Приоритетной задачей на современном этапе развития России является исполнение и реализация национальных проектов, определенных Президентом РФ.
Красноярский край принимает активное участие в реализации национальных проектов России 2019–2024 годов. По ряду направлений регион еще в начале пути, по другим уже есть первые результаты.
Федеральная программа была принята в мае 2018 года по указу президента Владимира Путина. И если предыдущие Приоритетные национальные проекты (2008–2018 гг.) касались только трех сфер («Здоровье», «Образование», «Жилье»), то новая программа подразумевает развитие по множеству направлений: это рост человеческого капитала (сферы здравоохранения, образования, демографии, культуры), создание комфортной для жизни среды (безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология), экономический рост (наука, малый и средний бизнес, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, модернизация магистральной инфраструктуры).
В Красноярском крае самые большие планы – у министерства здравоохранения. Край участвует сразу в 7 федеральных проектах из 8, включенных в нацпроект «Здравоохранение» (восьмой проект реализуют только в национальных исследовательских центрах), рассказали в пресс-службе краевого минздрава.
Речь идет о проектах по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, развитию детского здравоохранения и системы оказания первичной медпомощи, созданию единого цифрового контура и обеспечению медицинскими кадрами.
Основная масса мероприятий во всех областях касается приобретения современного медицинского оборудования и капитального ремонта больниц и поликлиник.
Так, в крае в 2019 году по проекту борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями будут переоснащены три медицинские организации – краевая больница, больница №20 в Красноярске и Норильская межрайонная больница №1 – для них закупаются 9 единиц оборудования, включая ангиографы и аппараты искусственной вентиляции легких. До 2021 года планируется создать три инвазивных центра – в Минусинске, Лесосибирске и Норильске, а также модернизировать оборудование в действующих сосудистых центрах и внедрить высокотехнологичных методов лечения больных с острым коронарным синдромом.
По проекту борьбы с онкологическими заболеваниями до конца 2019 года будет организовано 5 центров амбулаторной онкологической помощи (в Минусинске, Ачинске, Канске, Норильске, Лесосибирске), намечено переоснащение краевогоонкодиспансера, Красноярского краевого центра охраны материнства и детства, Канской и Ачинской межрайонных больниц. Уже к 2020 году край должен получить 20 центров первичной амбулаторной онкопомощи в межрайонных центрах и крупных больницах Красноярска, Железногорска и Зеленогорска. По проекту развития детской медицины новое оборудование в 2019 году получат 15 детских поликлиник (поликлинических отделений) края.
В 2020 году идет переоснащение еще 40 поликлиник. В лечебных учреждениях планируется обеспечить комфортные условия для приема детей.
В рамках проекта «Демография» в регионе создан центр общественного здоровья, внедрены муниципальные программы общественного здоровья и корпоративные программы по укреплению здоровья работников, а по проекту цифровизации здравоохранения – сервисы «Мое здоровье» на портале госуслуг. Каждый пациент сможет записаться на диспансеризацию, получить информацию о медицинских услугах и доступ к своим электронным медицинским документам. В медучреждениях продолжится компьютеризация, переход на электронный документооборот. Появится и система управления очередью в кабинете врача.
Главная цель всех проектов «о здоровье» как в стране, так и в крае, – рост к 2024 году продолжительности жизни до 78 лет за счет качественной и доступной медицинской помощи.
Министерство спорта Красноярского края занимается реализацией федерального проекта «Спорт – норма жизни», который входит в нацпроект «Демография». Цель этого начинания – вовлечь в систематические занятия спортом к 2024 году до 55% жителей России.
Для занятий физической культурой и спортом всех групп населения, качественно новой подготовки спортивного резерва страны, а также развития спорта высоких достижений должны быть созданы условия. В 2021 по этому проекту в крае предусмотрено финансирование в размере 322,8 млн рублей, в том числе 261,6 млн из федерального бюджета.
Благодаря адресной финансовой поддержке краевые спортивные организации, которые готовят спортивный резерв для сборных команд России, стали больше выезжать на сборы, тренировочные мероприятия и соревнования.
Например, спортивная школа олимпийского резерва по ледовым видам спорта дополнительно к основному календарю отправила 31 спортсмена в Нижегородскую область на тренировочный сбор по синхронному катанию на коньках. Юные лыжники (лыжное двоеборье) в июле и августе стали участниками всероссийских соревнований в Нижнем Тагиле и Лениногорске (Татарстан), а в декабре поедут в Уфу (Башкортостан). Фристайлисты в апреле побывали на всероссийский соревнованиях в Кемеровской области, а в июле – на тренировочных сборах по специальной лыжной подготовке на водном трамплине для дисциплин могул и акробатика в Белогорске и Уфе.
Не остались в стороне и адаптивные виды спорта. 42 спортивных мероприятия с участием 196 спортсменов в этом спортивном сезоне проведет региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта. В прошлом году было 28 событий и 83 участника.
Программа, которая должна коснуться каждого, – «Формирование комфортной городской среды». Он является частью большого нацпроекта «Жилье и городская среда» и реализуется в крае министерством строительства.
На сегодня благоустройство уже завершилось в 380 дворах и 15 общественных пространствах – в Енисейске, Дудинке, Иланске, Минусинске, Уяре, Боготоле, Заозерном, ЗАТО Солнечный, поселках Емельяново, Кедровый и Березовка.
Важно, что благоустройство ведется при активном участии самих жителей. В сентябре в крае проходили урбан-форумы, на которых обсуждались концепции обустройства общественных пространств, которое предстоит в 2020 году. Итогом обсуждений должны стать дизайн-проекты территорий.
Главная цель нацпроекта о комфортной среде – повысить индекс качества городской среды Красноярского края на 30% к 2024 году, сократить количество городов с неблагоприятной средой вдвое и увеличить долю граждан, которые активно участвуют в преобразованиях, до 30%.
В большом национальном проекте «Цифровая экономика РФ» Красноярский край развивает пять региональных проектов – «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое госуправление» и «Кадры для цифровой экономики», рассказали в пресс-службе министерства цифрового развития региона. Их цель – ликвидация цифрового неравенства и обеспечение жителей края всеми необходимыми цифровыми сервисами.
Также в крае в рамках регионального проекта «Цифровое госуправление» планируется запустить информационную систему «Субсидия» – она позволит муниципалитетам предоставлять пакеты документов для получения субсидий в электронном виде.
В целом развитие цифровой экономики создает базовые предпосылки для перехода государственного управления от модели «сервисного управления» к модели «объединенного правительства», более соответствующей глобальным вызовам и рискам развития российской экономики.
Продолжается работа по реализации регионального проекта «Умные города Красноярского края». Городами-пилотами в регионе стали Красноярск, Зеленогорск и Железногорск. Внедрение инновационных цифровых решений в городскую инфраструктуру позволит повысить эффективность управления городским хозяйством, сократить расходы на управление и ЖКХ, улучшить экологическую обстановку, повысить уровень безопасности.
В рамках реализации проекта «Цифровые технологии» предусмотрено выделение грантов на создание и развитие «сквозных» цифровых технологий. В 2022 году планируется увеличение затрат на развитие «сквозных» цифровых технологий в крае на 25%. Воспользоваться возможностью получения гранта смогут региональные компании.
Однако, как и везде, в Красноярском крае на сегодняшний день существует пробел в законодательстве о распределении ответственности между Федеральным центром, регионом и муниципалитетом К числу проблем реализации региональных проектов на уровне можно отнести: отсутствие конкретных обязательств федерального бюджета в отношении сроков и объемов финансирования национальных проектов; отсутствие законодательно закрепленного процесса участия региональных органов управления в реализации национальных проектов; отсутствие у граждан понимания ожидаемого эффекта от осуществления региональных проектов и как следствие отсутствие к ним интереса; отсутствие системы управления материальными ресурсами, которые поступают от федеральных органов власти для выполнения целей региональных проектов; слабая обратная связь между федеральными и региональными органами управления. В связи с чем необходима диверсификация практики проектного управления.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в настоящее время, с одной стороны, реализация национальных проектов в правовом отношении зарегулирована, а с другой стороны, в целях совершенствования законодательства и общественных отношений, направленных на изменение качества жизни населения, требуется существенным образом изменить систему управления национальными проектами.
Список литературы
- Беломестнов В.Г., Беломестнов И.В. Национальный проект, как механизм стратегического управления развитием малого предпринимательства // Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Россия: тенденции и перспективы развития». М.: ИНИОН РАН, 2020. – 314 с.
- Бондарева Н.Н., Комков Н.И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов. // МИР, 2019. №3.
- Вершило Т.А. Реализация национальных проектов: правовые проблемы и пути их решения / Т.А. Вершило // Финансовое право. - 2020. - № 8. С. 21 - 23.
- Гусева Т.А. Государственные (муниципальные) закупки как механизм реализации национальных проектов // Юрист. - 2020. - № 6. - С. 19 - 23.
- Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №1. - С. 11-14.