Реставрация объектов архитектурного наследия

Реставрация объектов архитектурного наследия

В данной статье рассматривается процесс реставрации не только как практика воссоздания утраченных элементов памятников культуры, но и как форма культурологической рефлексии. Проблема сохранения культурного наследия на сегодняшний день очень важна, так как утрата идентичности влечет не только потерю исторического облика города, но и экономического и туристического потенциала городов. Реставрация – это сложный процесс не только по укреплению объекта и возвращения ему утилитарной функции, но, прежде всего, сохранения его подлинности и выявления общекультурного, исторического и художественного значения.

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (28), август ‘21

Поделиться

Федеральным законом РФ об объектах культурного наследия предусматриваются методы сохранения историко-культурной ценности объектов, предусматривающие консервацию, ремонт и реставрацию.

«Консервация и реставрация памятников имеет целью сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории» [1] – гласит Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест. А девятая статья Венецианской хартии указывает, что «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Археологические и исторические исследования памятника должны всегда предшествовать и сопровождать реставрационные работы» [1].

Реставрационные работы производятся по научно-проектной документации по результатам комплексных научных исследований, проводимым по трем направлениям: историко-архивные и библиографические исследования; натурные исследования; исследования, при необходимости, по объемным параметрам и специальные инженерно-технологические исследования.

Реставрация – это не только огромная теоретическая и практическая отрасль, в которой присутствует целый корпус методических исследований, руководств и предписаний к действию, рецептурных сведений и технико-технологических секретов ремесла, необходимых для восстановления утраченного и сохранения еще существующего наследия, но и совокупность умений понимать и чувствовать художественные, культурные, духовные различия между физическими объектами разных регионов.

Архитектор должен обдумывать возможные последствия вторжения в живую ткань памятника, при котором технико-технологические процессы, позволяющие сохранить шедевр и передать его будущим поколениям, изменяют его подлинность [2]. Сохранение памятников старины в первую очередь организовано ввиду духовных потребностей человека [3], хотя многие исследования продемонстрировали и экономическую выгоду, обусловленную охраной наследия.

Современный исторический город – это не застывший музей, это грамотное комбинирование прошлого, настоящего, и будущего. К примеру, г. Казань отражает, как с подлинно историческими ценностями придается значение и развитию современной архитектуры, основанной на последнем слове инженерной техники и архитектурной мысли.

В 2017 г. к комплексу Казанского государственного театра юного зрителя присоединили территорию с историческими складами, в связи, с чем появилась необходимость в масштабной реорганизации пространства театра.

До этого времени комплекс театра последовательно формировался из жилого дома, флигелей и служб Подуруева, объединённых в дальнейшем в единый фасад наследниками Журавлева в доходный дом. Историческое значение комплекса значимо в культурном пространстве города, так как у доходного дома изменён статус, комплекс стал принадлежать Казанскому Купеческому собранию. После революции комплекс стал именоваться Домом Татарской культуры, затем Театром Красного октября. Описанные этапы определяют исключительную социокультурную значимость объекта в истории города.

Реставрация зданий, в отличие от консервации, допускает внесение в исторический объект дополнений, которые будут необходимы для сохранения и использования, так как станут его спасением от разрушения [4]. Реставрация – наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Ее основная цель – продление жизни памятника.

К примеру, в Америке, существуют государственные программы, направленные на сохранение исторических зданий от сноса и стимулирование на повторное использование старых сооружений. Эти программы находятся в ведении службы национальных парков и службы внутреннего дохода (налоговая инспекция). В рамках программ существуют два основных экономических стимула: один для реабилитации исторического здания и второй для реабилитации любого другого здания.

Объекты архитектуры, созданные в прошлом, перестают соответствовать своей первоначальной функции. В силу обладания информационным потенциалом, памятники архитектуры представляют ценность и, сохраняясь, составляют категорию наследия.

Список литературы

  1. Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/2570714/ (11.08.2021).
  2. Restoration guide for historic masonry buildings on the trail of tears national historic trail / Nat. Park Service, Trail of Tears Nat. Historic Trail, MTSU Center for Historic Preservation. 2016. 20 p. URL: https://www.nps.gov/trte/ learn/historyculture/upload/Restoration-Guide-for-HistoricMasonry-Buildings-508.pdf (дата обращения: 13.08.2021).
  3. Драчева Е. Л. Проблемы сохранения объектов культурного наследия ЮНЕСКО в России и за рубежом // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3, № 2. С.
  4. Гуделина Г.Ю., Захарчук М.Г. Реставрация деревянных зданий // Молодежный вестник ИрГТУ. 2018. № 1.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary