Все объекты хранения нефти и нефтепродуктов пожаро- и взрывоопасны, поэтому техногенные аварии и инциденты на нефтебазе приводят к значительным материальным потерям и наносят вред окружающей среде, подвергая опасности здоровье и жизнь людей[1-2].
Анализ статистических данных по причинам и местам возникновения показал, что основные места возникновения пожаров были возгорания в резервуарах и насосных станциях; основными причинами возгораний были как огневые работы, так и ремонтные работы, а также короткие замыкания электроустановок. Пожары на нефтебазах наносят значительный ущерб, а в некоторых случаях приводят к гибели людей.
Анализ статистических данных по причинам и местам возникновения. Статистика пожаров на нефтебазах в Российской Федерации показана на рисунках 1-3.
Рисунок 1. Количество пожаров
Рисунок 2. Места возникновение пожара
Рисунок 3. Причины пожаров
Наибольшее количество пожаров на нефтебазах произошло летом - это связано как с повышением температуры окружающей среды, что повышает взрыво- и пожароопасность нефтепродуктов, так и с проводимыми летом сварочными и ремонтными работами. В то же время установлено, что наиболее интенсивно пожарные подразделения работают в зимний период. Из таблицы видно, что средняя продолжительность тушение зимнего пожара в резервуарных парках составляет 8,46 часа, в то время как осенью - 6,56 часа, летом - 5,43 часов, весной - 6,69 часа.
Большинство пожаров, произошедших зимой, носили затяжной характер и требовали концентрации значительного количества сил и ресурсов. Во всех случаях тушение осуществлялось мобильной пожарной техникой, поскольку стационарные установки по разным причинам не работали [3]. Резервуарный парк, о котором пойдет речь, является одним из наиболее пожароопасных объектов в гарнизоне пожарной охраны.
Резервуарный парк сдан в эксплуатацию в 1938 г. и занимает территорию - 20,98 га, рельеф местности - ровный. Климат Иркутской области резко континентальный, с холодной, продолжительной зимой и коротким жарким летом. Среднегодовая температура зимой составляет -20°- -30°С, летом - +12°- +14°С. Максимальная температура зимой - -35°- - 40°С; летом - +33°- +35°С. Максимальные значения скорости ветра - зима, лето 55 км/ч, осень, весна - 27 км/ч. Среднегодовое количество атмосферных осадков- 399 мм.
Операции с нефтепродуктами осуществляются на собственной территории.
Наиболее опасными производственными участками на нефтебазе являются:
- железнодорожная сливная и наливная эстакада;
- резервуарный парк светлых нефтепродуктов;
- насосная станция для перекачки светлых нефтепродуктов.
На нефтебазе принимаются, хранятся и отпускаются следующие нефтепродукты: бензин обычный 92, реактивное топливо, летнее и зимнее дизельное топливо, моторные масла.
Система противопожарной защиты нефтебазы включает в себя:
Административное здание - установка автоматической охранно-пожарной сигнализации «Гранит-16» (находится в комнате охраны).
Существует система телевизионного наблюдения за территорией нефтебазы с выводом изображения в кабинет начальника отдела безопасности. Оповещение персонала осуществляется посредством электрическая сирена; выключатель сирены расположен на электрической панели под лестничной клеткой первого этажа административного здания. В эксплуатации находятся 2 мотопомпы: «Magirus» и «MP-1600», летом они расположены вблизи пожарных резервуаров, зимой – в здании пожарной части.
Нефтепродукты доставляются железнодорожным транспортом в цистернах вместимостью 60 м3. При этом цистерны прибывают в количестве одной с одним видом топлива или группой из двух-пяти с разными видами нефтепродуктов. Одновременно сливается до 2 железнодорожных цистерн со светлыми нефтепродуктами.
Между эстакадой и пунктом учета имеется двусторонняя громкоговорящая связь. Звуковой сигнал подается при достижении максимального верхнего уровня в баках и цистернах и «сухом ходу».
Перед сливом железнодорожных цистерн необходимо закрыть затвор на трубопроводе ливневой канализации в контрольном колодце на эстакаде и открыть затвор на аварийном трубопроводе в аварийный колодец, оборудованный датчиком уровня.
В случае аварийного разлива топливо заполнит лотки эстакадного поддона и аварийные колодцы до уровня h = 0,9 м, после чего автоматически включится аварийный насос, клапан на всасывающей и нагнетательной линиях который всегда открыт, и закачает топливо в аварийный резервуар, а оттуда тем же или передвижным насосом в автоцистерну.
Предусмотрено ручное управление аварийным насосом с пультов, установленных на эстакаде и пункте учета и дозирования, а также предусмотрен замок, исключающий работу насоса при отсутствии перекачиваемой жидкости в корпусе насоса, предусмотрены металлические поддоны для насосов, фильтров и клапанных крышек для сбора возможных разливов и утечек вдоль фланцевых соединений.
Насосы для реактивного топлива взаимозаменяемы (1 рабочий. 1 резервный), они имеют общие всасывающий и нагнетательный коллекторы.
Обвязка насосов выполнена таким образом, что при необходимости операции по опорожнению резервуара могут выполняться через ту же трубу. Управление рабочими насосами осуществляется с пультов, установленных на сливно-наливной железнодорожной эстакаде.
Сеть технологических трубопроводов предусматривает выполнение следующих операций:
- разгрузка железнодорожных цистерн;
- хранение светлых нефтепродуктов в резервуарах;
- заправка автоцистерн.
Количество трубопроводов для приема и выпуска нефтепродуктов принимается, исходя из количества групп реализуемых нефтепродуктов и одновременности проводимых операций. Диаметр трубопроводов принимается в соответствии с максимальной производительностью насосных агрегатов. Клапаны с ручным управлением используются в качестве запорной арматуры. На трубопроводах, подающих нефтепродукты на заправочные станции, насосы имеют дренажные фитинги Ø 20 с запорными клапанами для слива остатков нефтепродуктов или промывочной воды. Для опорожнения трубопроводов, подающих нефтепродукты с железнодорожной эстакады на насосную станцию, а также на резервуарный парк, на совмещенном трубопроводе (всасывающем коллекторе), расположенном на насосной станции, предусмотрена запорная арматура. Погрузочные пандусы предназначены для выпуска нефтепродуктов в автоцистерны. На погрузочной рампе для подачи реактивного и дизельного топлива установлены системы заправки в автоцистернах типа ASN-5M с навесом.
На объекте имеется передвижная цистерна на базе автомобиля АРС-14 и прицеп-цистерна с пенообразователем ПО-6К объемом 4000 литров, которые расположены в теплом боксе.
Все здания, сооружения и объекта оборудованы первичными средствами пожаротушения.
Объект находится под охраной пожарно-спасательной части, в дежурном расчете которого имеются: APС (3221); АЦ-40 (130)63Б; АЦ-3.0-40(43206).
В случае возникновению пожара , согласно расписанию выезда и плану привлечения сил и средств для тушения пожаров в Иркутской области, пожарные подразделения прибывают на объект по вызову № 2, в случае длительного пожара будет привлечены силы и средства опорного пункта. В баках хранится нефтепродукты с температурой вспышки менее 28 0С. Осуществляется перекачка и откачка топлива из баков производится насосной станцией нефтебазы. В случае возникновения пожара возможно перекачать ЛВЖ из резервуаров в цистерны бензовозов или железнодорожных цистерн, а также соседних групп резервуаров. Все резервуары парка светлых нефтепродуктов расположены в трех группах.
В результате обследования резервуарного парка в дипломном проекте установлено, что на объекте защиты не выполняются обязательные требования пожарной безопасности.
Нами сделан вывод, что резервуарный парк не соответствует требованиям законодательства в области пожарной безопасности, имеются отступления от требований безопасности, а именно система АПС находится в неисправном состоянии (ручные пожарные извещатели пожарной сигнализациии находятся в неисправном состоянии(отсутствует питание от приемно-контрольного прибора системы пожарной сигнализации на извещатели) ИПР).
Используются для озеленения территории лиственные деревья (березы), выделяющих в период цветения чешуйки, волокнистые вещества или опушенные семена.
На территорию объекта имеется только один въезд для автомобильного транспорта, что является нарушением. Отсутствуют разворотные площадки для АЦ рядом со зданием мастерских, а также у водоема.
Исследуя вышесказанные проблемные аспекты, мы предлагаем следующие мероприятия:
- в производственной зоне на участках железнодорожного и автомобильного приема-отпуска, а также в зоне резервуарного парка для озеленения применить газон;
- провести мероприятия по вырубке лиственных пород деревьев во избежание пожароопасной обстановки;
- использовать извещатели пожарные ручные взрывозащищенной серии ИП 535 СПЕКТРОН.
- извещатели пожарной сигнализации установить вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через каждые 100 м друг от друга, но не менее двух извещателей на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакады.
Список литературы
- Актерский Ю.Е., Тихонов Ю.М., Джафаров Э.А. Снижение пожарной опасности строительных конструкций на основе использования огнезащитных средств с новой композицией вспучивающихся минералов // Проблемы управления рисками в техносфере. 2018. №4 (48). с. 48-55.
- Джафаров Э.А., Актерский Ю.Е., Минкин Д.Ю. Повышение огнестойкости морских нефтегазодобывающих платформ // Проблемы управления рисками в техносфере. 2021. №3(59). с. 6-13.
- Гордиенко Д.М. Проблемы обеспечения пожарной безопасности объектов нефтегазодобычи в Арктическом бассейне // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2017. № 1 (71).
- Ясашин В.А., Гертер М.И., Агеева В.Н. Анализ путей повышения эффективности магистральных газонефтепроводов // Машины, агрегаты и процессы. Проектирование, создание и модернизация: материалы науч.-практ. конф. 2021. c. 59-62.