Конфуцианство в китайском фольклоре

Конфуцианство в китайском фольклоре

Китайский фольклор представляет собой очень интересную тему для исследования. Китайская цивилизация имеет длительную и богатую историю, которая за долгое время существования создала немало замечательных памятников культуры, в том числе и литературных. Изучение литературного наследия народа позволяет глубже проникнуть в особенности его мировоззрения, менталитета и культурных особенностей.

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публицакии 29.04.2022

Поделиться

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и государственного управления. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон человеческих отношений в обществе и семье. Жэнь достигается за счет морального самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, основанные на благочестии и уважение к старшим по возрасту и местоположению, почитание родителей, верность императору, вежливость и т.д.

Начиная с II века до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией китайского народа. Каждый чиновник, участвующих в экзаменах, должен был доказать свое знание основных идей учения Конфуция. Конфуцианские нормы и ценности распознаются и преобразуются в символ «истинного Китая». Это постепенно привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен быть прежде всего конфуцианцем. Такое проникновение во все сферы жизни общества нашло глубокое отражение в его творчестве, в частности, в фольклоре.

Китайский фольклор имеет долгую писаную историю. Легенды, пословицы, сказки, и особенно песня записывались в Китае в течение длительного времени. Таким образом, первый памятник поэзии - "крокодиловой" - включает в себя народные песни XI-VI вв. до н.э., Миф о Пастухе и Ткачиха записан много раз - от IV до н. е. и до наших дней; легенда о Солнце Шин изображал в тысячу лет, и так далее.

Китайский фольклор тесно связан со всей китайской культурой. Именно через произведения народного творчества неграмотные крестьяне причастились к национальной духовной культуре, ознакомились с историей своей страны.

На протяжении многих столетий фольклор служил основой и источником развития китайской литературы. Для Китая процесс характеризуется своего рода взаимовлияния литературы и фольклора. Многие произведения фольклора, имеющие литературную обработку, возвращаются к людям в новой и измененной форме. Китайская литература значительно обогащается влиянием народного искусства. Так, знаменитая поэзия Тан периода (VII-X века) во многом обязана своим расцветом народной поэзии и Хань периодов Лучано (III век до н.э. - VI век н.э.); известный китайский роман был рожден из популярного фаблио; работа таких корифеев китайской литературы как Цюй Юань, Тао Юань-мин, Ли Бай, Пу Сун-лин, тесно связано с фольклором4. А теперь фольклор - это один из источников, питающих развитие китайской литературы.

В древнем Китае обрядовая поэзия была сильно развита. Песни и танцы сопровождались многочисленными ритуалами - жертвы богам (обряд ла), изгнание злых духов (например, ритуал но - изгнание духа болезни) и т.п. Обрядовые песни (иши гэ) исполнялись на церемонии бракосочетания, по случаю дня рождения ребенка, на похоронах, на новоселье. Свадебные песни хвалили молодоженов, желали не знать ни голода, ни холода, ни жажды, жить в достатке и радости. Основной темой песен по случаю дня рождения ребенка - желание семье в будущем обильного потомства. На похоронах специальный человек оплакивал умершего, восхваляя его достоинства, выражая соболезнования семье.

Самые важные жертвенные песни - те, которые связаны с хозяйственной деятельностью древних китайцев. Например, в песне "Урожайный год" поется о желании богатого урожая и изобилии.

Ценной частью китайского национального культурного наследия являются древние мифы. Китайская мифология не дошла до нас во всей своей полноте. Тем не менее, выдержки и цитаты в древних книгах позволяют восстановить некоторые замечательные мифы, которые отражают черты древнего китайского восприятия мира, их воображение, любовь к работе, готовность жертвовать.

Группа мифов рассказывает о начале мира, о происхождении земли, неба, людей и существ. Мифы о солнце, звездах и планетах содержат наивные попытки объяснить различные небесные явления. Желание понять лунное затмение вызвало, например, миф о Небесной собаке, которая проглотила луну, а затем по просьбе Господа небес должен был выплюнуть.

Одной из самых известных мифологических легенд является "Легенда о Белой Змее" ("Байше Чжуан"). Впервые легенда о Белой Змее стала известна в эпоху Тан, но в совершенно иной, нежели сейчас, форме. Там рассказывается о том, как некий Ли встретился на озере с красивой девушкой - оборотнем водной змеи, три дня развлекался с ней, и, возвращаясь домой, превратился в воду и умер.

Часто случалось, что реальные исторические факты или события, иногда связанные с какими-либо подвигами или иными деяниями, становились основой легенд, переосмысливались, и так передавались из поколения в поколение.

Глубокое проникновение конфуцианства во все сферы жизни общества не могло не отразиться в литературном творчестве китайцев. Этические идеалы Конфуция были провозглашены не только в его трудах, трудах его учеников и последователей, но и в различных художественных произведениях.

В целом можно заметить, что китайский фольклор, в частности устно-поэтическое творчество очень разнообразен. В нем присутствуют различные стили, сюжеты и способы подачи информации.  Такое богатство дополняется также различиями по региональному признаку, что характерно для такой длительной истории страны и нации.

В общих чертах фольклорные жанры китайцев можно разделить на обрядовые песни, мифологию, легенды и сказки. Каждый из них нес определенную функциональную нагрузку и вобрал в себя совокупность верований и мировосприятий китайского народа.

Устно-поэтическое творчество китайцев включает в себя стихосложение, песенно-повествовательные жанры, песни, а также всевозможные присловья, поговорки и чженьюй.

Таким образом, выявлено огромное влияние конфуцианства на литературное творчество китайцев, в частности на китайский фольклор. Ведь именно в фольклоре отражаются основы мировоззрения, основные принципы этики и нормы морали, принятые в обществе.  А Конфуций в своем учении как раз и задал эти параметры, которые народ впоследствии и перенес в свою жизнь и творчество.

Список литературы

  1. Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М.: Астрель, 2001
  2. Мартынов А. С. Конфуцианство. Лунь Юй. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.
  3. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л, 1976
  4. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л, 1986

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary