ОБОСНОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЖИВОПИСИ КИТАЯ.

ОБОСНОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЖИВОПИСИ КИТАЯ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (84), сентябрь ‘22

Дата публикации 25.09.2022

Поделиться

В статье рассматривается влиянии философии Китая на методы традиционной живописи. Происходит знакомство с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, основы которых составляют культурную особенность страны. Узнаем, как триединство проявляется во всех сферах жизни китайского народа.

В то время, как европейское искусство определяло господство эллинистических традиций и христианства, то в Китае эту роль выполняли: конфуцианство, даосизм и буддизм.  Основа всей цивилизации Китая в триединстве

В первом тыс. до н. э.  зарождается китайская философия (на ряду с греческой и древнеиндийской), отдельные темы и идеи которой содержались в «Шу цзине» (Каноне писаний) и в « Ши цзине» ( Каноне стихов).

Первым достоверным творцом философской теории в Китае стал Конфуций, выразивший духовную традицию Жу- образованных людей, ученых, интеллигентов, что и стало в последствии обозначением конфуцианства.

Они видели свою основную задачу в теоретическом осмыслении жизни общества и каждой личности отдельно. Отсюда следует их активное стремление укрепиться как официальной идеологии, доминация в этической, гуманитарной, административно-аппаратной сфере. Последователи этого учения строго следовали канонам, идеалам высокоморального человека, прототипом которого служили мудрецы древности.

К этим канонам относились:

1)Гуманизм, благородство – жень;

2)Уважение к старшим и почтительность -сяо;

3)Соблюдение этикета и правил морали -ли;

4)Соблюдение ритуалов;

5)Любовь, честность и справедливость по отношению к родным;

6)Понимание вселенской воли -мин;

7)Уважение к мудрости предков и к их традициям;

8)Отдать долг при любых условиях и быть справедливым -и.

Конфуцианство рассматривает отношение верхов и низов, а именно императора и его подданых». Семья – это основа социального порядка, она является малым государством, а государство – большой семьей.

Проявляется тенденция к росту семьи. В результате, большие семьи включают в себя главу семьи, несколько жён и наложниц, большое число женатых сыновей, внуков, родственников и тд. Появляются кланы, крепко защищающие друг друга, не редко населявшие целую деревню, как было распространено на юге страны.

Природа воспринималась как образец порядка и гармонии, совсем не как объект преобразования. Эта гармония между природой и человеком- вода, горы, люди, животные, растения – все это единый организм.

Основные черты живописи данного периода - легкость выражения, простота, ясность и постижение сущности изображаемого.

Осмысление происходило в нескольких категориях: гармония инь и ян, естественное движение жизни, пустота -дао, движение цы (движение жизни).

Основные особенности обучения по заветам конфуцианства:

• соблюдение иерархии (авторитарность преподавателя по отношению к ученику);

• «сохранение лица» учащегося;

• эмоциональная сдержанность;

• самостоятельность учащихся.

Старшим продолжателем Конфуция был Лао-цзы, основатель учения даосизма – противопоставление конфуцианству. В его основе лежит всеобщий закон мира -Дао -правильный путь, сущность природы, начало и конец всего. Принцип Дао в прямом смысле переводится как путь или дорога.

Человек не должен стремится совершать какие-либо действия, прикладывать к ним усилия, ведь это, наоборот, увеличивает напряжение и создает хаос.

Таким образом появляется принцип пассивности, невмешательства -у-вэй. Это затрагивает все сферы жизни общества, вплоть до императора, который не должен вмешиваться в жизнь починенных, а лишь следить за привычным укладом и предотвращать конфликты и бунты. С противоположной стороны, народ, должен прислушиваться к правителю и выполнять его приказы.

События в мире контролируются силами Инь и Ян. Активность, ясность мысли и мужское начало относится к Ян, в то время как женское начало, все темное , слабое относится к Инь.

Основной постулат гласит- мягкое и слабое одолевает твердое и сильное.

В случае с европейским взглядом на формирования «себя» сегодняшнего сравнивается с собой вчерашним, то в даосизме ты уже есть как целое, как мироздание, как что-то совершенное. в даосизме – человек и есть вселенная, мир.

Большое влияние даосизм оказал на развитие литературы и искусства, что проявилось в развитие веры в бессмертие или невозможность состарится. Сторонники этой веры пользовались специальными дыхательными практиками, сидели на специальных диетах и занимались алхимией, что способствовало накоплению опыта и получению новых знаний в сфере химии и традиционной медицины, фармакологии.

Дао раскрывает смысл реальности в гармонии природы и тела. Символизм рисунка раскрывает жизненную позицию, а произведения живописи показывают внутренний мир человека. Таким образом, отношение внутреннего мира и внешнего, раскрывается через переплетение нравственного и эстетического начала даосизма.

Философский смысл даосской живописи заключается в том, что только мысль способна управлять кистью художника. Окружающая человека реальность была выражена в образах воды, ветра, гор, которые в свою очередь несут духовный смысл жизни человека. Идет разъяснение мыслей и чувств художника через линию.

Одной из главных целей буддизма является достижение нирваны – состояния осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, аскетизма.

Люди сильно привязаны к благам и зависят от чужого мнения. Как следствие, душа не развивается, деградирует. Достижение нирваны поможет избавиться от этих зависимостей.

Выделяют несколько истин, присущих буддизму: Каждый человека находится под влиянием негативных переживаний- дукхи. Всегда есть причина, почему появляются эти переживания: тщеславие, похоть, алчность, и т.д. От всего этого можно избавиться. Путь, ведущий к освобождению от дукхи, так же ведет к нирване.

Согласно идеям буддизма, все люди испытывают физические или душевные страдания. Смерть, рождение или болезнь также являются страданием, это противоречит пути Будды, поэтому от этого нужно избавится. Все действия человека находят отпечаток и последствия, влияя на карму. Будда открыл ряд истин, которые составляют философию буддизма: Жизнь – это страдание; нет ничего постоянного; все что появляется, должно исчезнуть; существование как огонь, пожирающее само себя. Все страдания возникают из-за желаний. Чем больше желаний, тем больше страданий. Избавление возможно только с помощью отказа от желаний, достигая нирваны, состояния, когда гаснут все прихоти и страсти, возникает чувство блаженства, заканчивается цикл переселения душ. Для этого нужно пройти по восьмеричному пути, подразумевающий отказ от крайностей, что-то среднее между удовольствием и страданием.

Первые две ступени восьмеричного пути предполагают достижение мудрости. Три следующие отвечают за правильное поведение и нравственные ценности. Три последние ступени связаны с дисциплиной ума. Буддизм просуществовал в Китае около двух тысячелетий. За этот период он сильно поменялся, в процессе слияния с цивилизацией Китая. Однако, его огромное влияние на искусство, литературу и особенно архитектуру нельзя не заметить.

Пришла эта религия в Китай во времена династии Хай. А в эпоху Сун и Тан появилось уже более восьми разновидностей. Дзен-буддизм был одним из крупнейших направлений, повлиявших на художественную культуру Китая. Оно давало художнику свободное и чистое мышлении и рассматривало понимание пустоты как важнейшую категории философского учения.

Внутренняя идея дзен-буддизма заключается в том, чтобы забыть себя и окружающий мир, что наглядно можно увидеть в пейзажах жанра «горы-воды». Они легкие, монохромные, недописанные, оставляющие зрителю возможность закончить их у себя в воображении.

От художника никогда не требовалось писать с натуры – он изображал внутренний мир, воображаемый. В картинах настоящего мастера обязательно должен быть секрет, чтобы зритель не просто любовался внешним изображением, но для внутреннего прозрения. Подлинная картина – вне картины. Беспомощность и незначительность человека перед бытием делает его сопричастным в бесконечном движении вещей, подразумевая его величие. Таким образом одно вытекает из другого.

Так сквозь время менялось влияние то одного то другого философского течения, например если в пейзажах сунского времени, дух даосизма был только подобием ханьских барельефов, а учение Конфуция переросло в неоконфуцианство, но суть основных идей остались неизменными. Наивысшего рассвета буддизм достиг в 7-8 веках, приобретя политический авторитет и свою интеллектуальную мощь.

Буддизм, даосизм и конфуцианство, напротив, благоприятно влияли на развитие и процветание искусства. Объединяло эти три учения – стремление увидеть реальность, отраженную через сознание и взаимопроникновение противоположностей.

Например, пейзажная живопись тесно связана с буддизмом, живопись бамбука с конфуцианством. Неоконфуцианство сочетает в себе идеи даосов и буддизма. В классическом конфуцианском трактате «Ли цзи» говорится, что достичь легкости можно только через трудности. Лао-цзы, в свою очередь, учил что преодоление трудного начинается с легкого, а великое начинается с малого. Наблюдается такое явление, что китайская эстетика характеризовала подлинное мастерство то как изысканность, то как безыскусность, труды мастера воспринимались то как серьезный труд, то как спонтанное действие.» [6, с.187]. В одном случае, автор изображал на картине все, вплоть до мельчайших деталей, считая свою работу оконченной, в другом случае, работа была больше похожа на эскиз, что- то незавершенное, давая намек на недосказанность. Таким образом, дуализм конфуцианства и даосско-буддийского учения не был абсолютным правилом мировосприятия, что привело к его цельности и слиянию.

С точки зрения даосизма и буддизма, гармония- лишь путь к конечной цели, а не сама цель. Цель же – достижение покоя. Слияние с окружением, природой характерная черта мироощущения китайцев. Культ гармонии в человеке, природе, явлениях определяет порядок понимания мира. С его помощью обосновывается существующее положение обществе, ведь оно оправдывает отношение верхних и нижних слоев общества, как необходимость гармонического устройства.

Список литературы

  1. Васильев К.В. Древний Китай в 3 т. М.: Восточная литература, 2006.
  2. Виноградова, Н. А, Каптерева, Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: терминологический словарь. Москва: Эллис Лак, 1997
  3. Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  4. Ли Чунхуэй. Об особенностях и преимуществах китайской традиционной живописи.
  5. Максимов К. М. Выступление на заседании союза художников // Искусство. 1955. № 7. С. 47.
  6. Малявин В.В. Китайское искусство. М., 2004. С
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее