Федеральные стратегические инициативы и программы, разрабатываемые и реализуемые в России, направлены на решение социально-экономических проблем и поддержку различных секторов экономики. Эти инициативы и программы получили название «национальные проекты». В рамках национальных проектов государство стремится к улучшению качества жизни граждан, стимулированию экономического роста и повышению конкурентоспособности отраслей. Для достижения этих целей из государственного бюджета выделяются дополнительные финансированные средства на развитие таких областей, как социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рынок и государство для граждан.
Национальные проекты Российской Федерации играют ключевую роль в реализации национальных целей, установленных стратегией развития государства. В современной системе управления проектами Российской Федерации региональные проекты представляют собой «проекцию» национальных проектов на уровень субъектов России. Это означает, что они не только реализуют государственные стратегии, но и учитывают особенности каждого региона.
Национальные проекты, представляющие собой федеральную инициативу, которые осуществляются на уровне регионов. В соответствии с установленными инструкциями, ответственность за их разработку и реализацию возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проекты, реализуемые на уровне регионов, становятся частью общероссийских инициатив благодаря поддержке федеральных программ. На уровне субъектов Российской Федерации региональные проекты служат связующим звеном между высшими уровнями власти и местными муниципальными образованиями.
Для эффективного выполнения задач необходимо обеспечить слаженное взаимодействие между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением. Реализация национальных проектов невозможна без активного участия представителей органов местного самоуправления.
Согласно Положению об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, региональный проект определяется как «проект, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта». При этом мероприятия в рамках регионального проекта относятся как к законодательно установленным полномочиям субъекта Российской Федерации, так и к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта [1].
В рамках проектной деятельности муниципальных образований ключевыми элементами являются мероприятия, которые реализуются через муниципальные программы и планы, направленные на выполнение стратегий развития. На уровне муниципалитетов сосредоточены основные усилия по реализации национальных проектов, что подчеркивает необходимость создания условий, способствующих эффективному функционированию каждого муниципалитета. Это, в свою очередь, позволит им активно участвовать в достижении общенациональных целей развития.
Достижение национальных целей и разработка национальных проектов требуют применения целевого подхода и методов целевого управления. Это означает, что необходимо четко определять цели, разрабатывать конкретные шаги для их достижения и использовать методы, которые помогут в этом процессе. Однако специалисты указывают на ряд недостатков, которые препятствуют успешной реализации этих проектов. К числу основных проблем можно отнести недостаточную согласованность целей на разных уровнях управления, неадекватный учет существующих проблемных ситуаций и отсутствие широкого обсуждения концепций и целей с участниками процесса [2].
Несмотря на официальные заявления о необходимости активного участия местных органов власти в этих проектах, на практике они часто остаются в стороне от процесса принятия решений. Это создает дисбаланс в системе управления и снижает эффективность реализации национальных инициатив. Местные органы власти должны быть вовлечены в процесс на всех этапах — от планирования до выполнения и оценки результатов [3].
Для улучшения ситуации необходимо изменить подходы к управлению на местах. Важно, чтобы муниципалитеты имели возможность не только выполнять указания сверху, но и самостоятельно формулировать свои цели и задачи в рамках общенациональной стратегии. Это потребует от них большей ответственности и инициативности, а также создания механизмов, которые позволят им активно участвовать в процессе разработки и реализации проектов.
Одним из методов вовлечения муниципалитетов в реализацию национальных и региональных проектов является интеграция представителей местных сообществ в работу региональных проектных офисов. Формы такого участия могут варьироваться в зависимости от специфики конкретного региона.
В большинстве регионов мониторинг осуществляется на основе отчётов о ходе реализации региональных проектов. Эти отчёты составляются руководителем регионального проекта, который консультируется с муниципальными образованиями, но обычно просто запрашивает у них необходимую информацию. При этом такая практика может привести к недостаточному учету местных условий и специфики, что, в свою очередь, может снизить эффективность реализации проектов на муниципальном уровне.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
- Пузанов А.С., Попов Р.А. Проблемы участия муниципальных образований в реализации нацпроектов. Журнал Бюджет. 2021. №10 (226). С. 60-65
- Гатауллин, Р.Ф. Проблемы становления местного самоуправления и развития института местного самоуправления в условиях современной России. Уфа, 2022. С. 198-257