Специфика формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках иностранного языка

Специфика формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках иностранного языка

В статье рассматривается специфика формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках иностранного языка. Раскрывается сущность и структура нравственно-этической ориентации личности, особенности младшего школьного возраста в процессе ее формирования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Поделиться

Один из важнейших показателей развития современного развития российского государства – это уровень обученности и воспитанности его граждан. Современная Россия переживает переломный момент в своем нравственно-этическом развитии. Нельзя не отметить и большие изменения в понимании морально-этических норм и установок, традиционных для нашей страны. В сознании современных детей смешались ценности разного порядка. В обществе остро ощущается недостаток созидательных смысложизненных ценностных ориентаций личности, всеобщих моральных идеалов. Многие нравственные функции действующей системы образования оказались сведены к минимуму. При этом требования к выпускнику школы постоянно повышаются.

Главная цель школьного образования – воспитать достойного гражданина, обладающего нравственно-этическими качествами, способного уважать других людей, быть доброжелательным, относящегося ценностно к культуре и языку другого народа.

Актуальность данного исследования состоит в том, что содержание учебного предмета «Иностранный язык» представлено значительным потенциалом для формирования нравственно-этической ориентации младших школьников. Ведь именно в процессе обучения иностранному языку с его коммуникативной направленностью у учащихся закладываются нравственно-этические качества и ценности, которые служат основой дальнейшей социализации школьников, позволяют им осмыслить себя и свое место в обществе. Не случайно, приоритетным направлением новых образовательных стандартов заявлена реализация развивающего потенциала образования, результатом которого станет нравственная личность школьника с развитым уровнем ценностного сознания, этически ориентированным поведением, умением осуществлять моральный выбор. Педагогу, в свою очередь, важно создать условия для формирования у учащегося умений выделять нравственно-этическое содержание поступков, видеть ситуацию с разных сторон, быть эмоционально-отзывчивым. С другой стороны, на данный момент еще недостаточно разработаны технологии реализации нравственно-этического воспитания в процессе обучения иностранному языку.

В психологических исследованиях отмечается, что младший школьный возраст – очень важный период в развитии личности. Психика школьника развивается в условиях учебной деятельности. Школьник приобретает социальный статус ученика, вступает в новые социальные отношения, оценивает действия других и получает оценку своих поступков, личностных качеств. У учащихся в этом возрасте формируется стремление иметь собственную точку зрения на проблемные ситуации. Младший школьник начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Его ценностные ориентации зарождаются в контактах с взрослыми людьми, эмоционально переживаются и принимаются в процессе практической деятельности, соотносясь с общественными ценностями, закрепляются, развиваются. У учащихся младших классов хорошо развиваются социальные чувства, формируются навыки общественного поведения и социального взаимодействия. В процессе игры у них развиваются чувства сотрудничества, соперничества и солидарности. Таким образом, в младшем школьном возрасте школьник начинает осознавать свою личность в собственном восприятии. Овладевая нравственно-этическими качествами, он личностно развивается. Крайне важно, чтобы основой всех этих процессов выступала нравственно-этическая ориентация учащихся.

В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 и 2008 гг. подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров…» [6, c. 4].

Действие нравственно-этического оценивания – одна из трех составляющих блока личностных универсальных учебных действий. Формирование и диагностирование нравственно-этической ориентации можно осуществлять через нравственно-этическое оценивание в условиях морального выбора. Основа нравственно-этической оценки – одобрение или осуждение действий и поступков личности или группы людей с учетом нравственных норм и требований, принятых в обществе. Формирование данной ориентации происходит на протяжении всей жизни человека, но основы ее закладываются в младшем школьном возрасте.

В научной литературе целостно сформулированное понятие нравственно-этической ориентации встречается только у А.Г. Асмолова: «Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действий в условиях морального конфликта и включает следующий компоненты: 1) выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; 2) ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций; 3) ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание» [2, с. 49].

Считается, что предмет «Иностранный язык» может выступать стержнем формирования нравственно-этических качеств школьника. Наиболее значимыми основаниями, к которым нужно стремиться учащимся, следует считать: гуманизм, ответственность, долг, совестливость, чувство собственного достоинства, гражданственность. Этому способствует освоение таких понятий, как культура чувств, способность к нравственному усилию, чувство эмпатии. На уроках иностранного языка школьники учатся общению, а оно само по себе личностно.

Обязательным звеном в процессе формирования нравственно-этической ориентации школьников на уроках иностранного языка является моральное просвещение, цель которого – сообщить ученику совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Необходимо включение в структуру урока заданий, требующих ситуационно-нравственного выбора или его оценки. Это нужно для того, чтобы школьники узнали базовые нормы морали. Урок иностранного языка – место, где школьники имеют возможность обмена своими мнениями, идеями, переживаниями, умениями, опытом нравственных взаимоотношений. Здесь есть место, как для коллективной деятельности, так и для выражения индивидуальности и самостоятельности.

В современных педагогических исследованиях отмечается, что для успешного приобщения школьника к нравственным ценностям и этическим нормам поведения в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать, что в основе лежит культурный компонент. Культура выступает в качестве содержания образования. Школьник учится быть готовым к выстраиванию диалога культур, взаимопониманию как по отношению к своей культуре, так и по отношению к любой другой. В современном мире крайне важно понимать грань дозволенного в каждой культуре, понимать образ жизни другого народа, чувства, мысли людей. Предмет «Иностранный язык» обладает гуманистической направленностью, формируя нравственность, духовность, ценностные ориентиры в отношении любого человека на нашей планете.

Подводя итог всему вышесказанному, важно отметить, что школа должна быть учреждением, которое зарождает в молодом поколении морально-этические чувства, создает основу для его социализации. Иностранный язык представляет нам огромное количество возможностей для воспитания личности, обладающей высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Список литературы

  1. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / Е.М. Арапова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
  2. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка / Е. А. Павлова // Образование – 2007. – №11.
  3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Настольная книга преподавателя иностранного языка / М. - Глосса-пресс Феникс - 2010. - 640с.
  4. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку Москва "Просвещение", 1996г.)
  5. А.Г. Асмолов [и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2008. 151 с.
  6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Конаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.
  7. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. Монография. – М.: МПГУ: Прометей, 2011. – 192 с.
  8. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
  9. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3.
  10. Бойко, А. М. Воспитание человека: новое и вечное / А.М. Бойко. – Пермь : Техсервис, 2006. – 568 с.
  11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary