который входит в нацпроект «Демография». Цель этого начинания – вовлечь в систематические занятия спортом к 2024 году до 55% жителей России.

Для занятий физической культурой и спортом всех групп населения, качественно новой подготовки спортивного резерва страны, а также развития спорта высоких достижений должны быть созданы условия. В 2021 по этому проекту в крае предусмотрено финансирование в размере 322,8 млн рублей, в том числе 261,6 млн из федерального бюджета.

Благодаря адресной финансовой поддержке краевые спортивные организации, которые готовят спортивный резерв для сборных команд России, стали больше выезжать на сборы, тренировочные мероприятия и соревнования.

Например, спортивная школа олимпийского резерва по ледовым видам спорта дополнительно к основному календарю отправила 31 спортсмена в Нижегородскую область на тренировочный сбор по синхронному катанию на коньках. Юные лыжники (лыжное двоеборье) в июле и августе стали участниками всероссийских соревнований в Нижнем Тагиле и Лениногорске (Татарстан), а в декабре поедут в Уфу (Башкортостан). Фристайлисты в апреле побывали на всероссийский соревнованиях в Кемеровской области, а в июле – на тренировочных сборах по специальной лыжной подготовке на водном трамплине для дисциплин могул и акробатика в Белогорске и Уфе.

Не остались в стороне и адаптивные виды спорта. 42 спортивных мероприятия с участием 196 спортсменов в этом спортивном сезоне проведет региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта. В прошлом году было 28 событий и 83 участника.

Программа, которая должна коснуться каждого, – «Формирование комфортной городской среды». Он является частью большого нацпроекта «Жилье и городская среда» и реализуется в крае министерством строительства.

На сегодня благоустройство уже завершилось в 380 дворах и 15 общественных пространствах – в Енисейске, Дудинке, Иланске, Минусинске, Уяре, Боготоле, Заозерном, ЗАТО Солнечный, поселках Емельяново, Кедровый и Березовка.

Важно, что благоустройство ведется при активном участии самих жителей. В сентябре в крае проходили урбан-форумы, на которых обсуждались концепции обустройства общественных пространств, которое предстоит в 2020 году. Итогом обсуждений должны стать дизайн-проекты территорий.

Главная цель нацпроекта о комфортной среде – повысить индекс качества городской среды Красноярского края на 30% к 2024 году, сократить количество городов с неблагоприятной средой вдвое и увеличить долю граждан, которые активно участвуют в преобразованиях, до 30%.

В большом национальном проекте «Цифровая экономика РФ» Красноярский край развивает пять региональных проектов – «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое госуправление» и «Кадры для цифровой экономики», рассказали в пресс-службе министерства цифрового развития региона. Их цель – ликвидация цифрового неравенства и обеспечение жителей края всеми необходимыми цифровыми сервисами.

Также в крае в рамках регионального проекта «Цифровое госуправление» планируется запустить информационную систему «Субсидия» – она позволит муниципалитетам предоставлять пакеты документов для получения субсидий в электронном виде.

В целом развитие цифровой экономики создает базовые предпосылки для перехода государственного управления от модели «сервисного управления» к модели «объединенного правительства», более соответствующей глобальным вызовам и рискам развития российской экономики.

Продолжается работа по реализации регионального проекта «Умные города Красноярского края». Городами-пилотами в регионе стали Красноярск, Зеленогорск и Железногорск. Внедрение инновационных цифровых решений в городскую инфраструктуру позволит повысить эффективность управления городским хозяйством, сократить расходы на управление и ЖКХ, улучшить экологическую обстановку, повысить уровень безопасности.

В рамках реализации проекта «Цифровые технологии» предусмотрено выделение грантов на создание и развитие «сквозных» цифровых технологий. В 2022 году планируется увеличение затрат на развитие «сквозных» цифровых технологий в крае на 25%. Воспользоваться возможностью получения гранта смогут региональные компании.

Однако, как и везде, в Красноярском крае на сегодняшний день существует пробел в законодательстве о распределении ответственности между Федеральным центром, регионом и муниципалитетом К числу проблем реализации региональных проектов на уровне можно отнести: отсутствие конкретных обязательств федерального бюджета в отношении сроков и объемов финансирования национальных проектов; отсутствие законодательно закрепленного процесса участия региональных органов управления в реализации национальных проектов; отсутствие у граждан понимания ожидаемого эффекта от осуществления региональных проектов и как следствие отсутствие к ним интереса; отсутствие системы управления материальными ресурсами, которые поступают от федеральных органов власти для выполнения целей региональных проектов; слабая обратная связь между федеральными и региональными органами управления. В связи с чем необходима диверсификация практики проектного управления.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в настоящее время, с одной стороны, реализация национальных проектов в правовом отношении зарегулирована, а с другой стороны, в целях совершенствования законодательства и общественных отношений, направленных на изменение качества жизни населения, требуется существенным образом изменить систему управления национальными проектами.

Список литературы

  1. Беломестнов В.Г., Беломестнов И.В. Национальный проект, как механизм стратегического управления развитием малого предпринимательства // Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Россия: тенденции и перспективы развития». М.: ИНИОН РАН, 2020. – 314 с.
  2. Бондарева Н.Н., Комков Н.И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов. // МИР, 2019. №3.
  3. Вершило Т.А. Реализация национальных проектов: правовые проблемы и пути их решения / Т.А. Вершило // Финансовое право. - 2020. - № 8. С. 21 - 23.
  4. Гусева Т.А. Государственные (муниципальные) закупки как механизм реализации национальных проектов // Юрист. - 2020. - № 6. - С. 19 - 23.
  5. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №1. - С. 11-14.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary