История развития провинциального театрального искусства в дальневосточном регионе

История развития провинциального театрального искусства в дальневосточном регионе

В статье рассматриваются вопросы истории и развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Исследуются культурологические и искусствоведческие проблемы развития театрального искусства, восприятия столичного и провинциального театра.

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (75), июль ‘22

Дата публицакии 20.07.2022

Поделиться

Если церковь – храм божий,

то театр – храм искусства

 

Понимание истории отечественной культуры - одна из важнейших задач современной гуманитарной науки. Исследование феномена русской провинциальной культуры и ее истории  в силу условий, которые сложились в нашей стране, не было приоритетным направлением исторической науки в ХХ веке. Между тем реконструкция объективного образа развивающегося и взаимосвязанного исторического процесса возможна только при признании внутренней ценности каждого из составляющих аспектов человеческого существования.

Актуальность изучения истории провинциального театра очевидна; ведь театральное искусство - это не только форма общественного сознания, но и одна из важнейших сфер общественной жизни региона. Этот вид искусства, как способ художественного отражения действительности, по самой своей природе является публичным, требующим коллективного восприятия, создающего вокруг себя социальную среду. Театр, воздействуя на зрителя системой художественных образов, сформированных творчеством драматурга, режиссера, актера, художника, в конечном итоге отражает состояние культуры, общественной жизни в целом.

Объективную картину развития отечественной культуры можно воссоздать, анализируя культурные процессы, происходившие не только в центре страны, но и в самых отдаленных ее уголках. Однако в историографии сформировался традиционно устойчивый интерес к изучению истории и деятельности столичных театров Москвы и Санкт-Петербурга, а вопросы изучения провинциального театра в России в целом и на Дальнем Востоке в частности актуализировались в научных исследованиях последних десятилетий.  Театральная наука сейчас особое внимание уделяет анализу провинциальных театров [1 c. 226].

Так, один из видных теоретиков театральной науки и знаток провинциального театрального искусства – Данилов С.С. –  определил две значимые точки зрения, которые сложились в 1930-ых годах в молодой искусствоведческой науке.

Первая принадлежит Всеволодскому-Генгроссу В.Н. Он утверждает, что практического художественного назначения провинциальные театры не имели. Вторая, выделенная Бартошевичем А.А., указывает на то, что провинциальный театр, напротив, имел высокое художественное значение, как в теории, так и в художественной  практике. Провинциальный театр в таком контексте противопоставляется столичному, что позволяет наглядно продемонстрировать характерные особенности каждого из них.

Изучив данные мнения о провинциальном театральном искусстве, Данилов С.С. сделал общий вывод, согласно которому различные подходы двух авторов имели общее целеполагание – они помогали изживать пренебрежение к театральному искусству в целом и провинциальной сцене.

В 1940 году выходит научный труд Брянского А.А., посвященный историографии провинциального театра. Данная монография стала одной из первых, которая смогла полемично осветить проблемы театрального искусства в провинциях, при этом охватывая многообразие мнений и взглядов на историю провинциального театра, а также определить его место в культурной жизни России.

В 1970-х гг. складывается концепция провинциального театра как явления общероссийского, которое развивается в виде определенной единой системы, со своей четко разграниченной иерархией законов, актуальных для всех городов России. Данная концепция нашла отражение в трудах  Петровской И.Ф., она смогла полно развернуть характерные особенности театра в провинциальных городах России. Так, ее труд «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина ХIХ века», который был составлен благодаря конкретному материалу российских провинциальных городов, проанализированы историческая эпоха, репертуар театров на примере выдающихся  личностей, актерское искусство. Помимо всего перечисленного, она смогла впервые систематически проанализировать контингент театральных зрителей. Автор акцентировала внимание на исследовании  публики, социальных слоев, посещающих театральные постановки в разные временные промежутки. Именно данный научный труд стал каноном для дальнейшего изучения и анализа театрального искусства.

Вл. Тальзатти, актера антрепренера, по праву можно назвать первым историком театрального искусства на Дальнем Востоке. С 1894 по 1897 он служил на Дальнем Востоке, что и стало толчком для написания и публикации работы – «Театральное дело в Сибири». Данный труд был опубликован в столичном журнале «Театр и искусство».

Работа имела свою определенную структуру. В первом номере автор дает краткие обзоры и отзывы городов от Тюмени до Сахалина в контексте изучения театральной культуры; указывает на численность потенциальных посетителей, актуальный репертуар, а также рассматривает архитектурные постройки, связанные с театром. В последующих трех номерах Тальзатти досконально анализирует репертуар, предлагаемый театральной труппой, отношение публики к деятелям театрального искусства, рассматривает особенности путешествия и сбора информации. Автор отмечает, что во всех сибирских городах труппа смогла провести лишь гастрольные спектакли, а в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке исследователь прожил около трех лет, поэтому труд Тальзатти относится не только к театральному достоянию Сибири, но к Дальнему Востоку [2 c. 68].

Статьи режиссера Брянского А.А., актера Любоша А. и любителя театрального искусства Козлова В. посвящены развитию театрального дела на Дальнем Востоке после русско-японской войны. В то время 1906-1908 гг. связь театральной культуры  Дальневосточного региона с основными фронтами развития общероссийской театральной культуры, была весьма тесной, что придает данному этапу, а также его анализу особый интерес.

Хохлова В.Л. и Ю. Тарич в 1911-1912 гг. выпускают в печать статьи, содержащие в себе очерки и зарисовки местной театральной жизни, которые относятся к позднему периоду, когда дальневосточная театральная культура стала отставать от культурных процессов в российских театрах.

Первым, кто всерьез подошел к изучению театральной культуры дальневосточного региона был  Иванов А.С. В 1972 году он выпускает труд  «Из истории Амурского театра драмы», в котором освещалась богатая театральная жизнь Благовещенска.

Изучение истории Дальнего Востока, а в том числе и театрального творчества, стало активно развиваться в 90-х годах XX в. В тот период выходит книга А.С. Иванова «Дорога длиною в век», которая была приурочена к столетию театральной жизни в Хабаровске.

Говорить об истории становления театрального искусства в  Хабаровске стоит с образования Общественного и Офицерского собрания, театральные коллективы которых были самодеятельными. Первый любительский спектакль состоялся 14 ноября 1887 года. Это была комедия А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Именно с этой комедии и началась активная деятельность любительского театра. Несмотря на непрофессиональных актеров, постановки имели успехи. 14 мая 1892 г. в город приехал уже профессиональный театральный коллектив М.К. Шумилова.

Театральные спектакли были грандиозным событием в жизни города, стали местом массового досуга, поэтому спектакли длились с утра и до полуночи. Антракты сопровождались оркестрами, обустраивались так называемые женские и мужские буфеты с различными угощениями – пирожные, лимонад, квас, напитки для мужчин, копченая кета и краковская колбаса. Также были курительные комнаты, биллиардная, читальня.

Театр в то время был одним из почетных мест посещения и времяпровождения. Но, к большому сожалению, сцены Офицерского и Общественного собрания были непрофессиональными. Поэтому в 1900-х гг. было принято решение о том, что театру необходима сцена и отдельное здание [3].

Первый полноправный театр в Хабаровске появился в 1906 г., который располагался на Хабаровской улице (нынешней – Дзержинского). При завершении строительства в июне 1906 г.,  было принято решение назвать театр - «Театр-цирк Матеуса».  Имя Леопольда Ивановича Матеуса известно тем, что он работал с американской труппой Джорденса. И.К. Воронин, который являлся администратором цирка, приспособил его под театр. Сейчас здание театра можно представить только по сохранившимся чертежам и воспоминаниям.

В Хабаровске был еще один театр-цирк, который располагался на Николаевской площади (сейчас площадь им. Ленина). Данный театр-цирк был спроектирован итальянским архитектором Мартини, который также являлся инициатором строительства и хотел устроить постоянный цирк в Хабаровске. Он сам стал меценатом и профинансировал строительство стационарного цирка, ставшего местом выступлений приезжих цирковых и театральных трупп. Известно, что цирк перестраивался, его перестройкой занимался М.М. Осколков, который в дальнейшем построил и деревянный летний театр-варьете «Эльдорадо» [3].

Также в Хабаровске был китайский театр. Жившая в то время Варвара Федоровна Духовская, жена генерал-губернатора Приамурского края Сергея Михайловича Духовского, писала: «На Военной горе (в прошлом Тихменевская, а сейчас улица Серышева), в открытом балагане, любители-китайцы дают драматические представления; пьесы большей частью исторические, и действия происходят три тысячи лет назад. Актеры денег за представление не берут, считая это за бесчестие, и перед их балаганом стоит несметная толпа китайцев»  [4 с. 435]. Особенностью китайского театра была игра актеров, определенных ролей. Традиционно в китайском театре женские роли играли мужчины-актеры. Это связанно с тем, что китайцы считали, что именно мужчина может передать женскую сущность и донести правильно красоту души и тела. Поэтому китайский театр был чем-то новым, экзотическим в провинциальном Хабаровке.

   К  сожалению, все здания, кроме Общественного и Военного собраний, не сохранились. Многое пришли в негодность, многие снесли в силу перестройки.

Другая история театрального искусства, более известная современным горожанам, начинается в постреволюционное время. Если до революции театры носили некий частный характер, принадлежали или местным органам управления или значимым личностям, то после революции театр получает статус государственного учреждения. В 1926 г. был открыт Первый Дальневосточный трудовой коллектив комической оперы – сейчас всем известный Хабаровский краевой Музыкальный театр. Долгое время театр находился в здании Офицерского собрания, он занимал зал нынешней филармонии. Лишь к 60-ой годовщине театру подарили собственное здание.

Уже в 1933 г. горсовет подготовил документ «Об организации постоянно действующего драматического театра в Хабаровске». Но, как было написано в официальных документах, смета расходилась с планами, и открытие было отложено на неопределенный срок. Только после войны 1946 г. правительство решило создать театр драмы, открытие которого состоялось 16 марта спектаклем по опере К. Утевского «Памятные встречи».

В 1940 г. труппа Ленинградского Нового театра была отправлена на гастроли на Дальний Восток, актеры которого решили создать театр юного зрителя в Хабаровске. Работа по созданию театра была продолжена, и после отъезда ансамбля в Ленинград в 1943 г. театр открылся 11 июня 1944 г. патриотическим спектаклем «Осада Лейдена» по пьесе И. Штока. Тогда ТЮЗ был совмещен с театром кукол.

В современное время в Хабаровске начали свою деятельность театр  пантомимы «Триада» (1975 г.), Белый театр (1989 г.), который является театром абсурда и минимализма, Театр кукол (1997 г.).

Таким образом, можно утверждать, что возникновение и развитие провинциального театра на Дальнем Востоке - это важное звено в развитии не только театрального искусства, но и  культуры России в целом. Несмотря на его общую ориентацию на столичную театральную культуру (во внешнем виде здания, в самом предназначении, в выборе репертуара, в публике), можно проследить региональные особенности. Театральное искусство дало толчок на развитие национальной культуры и приобщение к культуре приезжих отечественных и зарубежных театральных коллективов.

Список литературы

  1. Альтшуллер, А.Я. Провинциальный театр в период первой русской революции // Первая русская революция и театр/ А.Я. Альтшуллер; Государственный Научно-Исследовательский Институт театра и музыки. – Москва: Искусство, 1956. – 235 с.
  2. Востриков JI.A. Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом/ Л.А. Востриков, З.В. Востоков; Научно-популярное издание - Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1991. – 255 с. – ISBN 5-7663-0234-7
  3. Государственный архив Хабаровского края. - Ф. Р-772. - Оп.2.
  4. Духовская В.Ф. Из моих воспоминаний/ В.Ф. Духовская; Москва: «Захаров», 2019. – 570 с. – ISBN -978-5-8159-1552-7

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary