Семейные традиции и ритуалы у казахов

Семейные традиции и ритуалы у казахов

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 27.01.2024

Поделиться

В статье рассматривается эволюция семейных традиций и брака у казахов в XIX — начале ХХ века и в современных условиях на основе исследований Х.А. Аргынбаева, С.Х. Шалгинбаевой и А.Д. Давлетовой. Освещаются особенности воспитания детей в казахских многодетных семьях, подчеркивая значение традиций, таких как "аталычество" и право наследования отца.

В XIX — начале ХХ века среди казахов была распространена практика "дальних" браков, и браки между близкими родственниками считались неприемлемыми. Экзогамный барьер был строгим, преобладающим был в пределах семи поколений. Брак рассматривался как союз двух семейно-родственных групп, сохраняющийся даже после развода или смерти одного из супругов. При заключении брака определяющими были социальная и национально-религиозная принадлежность семей. Несмотря на отсутствие строгого запрета на смешанные браки, казахи предпочитали этнически гомогенные союзы. Брачные ограничения существовали в отношениях с родственниками мужа и жены, включая запреты на определенные браки в случае жизни супруги или после ее смерти.

Исследования Х.А. Аргынбаева, казахстанского ученого, посвящены истории казахской семьи и брака, представляя глубокий этнографический анализ развития этих практик. Казахи при вступлении в брак соблюдали ограничения, включая экзогамные, социальные и религиозные нормы, с акцентом на 7 поколениях экзогамного барьера. В современном контексте социально-экономический статус продолжает оказывать влияние на выбор партнеров, и психологическое равенство считается важным в браках [1].

В условиях активной трансформации казахстанского общества происходит интеграция национальных ценностей и этнической традиции в повседневную жизнь горожан. Исследование С.Х. Шалгинбаевой посвящено современным традициям и обрядам в жизни городских казахов, таким как свадебные обычаи, церемонии родильного и детского цикла. Она выделяет несколько ключевых обрядовых циклов, включая сватовство, "проводы" невесты родителями, религиозное бракосочетание, основное торжество, встречу родителей и родственников невесты, а также визиты молодых к родителям. Эти обычаи стали неотъемлемой частью городской жизни, подчеркивая сохранение традиций в современном контексте [3].

Перед свадьбой у казахов существует ряд ритуалов, включая "оли-тыри" (встреча с "живыми" и "мертвыми"), "мандайга тиын тагу" (подарки невесте), "ананын сути" (оплата за материнское молоко), "куйрык бауыр" (ритуальное блюдо), "тостик" (баранья грудинка) и "каде" (подарок). Обязательны также благословение "бата алу" и исполнение свадебных песен. После свадьбы проводятся ритуалы, такие как "отка май кую" (выливание масла в огонь), "келин шай" (разливание чая) и "жасау" (приданое невесты). Современный институт брака у казахов характеризуется самостоятельным выбором брачного партнера, но сохраняется влияние родителей. Отмечается, что разница в возрасте между супругами может влиять на стабильность брака, и несогласованные отношения часто возникают в социально неравных браках.

В контексте диссертационного исследования, проведенного казахстанским психологом А.Д. Давлетовой, обсуждаются традиции воспитания детей в казахских семьях. Автор подчеркивает значение "аталычества" – традиционного метода воспитания, при котором старший ребенок инициируется в роль старших родителей семьи, что влияет на его статус и психологическое развитие. Этот обычай придает старшему ребенку уникальные качества, полезные для роли старшего брата или сестры. Особое внимание также уделяется праву наследования отца, где младший сын становится наследником отцовского дома и обязан заботиться о престарелых родителях [2].

Таким образом, исследования, проведенные Х.А. Аргынбаевым и С.Х. Шалгинбаевой, предоставляют глубокий этнографический обзор эволюции семейных традиций и брака у казахов в XIX — начале ХХ века и в современных условиях. Они отмечают строгость экзогамного барьера, сохранение традиций в условиях трансформации общества, влияние социально-экономического статуса на брачный выбор и важность психологического равенства в браках. Диссертационное исследование А.Д. Давлетовой раскрывает особенности воспитания детей в казахских многодетных семьях, выделяя значение традиций, таких как "аталычество" и право наследования отца. В совокупности эти исследования предоставляют всесторонний взгляд на богатое культурное наследие казахского народа, оставаясь актуальными в контексте современных изменений в обществе.

Список литературы

  1. Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов: Автореф. дис. … доктора ист. наук. – Алма-Ата, 2018. – 130 с.
  2. Давлетова А.Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи): Автореф. дис. … канд психол. наук. – М., 2019. – 22 с.
  3. Шалгинбаева С.Х. Семейные традиции и социокультурный облик казахов городов Алматы и Тараза (этносоциологическое исследование): Автореф. дис. …канд. истор. наук. – Алматы, 2017. – 29 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее