МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО НЕФТЯНОГО РЫНКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО НЕФТЯНОГО РЫНКА

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

215

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (172), Июнь ‘24

Дата публикации 09.06.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются возможности международных организаций в области регулирования мирового рынка нефти. Автор анализируют деятельность ключевых организаций, таких как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), группа ОПЕК+ и Мировой нефтяной совет (МНС), и их стратегии в контексте глобальных энергетических вызовов. Особое внимание уделяется юридическим основам их функционирования, их роли в продвижении интересов стран-экспортеров нефти на международном рынке и методам и способам, которыми указанные организации осуществляют регулирование рынка нефти. Статья также освещает вопросы эффективности рассматриваемой формы международного сотрудничества и дипломатии в энергетической сфере.

Развитие нефтяной отрасли в XX веке послужило стимулом разграничения интересов государств. Появилась концепция энергетически независимых стран. Однако, несмотря на данную тенденцию, дальнейшая глобализация предопределила необходимость сотрудничества государств в области энергетики. В связи со значимостью нефти на мировом рынке энергоресурсов, страны стремились к объединению усилий с целью наиболее эффективного регулирования нефтяного рынка и обеспечения его стабильности. Основной особенностью таких объединений является характер издаваемых ими актов в виде заявлений министров или глав государств-членов международных объединений, рекомендаций органов таких организаций по сотрудничеству, докладов по итогам международных конференций. Таким образом, представляется возможным определить, что международно-правовое регулирование нефтяного рынка, по большей части, базируется на актах мягкого права.

В рамках научного анализа целесообразно разделить международные организации в области регулирования энергетического рынка на четыре группы: Международные межправительственные организации (ОПЕК, Международное агентство по атомной энергии, Форум стран-экспортеров газа); Органы международной межправительственной организации (Международное энергетическое агентство); Международные неправительственные организации (Мировой нефтяной совет (МНС), Международный газовый союз); Международные неформальные объединения (Международный энергетический форум, G20)[1]. В целях настоящего исследования, касающегося регулирования мирового рынка нефти, интерес представляет изучение международных межправительственных и неправительственных организаций, представленных ОПЕК и МНС.

Фундаментом международно-правового регулирования мирового нефтяного рынка является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в сентябре 1960 года. ОПЕК взял за основу регулирования нефтяного рынка принципы, разработанные картелем «Семь сестер», однако основной и значительной отличительной чертой нового картельного объединения стало сотрудничество суверенных государств, обладающих запасами нефти на своей территории.

Странами основателями Организации выступили Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак, Иран и Кувейт. В дальнейшем членами ОПЕК стали Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Алжир, Ливия, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, которые и по сей день являются ее полноправными членами. Помимо этих государств в определенные временные промежутки участниками ОПЕК были Катар, Ангола, Индонезия и Эквадор. Развитость вышеупомянутых государств сильно взаимосвязана с темпами добычи и реализации товара на мировом рынке нефти, а экономика данных стран зависима от положения и обстоятельств, влияющих на цены на рынке нефти. На долю ОПЕК в мировом нефтяном рынке приходится 49,20 % согласно ежегодному статистическому бюллетеню за 2023 год[2].

Юридическим базисом, учредившим Организацию стран-экспортеров нефти и заложившим основы ее дальнейшего функционирования, стал Устав ОПЕК. Путем подписания Устава были определены аппарат управления, полномочия отдельных органов, правовой статус государств-членов Организации. При анализе ОПЕК, как основного игрока на мировом рынке нефти, представляется важным обратить внимание на цели и задачи, определенные при формировании картеля: «восстановление суверенитета стран-членов над своими природными ресурсами (нефть); установление справедливого ценообразования на мировом рынке нефти; контроль за ценами с помощью введения квот, возможность удержать цену, поднять или снизить; передача основной части прибыли от добычи и торговли сырой нефтью государствам-членам; координация и унификация нефтяной политики государств-членов; определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты интересов государств-участников; нахождение способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках и отсутствие их колебаний; обеспечение устойчивых доходов стран-производителей нефти, эффективного, рентабельного и регулярного снабжения нефтью стран-потребителей, справедливого распределения доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; национализация находящихся на территории стран-членов нефтяных месторождений; охрана окружающей среды»[3].

Суммируя ключевые идеи, заложенные при основании ОПЕК, важно отметить, что Организация создавалась для поддержания и защиты стремлений стран-экспортеров в области получения прибыли от торговли нефтью. При учреждении Организации, государства-основатели не наделили ее компетенцией по урегулированию разногласий в военно-политической сфере, поэтому максимизация прибыли для членов ОПЕК – это основной принцип, на котором строится сотрудничество между членами.

Устав закрепляет, что ОПЕК имеет три органа: Конференция, Совет управляющих, Секретариат [4]. Конференция выступает высшим органом Организации, состоит из делегаций, которые представляют государства-члены ОПЕК, и отвечает за определение общей политики Организации и средства ее осуществления, также решает вопросы о приеме новых государств в ряды членов Организации, о назначении Генерального Секретаря, о поправках к Уставу и другие В соответствии с учредительным актом ОПЕК, Конференция должна проводить два плановых заседания в год, по итогам которых издается резолюция, конфиденциального характера.

Совет управляющих состоит из управляющих от каждой страны-члена и проводит заседания дважды в год. В компетенцию данного органа входит руководство делами Организации, исполнение решений Конференции, представление высшему органу докладов и рекомендаций, составление бюджета, подготовка повестки дня для заседаний Конференции и другие. Секретариат – это исполнительная ветвь власти внутри Организации. Состоит их Генерального секретаря и необходимого для обеспечения работы Организации персонала.

Важнейшим инструментом ОПЕК в рамках деятельности по регулированию рынка является распределение квот на добычу нефти. Суть такого механизма заключается в том, что каждому члену ОПЕК предоставляется квота по добычи нефти и изменяя ее, Организации влияет на уровень спроса и предложения, что отражается на ценах на мировом нефтяном рынке. Квота является предельным объемом добычи нефти, которая закрепляется для всей Организации в целом и для каждого участника картеля отдельно. Решение об изменении квоты происходит на заседании Конференции, закрепляется в итоговой резолюции и основывается на данных, свидетельствующих о ситуации на рынке.

В результате работы ОПЕК в первой половине 1980-х был урегулирован нефтяной рынок путем повышения цен на товар, появилась обновленная система оплаты аренды, были пересмотрены пункты соглашений об использовании природных ресурсов государств-членов Организации транснациональными нефтяными компаниями в пользу интересов развивающихся стран.

Несмотря на наличие в арсенале ОПЕК, казалось бы, простого и эффективного способа влияния на мировой нефтяной рынок в 2014-2016 годах произошло значительное падение цен на нефть, что в определенной степени отрицательно сказалось на общем мировом рынке и очевидно определило необходимость снижения предложения. В описываемый период времени, стало очевидно, что в отсутствие кооперации между ОПЕК и другими крупнейшими нефтедобывающими странами стабилизация и поддержание баланса на рынке нефти невозможно. Однако, наличие разногласий между крупнейшими странами-производителями нефти не способствовало быстрому принятию решения по сокращению квот на добычу нефти и только 30 апреля 2016 года члены ОПЕК достигли договоренности. Для стабилизации рынка нефти и с учетом значимости нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, в декабре 2016 года к настоящей договоренности присоединились государства, которые не являлись членами картеля[5], так называемая группа ОПЕК+ (Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Судан и Южный Судан). Временное соглашение о сотрудничестве между ОПЕК и ОПЕК+ действовало и продлевалось пока 2 июля 2019 года в рамках шестого заседания стран ОПЕК и не-ОПЕК не была заключена Хартия долгосрочного сотрудничества стран-производителей нефти.

Хартия юридически закрепила диалоговый формат регулирования нефтяного рынка странами-производителями нефти на принципах прозрачности и справедливости. Документ подразумевает кооперацию в сфере технологий в области нефтяной промышленности, сотрудничество по развитию рынка нефти и направлен на поддержание долгосрочной эксплуатации нефти в мировой экономике. В статье 6 Хартии закрепляется обязанность стран-участниц соглашения проводить министерские встречи раз в год и встречи технических экспертов два раза в год. В настоящее время участники ОПЕК и ОПЕК+ существенно оказывают влияние на мировой нефтяной рынок через механизм влияния на уровень цен.

Учитывая условия, сподвигшие страны создать ОПЕК, заявленные цели и конечные результаты ее деятельности, оценки эффективности работы Организации в кругах научных исследователей, политиков, юристов, экономистов и представителей нефтедобывающей отрасли значительно разнятся. Представляется важным отметить оппозитные точки зрения, одна из которых отражает мнение об отрицательной роли ОПЕК в мировой экономике, а вторая рассматривает Организацию как необходимого участника международной нефтяной отрасли.

Представители первой точки зрения, в число которых входят США, рассматривают ОПЕК как отрицательное явление и возлагают на ОПЕК ответственность за содействие возникновению экономических кризисов и усилению инфляционного давления, и, помимо этого, считают, что Организация пытается монополизировать мировой нефтяной рынок. Вашингтон выступает за обеспечение стабильности и противится повышению котировок на сорта нефти, в особенности на маркерные, предполагая, что такие действия обеспечат рост инфляции и вред международной торговле, а также приведут к замедлению экономического развития как всего мира в целом, так и отдельных стран.

Сторонники противоположной точки зрения признают, что в деятельности ОПЕК есть несовершенства и изъяны, однако считают функционирование Организации в настоящее время является необходимым фактором сдерживания мирового нефтяного рынка от погружения в хаос и выступает уникальным, востребованным механизмом, обладающим достаточным влиянием на мировом рынке нефти.

Мировой нефтяной совет (далее – МНС) по своей правовой природе является международной неправительственной организацией, зарегистрированной в соответствии с Законом о компаниях 2006 года[6] и Законом и благотворительности 2006 года[7] в Великобритании и представляет собой благотворительную неполитическую компанию. Компания аккредитована как неправительственная организация от Организации Объединенных Наций[8].

Интересной особенностью МНС выступает тот факт, что в состав Совета входят государства-члены ОПЕК и страны, не являющиеся участниками картеля, в том числе Соединенные Штаты Америки. По оценкам экспертов, на долю государств-участников МНС, в общей сложности, приходится 96% нефтедобычи и потребления нефти и газа. В каждом государстве присутствует национальный комитет МНС, в который входит обширный спектр специалистов нефтегазовой отрасли: научные исследовательские институты, нефтяные компании, а также правительственные учреждения. Основная деятельность МНС отражается в работе Мирового нефтяного конгресса, который проводится один раз в три года и обладает репутацией престижной международной арены для проведения обсуждений по актуальным вопросам и проблемам в области нефтяной отрасли.

Структура международной организации представлена Советом, Исполнительным комитетом, Секретариатом, Программным комитетом и Комитетом молодых специалистов. В соответствии с Уставом МНС, Совет является высшим органом и отвечает за принятие новых членов в МНС, за одобрение тем для каждого Конгресса и др. Заседания Совета проходят раз в год. Совет также избирает Президента и Исполнительный комитет, который отвечает за ведение дел МНС между встречами Совета. Секретариат МНС базируется в Лондоне, Великобритания и отвечает за административное обеспечение работы организации. Для целей развития науки в рамках МНС функционирует Программный комитет, который ответственен за разработку программы для Конгресса. Важным аспектом деятельности МНС выступает Комитет молодых специалистов, в функционал которого входит привлечение молодежи, занятой в нефтяной отрасли, и ее наставничество.

Мировой нефтяной совет оказывает посредственное влияние на регулирование нефтяного рынка, поскольку не является межправительственной организацией и не обладает полномочиями издавать акты права, которые обязательно исполнялись бы членами МНС. Однако, в пределах деятельности Конгресса, неправительственная организация способна корректировать направление развития нефтяной отрасли, например, посредством вынесения на обсуждение темы экологической безопасности добычи и переработки нефти. Поскольку регулирование любого рынка, в том числе нефтяного, тесно связано не только с юридическим базисом его функционирования и контроля, но и с огромным количеством внешних факторов, то тенденции, обсуждаемые на авторитетной международной платформе, оказывают влияние на котировки в нефтяной отрасли.

Делая вывод по исследуемой теме, важно обратить внимание на тот факт, что учреждение ОПЕК имеет огромное значение в исторической цепочке развития регулирования мирового нефтяного рынка и значительно изменило правила торговли на рынке одного из традиционных видов сырья. ОПЕК исторически является активным участником рынка нефти, борется с его нестабильностью и противоречиями, в частности, за счет контроля добычи сырья.

Организация стран-экспортеров нефти заложила основы дальнейшего сотрудничества в нефтяной отрасли на межправительственном уровне. В совокупности страны-члены картеля и государства-участники соглашения ОПЕК+ в настоящее время считаются важным и авторитетным игроком на мировом нефтяном рынке с мнением и позицией которого иным государствам необходимо считаться при принятии решений относительно нефтяной промышленности. Такое влияние обусловлено тем, что фактически, от политики ОПЕК в сфере ценообразования в настоящее время зависит устойчивость развития нефтяной отрасли и стабильность мировой экономики в целом.

Список литературы

  1. Сычева, К. Ю. Правовая природа международных энергетических объединений [текст] / Сычева, К. Ю. // Colloquium-Journal. — 2021. — № 34-3(121). — С. 36-38
  2. Oil trade / [Электронный ресурс] // OPEC: [сайт]. — URL: https://asb.opec.org/ASB_Charts.html?chapter=225 (дата обращения: 01.06.2024)
  3. Ханнанова, А. И. Роль опек в регулировании мирового рынка нефти / А. И. Ханнанова, Г. З. Низамова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. – № 35. – С. 24-28. – EDN RRZULJ
  4. Устав Организации стран-экспортеров нефти / [Электронный ресурс] // OPEC : [сайт]. — URL: https://www.opec.org/opec_web/flipbook/OPEC-Statute/index.html (дата обращения: 01.06.2024)
  5. Гулиева, М. Э. Роль и значение международного сотрудничества государств в рамках ОПЕК и ОПЕК+ / М. Э. Гулиева // Государство и право. – 2021. – № 4. – С. 131-136. – DOI 10.31857/S102694520014352-8. – EDN WYYQXK
  6. Companies Act 2006 // Legislation.gov.uk [Электронный ресурс] // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/46/contents (дата обращения: 25.05.2024)
  7. Charities Act 2006 // Legislation.gov.uk [Электронный ресурс] // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/50/contents (дата обращения: 25.05.2024)
  8. About Us // The World Petroleum Council [Электронный ресурс] // URL: https://www.world-petroleum.org/about-us/introduction (дата обращения: 25.05.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее