РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

115

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Поделиться

Цифровизация становится ключевым фактором трансформации административно-правового регулирования в сфере культуры, отражая стратегическую направленность государственной политики. В России культура занимает статус национального приоритета, что закреплено в политико-правовых документах. Цифровизация привела к ряду существенных изменений: аналоговые, физические и статические формы контента трансформировались в цифровые, мобильные и персонализированные. Это явление затронуло и процесс пользования гражданами культурных благ, отдавая всё большее предпочтение цифровым аналогам культурных объектов.

Цифровизация становится ключевым фактором трансформации административно-правового регулирования в сфере культуры, отражая стратегическую направленность государственной политики. В России культура занимает статус национального приоритета, что закреплено в политико-правовых документах. Цифровизация привела к ряду существенных изменений: аналоговые, физические и статические формы контента трансформировались в цифровые, мобильные и персонализированные. Это явление затронуло и процесс пользования гражданами культурных благ, отдавая всё большее предпочтение цифровым аналогам культурных объектов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», стратегия государственной культурной политики основывается на статье 44 Конституции Российской Федерации, международных договорах. Эти нормы формируют платформу для реализации инициатив, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия.

Особое внимание уделяется нематериальным аспектам, которые способствуют укреплению национальной идентичности, развитию патриотизма, изучению и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации. Цифровые технологии способствуют созданию уникальных ресурсов, таких как электронные реестры нематериального культурного наследия, формируемые на региональном и федеральном уровнях. Это позволяет систематизировать фольклорный и этнокультурный материал, обеспечивать доступность для изучения. В 2008 году Министерством культуры Российской Федерации был разработан пилотный вариант электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов России, который используется в законотворчестве субъектов.

На законодательном уровне процесс защиты нематериального наследия в России пока не полностью унифицирован. Примерами региональных законов могут являться: Закон Республики Тыва от 17 января 2013 г. № 1770 ВХ-1 «Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва»; Закон Республики Татарстан №34-ЗРТ от 26 мая 2017 г. «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан».

Рассматриваемые нормативные акты становятся примерами прогрессивного подхода к регулированию в этой области, опережающего федеральное законодательство. В области цифровизации Россия предпринимает активные шаги на законодательном и подзаконном уровнях. Поправки в Гражданский кодекс РФ, принятые в 2019 году, ввели понятие «цифровые права».

Государственная программа «Цифровая экономика» ставит перед собой задачи повышения качества жизни граждан, доступности государственных услуг и повышения цифровой грамотности населения. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 определяет стратегию развития информационного общества до 2030 года. Национальные проекты, включая утвержденный в 2018 году проект «Культура», и программы цифровой экономики подчеркивают важность внедрения инноваций в сферу культуры. Цифровизация культурных услуг рассматривается как ключевой элемент повышения их доступности и улучшения качества жизни населения.

В России защита объектов всемирного культурного наследия реализуется через взаимодействие федеральных и региональных органов. Минкультуры принимает решения об охранных зонах, опираясь на положения закона (статья 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Эта деятельность координируется Департаментом государственной охраны культурного наследия, который также отвечает за международные обязательства России и сотрудничество с ЮНЕСКО[1].

На законодательном уровне охрана культуры закреплена Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 и документом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утвержденным Верховным Советом РФ 9 октября 1992 года № 3612-1). В них подчёркивается значение семьи и традиционных ценностей, включая воспитание на духовно-нравственных основах. Приоритетами остаются сохранение исторической памяти, поддержка культурных проектов и защита правды об истории. Положения направлены на укрепление духовных основ общества, создание условий для воспитания традиционных ценностей, защитой института брака как союза мужчины и женщины, государственной поддержкой сохранения исторической памяти и защиты исторической правды.

Пандемия COVID-19 стала стимулом для цифровизации культурной сферы. Виртуальные музеи, онлайн-лектории, трансляции спектаклей и фильмы в интернете получили широкое распространение. Например, в марте 2020 года Большой театр начал бесплатные трансляции своих архивных спектаклей на YouTube. Также появились платформы вроде «Госкаталога» и «Память народа», обеспечивающие доступ к цифровым версиям культурных объектов.

Можно сделать вывод, что для укрепления связи общества с культурным наследием можно вносить изменения в законодательство, поддерживающие цифровизацию, чтобы сделать культурные блага доступными для всех граждан. Такие меры будут способствовать воспитанию молодёжи на основе национальных ценностей и укреплению патриотического духа.

Список литературы

  1. Лакаев О.А. Правовое регулирование полномочий органов государственного управления в области формирования, обеспечения охраны и использования объектов всемирного культурного наследия // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-polnomochiy-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-formirovaniya-obespecheniya-ohrany-i (дата обращения: 27.11.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее