Правовое регулирование оперативно – розыскной деятельности (далее – ОРД) имеет важное значение при обеспечении принципа законности. Это объясняется следующим. Во-первых, некоторые мероприятия в рамках ОРД затрагивают конституционные права и свободы граждан, и только при соблюдении всех требований закона допускается их ограничение. Во-вторых, полученная информация в рамках ОРД может быть в последующем использована в качестве доказывания только лишь при точном исполнении предусмотренных законом правил и требований проведения оперативно-розыскных мероприятий. В случае нарушения установленных правил полученная информация будет признана незаконной, а лица, допустившие эти нарушения будут нести ответственность, вплоть до уголовной ответственности [3, с. 50].
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти [5].
Остановимся наиболее подробно на ряде проблемных аспектов, связанных с правовыми основами ОРД, и внесем предложения по их разрешению.
В качестве первого нормативного недостатка, на наш взгляд, следует назвать то, что в числе источников правовой основы ОРД, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона об ОРД, отсутствует указание на статьи, принципы и нормы международного права [5].
Как следует из ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69 Конституции РФ, Россия является государством, которое признает обязательность установлений международного права и включает в собственные правовые системы не только международные договоры, но и его общепризнанные принципы и нормы. «Поэтому принципы международного права рассматриваются сегодня как наиболее общие основы, определяющие его главное содержание» [2]. Данные принципы являются критериями, определяющими правомерность поведения государства, и носят юридически обязательный характер, в случае принятия и признания их со стороны международного сообщества в целом, включая государств, на территории которых они будут распространять свое действие [1, с. 47].
В этой связи ч. 4 ст. 15 Конституции РФ подчеркивается следующее: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [2].
С учетом вышеизложенного, с тем, чтобы устранить существующий пробел, полагаем целесообразным внести дополнение в абзац первый ст. 4 Закона об ОРД указанием на то, что правовую основу ОРД составляют в том числе общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Обращает на себя внимание и так же проблема, связанная с определением приоритета нормативных правовых актов Российской Федерации и ее международных договоров.
В этой связи уместно привести следующий пример из судебной практики. Так, группа депутатов Государственной Думы обратилась Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) с целью признания отдельных законоположений российских законодательных актов не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 15 (части 1, 2 и 4) и 79, «поскольку фактически обязывают Россию, ее органы законодательной, исполнительной и судебной власти к безусловному исполнению постановления ЕСПЧ – даже в случае, если оно противоречит Конституции РФ» [4].
Рассмотрев данную проблему, КС РФ принял соответствующее решение, указав на то, что в том случае, если Конституционный Суд РФ придет к выводу о противоречии принятого постановления ЕСПЧ нормам Конституции РФ, то оно исполнению не подлежит [4].
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на отсутствие прямого указания в ст. 4 Закона об ОРД на международные договоры РФ как акты, входящие в правовую основу ОРД, в части, не противоречащей Конституции РФ, они занимают в иерархии нормативных правовых актов второе место после Конституции РФ, что так же, на наш взгляд, должно найти свое отражение в рамках совершенствования ст. 4 Закона об ОРД.
Нормативная база, регулирующая ОРД, весьма обширна. Однако только при соблюдении всех установленных законом требований и правил можно считать ОРД законной, а значит, в дальнейшем она может нести вспомогательную функцию для борьбы с преступностью. Выявленные в ходе исследования пробелы в правовых основах ОРД позволяют нам целесообразным изложить ст. 4 Закона об ОРД в следующей редакции:
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры и иные международные акты России, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
2. Указанные в статье 13 закона государственные органы издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность».
Список литературы
- Железняк Н.С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: монография / Н.С. Железняк.- Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. 234 с.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.- 2014.- № 31.- Ст. 4398.
- Ларин К.Б., Владислав С. Правовое регулирование в сфере оперативно-розыскной деятельности // Деятельность оперативных подразделений: теория и практика. 2021. 554 с.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 30.- Ст. 4658.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.