ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

В статье рассмотрена биография Михаила Врубеля, русского деятеля искусства, и становление его фирменного стиля.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публикации 28.01.2022

Поделиться

Михаила Врубеля можно назвать одной из самых влиятельных фигур русского символизма в изобразительном искусстве. Скульптор, график, живописей и монументалист, он находил привлекательными «тяжеловесные» темы и сюжеты, трагичность и вместе с тем возвышенность, душевные порывы и гармонию. Берясь за работу, Михаил Александрович Врубель исходил из своих ощущений, а не планировал итог произведения.

Почему же его метод настолько выдающийся, что его не удается также качественно повторить?

Михаил Врубель очень чутко ощущал творческие силы природы, что была для него живым миром и вместилищем тайны. Врубель населял природу мифическими существами, одухотворял ее. В работах Врубеля можно выделить три способа преображения реальности:

  1. свободная интерпретация по мотивам фольклора;
  2. авторское мифотворчество;
  3. работы, пробуждающие воображение у самих зрителей, передача ощущения без точного «рассказа».

На становление языка изобразительного искусства Врубеля повлияли многие сюжеты его прошлого. К примеру, 1884-й год, когда Врубель вместе с другими выдающимися учениками Академии Художеств отправился в Киев для восстановления религиозных фресок и создания своих личных авторских религиозных росписей. Врубель углубился в историю древнерусской иконы и проникся ее глубиной. В последствии религиозная тема часто будет звучать в его полотнах, иногда открыто и громко, иногда – намеками. Он напишет множество ангелов, несколько икон.

Русский символизм очень любил демоническую тему, поскольку именно она позволяла деятелям искусства, творившим в этот период, свободно рассуждать о добре и зле, чистоте и пороке, чего не позволяла религиозная тематика.  После того, как Врубель посетил оперу А.Г. Рубинштейна «Демон», которую поставил И.П. Прянишников, а также проанализировал поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» и иллюстрации к ней, он понял, что его ощущения демона отличаются от тех, которые предлагают другие художники и иллюстраторы. Создав трех «демонов» Врубель фактически породил миф о красоте мощи и одиночества. Также художник очень много картин и зарисовок посвящал своей жене, Надежде Забеле-Врубель, и театру (художник увлекался им в юности, а в зрелом возрасте в этом его поддерживала жена, часто выступавшая на сцене).

Врубель обучался в Академии Художеств под руководством П.П. Чистякова, чьими учениками также были И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, В. А. Серов и В. М. Васнецов. Павел Чистяков, будучи мастером исторической, жанровой и портретной живописи, преподавал классический академизм, что очень важно для понимания становления стиля Врубеля. Чистяков в своем подходе уделял внимание структурному анализу формы: объемная форма делилась на плоскости, которые своими стыками образовывали грани – переломы формы. Отсюда и происходит «граненная» техника Михаила Врубеля. Она находит свое отражение не только в его живописи, но и декоративно-прикладном искусстве. В период работы в Абрамцевких мастерских Врубель станет одним из самых плодовитых работников. Заказы польются рекой, а его умение видеть объемы маленькими плоскостями поможет ему в работе над мозаиками, витражами, майоликами, архитектурными масками и многим другим.

К 1886-м году после поездки в Италию, где Врубель обогащает свою колористическую палитру, он возвращается на родину. Коровин в последствии опишет, что видел на теле Врубеля шрамы от ножа, и тот подтвердит, что делал это намеренно, чтобы заглушить боль душевную. Этот, с одной стороны, не относящийся к творчеству Врубеля момент из его жизни, на самом деле очень важен для понимания его творческого метода.

В 1891-м году Врубель предпринял еще одну поездку в Италию, там он некоторое время проработал в мастерской под началом Александра Антоновича Риццони (выпускник Академии Художеств, наполовину итальянец) и попал под влияние его отношения к процессу творческой работы.

В 1898-м году у Врубеля усиливаются приступы мигрени, ранее почти не мучавшие его. Он начинает принимать обезболивающее в больших количествах, которые приносят за собой серьезные побочные эффекты.

Его состояние постепенно ухудшается. Он пишет «Демона поверженного» находясь в постоянном состоянии тревоги, его мучают резкие вспышки гнева, он перестает воспринимать критику, сторонится друзей. Вскоре психиатр В. М. Бехтерев поставит ему диагноз ««неизлечимый прогрессивный паралич» (сейчас — третичный сифилис). Ф.А. Усольцев же поставит Врубелю диагнозы «спинная сухотка» и «биполярное расстройство». В поддержку второго варианта диагнозов можно привести тот самый пример с причинением себе вреда, который описал Коровин, а также смены состояний Врубеля с депрессивного на маниакальный. Усольцев писал, что считает подтверждением диагноза еще и технику работы Врубеля – дробность и невероятное богатство доступных для восприятия художником цветов и их оттенков.

Так или иначе, получается, что творчество Врубеля есть синтез его знаний, опыта, влияния других художников на него, физического и ментального здоровья. Возможно, именно это сделало его технику такой сложной для понимания и повторения.

Список литературы

  1. Алленов, М. М. История русского и советского искусства: учебное пособие для вузов по специальности "История": доп. Гос. ком. СССР по нар. образованию / М. М. Алленов [и др.]; под ред. Д. В. Сарабьянова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 1989. 448 с.
  2. Видеркер В.В. Символизм как явление культуры:на материале русской живописи рубежа XIX-XX вв. // автореферат диссертации кандидата культурологи. - Новосибирск, 2006.
  3. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман; пер. с англ. В. В. Исакович. – М.: Республика, 2000. – 414с.
  4. Русская живопись. М. Врубель [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 15.01.2022).
  5. Воскресенская. М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков / М. А. Воскресенская; [науч. ред. А. Н. Жеравина]. - Москва: Изд-во Томского ун-та, 2003. - 226 с

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary