НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Авторы публикации

Рубрика

Регионоведение

Просмотры

30

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публикации 19.05.2022

Поделиться

Актуальность данного исследования состоит в том, что национальное председательство Российской Федерации в СБЕР (2015 – 2017 гг.) не было в полной мере освещено специалистами, а председательство Королевства Швеция закончилось 4 октября 2019 года, и еще не было исследовано. В данной работе будет предпринята попытка проанализировать результаты российского и шведского председательства в СБЕР (2015 – 2019 гг.), а также сравнить итоги их председательств. Интересным является тот факт, что прения в сотрудничестве на уровне межрегиональных связей отсутствуют.  Поэтому проведение комплексного, а также сравнительного анализов результатов председательства РФ и Швеции в СБЕР (2015 – 2019 гг.) необходимо для развития Баренцева Евро-Арктического региона.

Региональное сотрудничество остается для России важным каналом диалога с североевропейскими партнерами, что позволяет вести деловую и конструктивную дискуссию по вопросам, касающимся трансграничного контекста. СБЕР – один из основных форматов сотрудничества, объединяющий Россию и страны Северной Европы. Так как Совет зарекомендовал себя как эффективная платформа для межправительственного сотрудничества, охватывающего все ключевые сферы общественной жизни, странами-членами неоднократно упоминается, что в этом отношении важно избегать любой политизации своей работы и держать ее в качестве инструмента, который формирует объединяющую повестку дня и способствует созданию зоны доверия и стабильности в регионе.

Основной целью российского председательства 2015-2017 гг. в Совете стало дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, создание современной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при использовании его научных, инновационных и ресурсных возможностей [1]. В конечном итоге все сводилось к значительному улучшению качества жизни тех людей, которые здесь живут. Российская сторона перед началом своего председательства обязалась преследовать эту цель в полном соответствии с требуемыми экологическими стандартами и с учетом интересов коренных народов.

Основное внимание было сосредоточено на сферах транспорта и логистики, окружающей среды и климата, а также культуры и туризма [2]. Этот выбор приоритетных областей в полной мере отражает потребности региона и поддерживался другими участниками Баренцева сотрудничества.

Укрепление транспортной системы явилось естественной предпосылкой для развития межрегиональных торгово-экономических отношений. Современная инфраструктура – это ключ к реализации масштабных проектов по созданию современных производственных мощностей и созданию новых рабочих мест [3]. В идеальной перспективе российское председательство видело развитие новых транспортных артерий на Севере, включая использование Северного морского пути в качестве кратчайшего морского пути между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, что способствовало бы увеличению объемов торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами СБЕР [4].

Другой целью на этом пути для России является разработка Совместного транспортного плана Баренцева региона, который подготавливался с 2012 года. Документ предусматривает создание 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных транспортных маршрутов (коридоров), семь из которых пройдут через территорию Российской Федерации, и будут объединять железные, автомобильные дороги и морские маршруты [5]. Кроме того, российская сторона выступила с намерением развивать авиационные маршруты Восток-Запад в Северной Европе, в частности между Оулу-Лулео-Тромсё (работает с весны 2015 г.), Архангельск-Мурманск-Тромсё (приостановлено осенью 2014 г.), Архангельск-Киркенес и Сыктывкар-Котлас-Архангельск [2].

В работе над экологической повесткой дня Россия концентрировалась на практических шагах по дальнейшему устранению экологических «горячих точек» в российской части Баренцева Евро-Арктического региона. К настоящему времени девять из сорока двух таких «горячих точек», определенных СБЕР и Арктическим советом, были ликвидированы на северо-западе России [6].

Охрана водных ресурсов, экологически чистые технологии и экологически устойчивое потребление, экологическое образование и развитие сети особо охраняемых природных территорий также вошли в вопросы, рассматриваемые Россией в период 2015-2017 гг. [7].

Во время своего председательства Россия отметила изменение климата в качестве одной из наиболее острых проблем, которая имеет не только глобальное, но и четкое региональное измерение, поскольку она влияет на традиционный образ жизни и среду обитания народов Севера. В этой связи государство придала большое значение реализации Плана действий по изменению климата для Баренцева сотрудничества, принятого министрами окружающей среды СБЕР (4-5 декабря 2013 г. в Инари, Финляндия) [8].

Немаловажным аспектом явились сферы культуры и туризма как гуманитарное и экономическое измерение программы российского председательства и важные элементы развития контактов между людьми.

Реализация туристических проектов воспринималась российской стороной как толчок развитию северных регионов за счет дополнительного притока инвестиций и новых рабочих мест. Была рассмотрена возможность совместного международного проекта в области арктического туризма по следующему маршруту: Киркенес - Мурманск - архипелаг Земля Франца-Иосифа - архипелаг Новая Земля - архипелаг Соловецкие острова – Архангельск [1].

Важным шагом в этом направлении стало ожидаемое решение о включении Мурманска и Архангельска в список портов, куда круизные суда могут заходить на 72-часовую остановку с безвизовым пребыванием для своих иностранных пассажиров. Проект постановления Правительства был подготовлен Министерством культуры России и в феврале 2015 года передан Правительству на рассмотрение [9].

Важнейшим мероприятием в рамках российского председательства стала встреча министров транспорта стран БЕАР, прошедшая летом 2016 года в Архангельске [5]. Осенью министры культуры провели совещание в Москве, а в октябре 2017 года состоялась министерская сессия Совета в Архангельске [9].

Следует отметить особую роль Архангельской области, на территории которой проходили важнейшие мероприятия для Баренцева сотрудничества, включая прошедший в 2017 году Международный Арктический Форум с участием В.В. Путина и президентов Исландии и Финляндии [2].

Поддержка коренных малочисленных народов севера явилась важным пунктом повестки дня российского председательства. Российская сторона неоднократно заявляла, что уделяется большое внимание сохранению среды обитания коренных народов и их традиционному образу, а также удовлетворению их этнокультурных потребностей. Однако вопрос коренных народов встал очень остро в период 2015-2017 гг, поскольку северные соседи Российской Федерации были обеспокоены положением НКО коренных народов в России. Особое внимание было направлено на «Ясавэй Манзара», которая является филиалом ненецкой организации «Ясавэй», реализующая успешные проекты сотрудничества с участием коренных народов Арктики. Этот филиал был зарегистрирован как «иностранный агент» осенью 2015 года и, как следствие, решил прекратить все виды деятельности [14].

Следует отметить, что во время председательства России в СБЕР больший акцент делался в области транспорта и в увеличении влияния российской стороны Баренцева сотрудничества в регионе. Несомненно, такие сферы, как культура, молодежь и климат являются далеко не второстепенными, но в период 2015-2017 гг. стало понятно, что для России в первую очередь необходимо развивать инфраструктуру и проекты, приносящие доход, а не направлять все внимание на организацию мероприятий гуманитарного характера.

Россия не исключила дальнейшее укрепление взаимодействия между СБЕР и другими региональными советами в Северной Европе, такими, как Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран и партнерство Северного измерения. Более скоординированные усилия форматов многостороннего сотрудничества в североевропейском регионе позволят лучше использовать преимущества каждой платформы при сохранении их независимости и идентичности.

Что касается Швеции, то принимая председательство у России в 2017 году, министр иностранных дел Швеции Марго Вальстрём отметила, что в течение двух лет руководства СБЕР Стокгольм будет руководствоваться принципами устойчивого развития и уважения прав человека, а особое внимание будет уделено расширению контактов между жителями региона и молодежному сотрудничеству [11]. Акцент делался в первую очередь на взаимоотношения между людьми, населяющими Баренцев регион. В официальных обращениях МИД Швеции также упоминались тезисы, касающиеся гендерного равенства для жителей и создания равных условий для обоих полов в работе структур БЕАР [12].

Однако во время шведского председательства всё же было уделено значительное внимание транспортной сфере. К примеру, основной задачей Баренцевой Евро-Арктической Зоны (BEATA) было пересмотреть проект Совместного транспортного плана Баренцева региона. Пересмотренный проект плана включает в себя обновленную информацию об изменении климата и «экологически чистых» транспортных решениях, таких как интеллектуальные транспортные системы, эффективные и устойчивые транспортные системы в связи с развитием индустрии туризма. Пересмотренный проект плана был поддержан на совещании министров транспорта СБЕР в Умео, которое состоялось 11–12 сентября 2019 года. На встрече министров основное внимание уделялось вопросам транспорта и регионального трансграничного транспортного сотрудничества между востоком и западом. Была принята декларация о дальнейшей работе BEATA [7].

BEATA провела пять встреч, включая ознакомительные поездки и дискуссии, на которых были представлены примеры шведских устойчивых и инновационных транспортных решений, таких как стратегия Vision Zero по безопасности дорожного движения, устойчивое планирование транспортной инфраструктуры, автономных транспортных средств и тяжелого транспорта для горнодобывающей промышленности, и решения для морских перевозок [6].

Швеция также сосредоточила активное внимание на усилении межсекторальной молодежной политики и расширении возможностей молодежи участвовать в жизни общества. Кроме того, укреплен диалог между молодежью и официальными лицами, принимающими решения, что способствовало многостороннему сотрудничеству между молодежными группами и неправительственными молодежными организациями в регионе. Ключевым игроком в сфере молодежи стал Баренцев региональный молодежный совет (BRYC) [13].

Также была разработана Стратегия 2019–2023 гг. с целью повышения роли культуры и культурной политики с особым акцентом на сферу и устойчивое развитие, учитывая то, что культура предлагает мощный механизм для решения социальных, экономических, экологических и других проблем [1].

Был запущен процесс присуждения первой в истории Баренцева региона стипендии для культурного сотрудничества для художников и деятелей культуры из Финляндии, Норвегии, России и Швеции, таким образом признавая и поощряя художественное мастерство и сотрудничество через границы. Получатели стипендии из первого и второго тура были приглашены на церемонию награждения в Умео, чтобы поделиться своим опытом и обсудить возможности оцифровки культурной жизни в Баренцевом регионе [1].

Швецией также были затронуты вопросы, связанные с коренными народами Баренцева региона. В период 2017-2019 гг. обсуждались такие темы, как Международный год языков коренных народов ООН, региональная политика, процесс адаптации коренных народов к изменению климата.

Приоритеты в области окружающей среды и климата были основаны на декларации, принятой министрами окружающей среды на их встрече в Вадсё в ноябре 2017 года [10]. Проблема изменения климата было одной из первостепенных задач, обозначенных в программе шведского председательства. Исследование Barents 2050, начатое в 2017 году, оценивает риски и возможности для основных секторов экономики в Баренцевом регионе с точки зрения политики, соответствующей целям Парижского соглашения. Министры по окружающей среде в 2017 году приняли обновленный План действий по изменению климата [14].

Сотрудничество в области сохранения биоразнообразия, водно-болотных угодий и охраны вод и содействие обмену знаниями о влиянии туризма на Баренцевы экосистемы также входили в приоритеты Швеции [14].

В июне 2019 года в Мурманске был проведен 10-й Форум контактов Хабитат. Форум собирает представителей органов управления, научных учреждений и гражданского общества (НПО) для обсуждения текущих тем, касающихся сохранения лесов и водно-болотных угодий [5].

Шведское председательство также сосредоточилась на освещении биоэкономики. Было подчеркнуто понимание значения и роли биоэкономики и устойчивого экономического подхода в Баренцевом регионе, и были предприняты конкретные действия для более тесного сотрудничества с Региональной рабочей группой по инвестициям и экономическому сотрудничеству [2].

Однако важно подчеркнуть, что двухлетний период национального председательства Швеции в СБЕР не ознаменовался гармоничным развитием всех сфер Баренцева сотрудничества. В основном должное внимание уделяется прежде всего гуманитарному аспекту: молодежной политике, сотрудничеству в сфере культуры, спорта, образования. Следует отметить кризисное состояние экономического и промышленного развития в Баренцевом регионе. На данный момент не наблюдается масштабных инвестиций в проекты; транспортная инфраструктура, которой располагает регион, не является эффективной и требует новых политических инициатив. Новые проекты развития должны быть начаты в транспортном секторе и новые методы финансирования должны быть исследованы. Странам региона необходимо обратить внимание на софинансирование этих сфер сотрудничества и ставить экономическое развитие в приоритет для успешного развития БЕАР в будущие годы.

Таким образом, с момента своего основания более четверти века назад СБЕР стремится обеспечить устойчивое развитие региона и сотрудничество в вопросах, касающихся науки, технологий, инфраструктуры и туризма, а также содействовать реализации проектов, направленных на улучшение жизни коренных народов Севера. Стороны, участвующие в проектах, которые реализуются в регионе, совместно работают над решением стратегических задач. В результате их совместных усилий странам удалось создать стабильную зону доверия и открытого диалога в Северной Европе.

Учитывая сложную международную ситуацию, многостороннее сотрудничество в Баренцевом регионе остается важным каналом диалога североевропейских партнеров и позволяет обсуждать общие проблемы, с которыми сталкиваются страны, в деловой и конструктивной манере. Однако до сих пор не преодолены политические разногласия и недоверие между участниками сотрудничества, что мешает БЕАР развиваться как эффективное интеграционное объединение с перспективой создания зоны свободной торговли и совместных производств. Только общими усилиями заинтересованных сторон и при ясном понимании преимуществ сотрудничества региону удастся сдвинуться в сторону успешного технологического и экономического развития

Список литературы

  1. Priorities of the Russian chairmanship in the BEAC [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  2. Summary of the priorities and achievements of the Swedish Chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council 2017–2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  3. Barents Euro-Arctic Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.beac.st/en, свободный (дата обращения: 25.04.2020). – Загл. с экрана
  4. The Norwegian Barents Secretariat [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://barents.no/ru, свободный (дата обращения: 25.04.2020). – Загл. с экрана
  5. Russia to give indigenous peoples priority in Barents chairmanship [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  6. Согласован проект совместного транспортного плана Баренцева региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/soglasovan-proekt-sovmestnogo-transportnogo-plana-barentseva-regiona/, свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  7. Russia Is Removing Critical Voices Ahead of Arctic Council Chairmanship, Indigenous Expert Claims [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 25.04.2020). – Загл. с экрана
  8. Официальный сайт Председательства России в Совете Баренцева Евро-Арктического региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.beac.mid.ru/rg.htm, свободный (дата обращения: 25.04.2020). – Загл. с экрана
  9. Barents Euro-Arctic Council gathers in Umeå [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  10. Stokke O.S. & Castberg R. The Barents Region: Dimensions and Institutions //International Challenges. Fridtj of Nansen Institute. Oslo. Vol.12. №4 -1992. P.21
  11. Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Совета Баренцева/Евроарктического региона, 4 июня 2013 г. [Электронный документ] Режим доступа: http://xn--b1aaebccb4c.xn--p1ai/news/item/24410/, свободный (дата обращения: 25.10.2019). – Загл. с экрана
  12. В Швеции прошла встреча министров транспорта Совета Баренцева Евро-Арктического региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mintrans.ru/press-center/news/9260, свободный (дата обращения: 07.05.2020). – Загл. с экрана
  13. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на 16-й министерской сессии Совета Баренцева/Евро-арктического региона, Архангельск, 19 октября 2017 года [Электронный документ] Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2912235, свободный (дата обращения: 25.10.2019). – Загл. с экрана
  14. Barentsinfo.org – your window to the Barents region [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 25.04.2020). – Загл. с экрана
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее