Фирменный стиль, представляющий собой систему визуальных и графических компонентов, формирует неповторимый облик организации или торговой марки, приобретает повышенное значение для создания и поддержания уникальной идентичности бренда. Именно фирменный стиль, весьма важный для выделения на фоне конкурентов, способствует установлению прочных ментальных ассоциаций у целевой группы.
Создание фирменного стиля, что является важнейшей частью брендинга, формирует уникальную корпоративную идентичность и усиливает позиции компании среди конкурентов [2, c. 69]. Неотъемлемым компонентом брендовой стратегии выступает визуальный стиль, объединяющий разнородные элементы в единое и узнаваемое лицо компании.
Ключевые составляющие фирменного стиля:
- Логотип: Графический символ, заключающий в себе и отражающий сущность и направление деятельности организации.
- Цветовая палитра: Набор цветов, систематически применяющихся в визуальных материалах компании.
- Типография: Куб шрифтов и их стилизация, предназначенные для текстового оформления различных материалов.
- Слоган: Короткая, емкая фраза, передающая основную миссию или ключевой месседж фирмы числом минимальным слов.
- Графические элементы и узоры: Уникальные графические детали, способствующие выделению визуального стиля компании.
- Стиль изображений и фотографий: Специфический метод подбора и обработки фотографий, и других визуальных элементов.
- Вербальный стиль: Тональность и стиль общения компании, выраженные как в письменной, так и в устной речи, неоднозначное значение имеет.
- Макеты и шаблоны: Стандартные форматы маркетинговых материалов; презентаций; веб-дизайна и прочих информационных носителей [1, c. 130].
Роль фирменного стиля в формировании бренда:
- Признание и узнаваемость: Постоянное использование визуального стиля помогает легко идентифицировать компанию среди множество других; таким образом, клиенты начинают связывать фирменную атрибутику с вашим брендом. Поэтому, целевая аудитория быстро осознаёт уникальность вашей компании.
- Форма доверия и лояльности: Консистентность визуальных и текстовых материалов улучшает восприятие, что способствует увеличению доверия к бренду. Профессионализм и организованность ярко отражаются в продуманном фирменном стиле, вызванном качеством и детальной проработкой материалов.
- Разграничение: На переполненном рынке фирменный стиль позволяет компании выстоять и привлечь внимание аудитории. Уникальная идентичность бренда помогает выделяться, что особенно важно на конкурентных рынках, где визуальные и эмоциональные аспекты существенно влияют на предпочтения потребителей.
- Коммуникация бренда: Фирменный стиль четко передает основополагающие ценности и философию компании, помогая в форме визуальных элементов донести до аудитории историю и эмоции бренда. Цвета, шрифты и образы играют значительную роль в передаче эмоционального послания.
- Координация коммуникаций: Единый стиль способствует согласованию работы сотрудников над различными проектами и формами коммуникаций, что обеспечивается единообразием и соответствием общим целям. Все материалы и сообщения компании отражают единую и скоординированную концепцию, усиливая их воздействие [5, c. 72].
При разработке фирменного стиля изначально необходимо провести тщательный анализ аудитории, на которую ориентирован бренд, и исследование рыночных трендов. Необходимо также четко определить: миссию бренда, его базовые ценности и ключевые сообщения. Процесс создания фирменного стиля включает несколько важных этапов [4].
1. Этап генерации идей и концептуального дизайна:
- Идеи и концепции, создающиеся с учетом стратегических целей бренда, анализируются и прорабатываются командой дизайнеров.
2. Стадия создания логотипа и других визуальных символов:
- Логотип и графические элементы разрабатываются, строго соответствуя концепции и визуальному стилю марки.
3. Этап формирования брендбука:
- Этот документ определяет правила и стандарты использования фирменного стиля, обеспечивая консистентность всех визуальных коммуникаций.
Важность консистентности использования элементов фирменного стиля трудно переоценить: она создает целостный, узнаваемый образ бренда. Необходимо применять эти элементы во всех точках контакта с аудиторией: будь это рекламные материалы; упаковка товаров; веб-сайт или социальные сети. Фирменный стиль представляет собой не просто эстетическое решение, а серьезный стратегический инструмент, помогающий закрепить и усилить идентичность бренда. Такой стиль имеет ключевое значение для формирования восприятия товарной марки у аудитории, также является важным элементом успешной брендинговой стратегии [3].
Примеры успешных фирменных стилей:
- Apple: Чистота и минимализм линий, преобладание белого и серого тонов; простой и узнаваемый логотип в виде «надкусанного яблока»; четкий шрифт.
- Coca-Cola: Доминантные цвета красный и белый; логотип в виде скриптового шрифта; динамических и жизнерадостных изображений, вызывающих позитивные эмоции.
- Nike: Логотип в виде «Swoosh»; черно-белая цветовая палитра; вдохновляющие и энергичные образы спортсменов; мотивирующие слоганы.
Таким образом, комплексный подход к разработке фирменного стиля играет решающую роль в успешности брендинга.
Список литературы
- Аксенова, А.О. Использование брендинга в формировании корпоративного имиджа / А.О. Аксенова, Д.И. Гумиров, Н.С. Шихов // Молодой ученый. – 2024. – № 4(503). – С. 130-132
- Герасимов, А.С. Брендинг: достоинства и недостатки / А.С. Герасимов // Человек. Социум. Общество. – 2022. – № 8. – С. 69-71
- Земцова, А.Д. Современные тенденции в формировании фирменного стиля организации / А.Д. Земцова // Современные тенденции и инновации в науке и производстве / Редколлегия: Т.Н. Гвоздкова (отв. редактор), С.О. Марков [и др.]. – Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2023. – С. 323.1-323
- Смирнова М.А., Бобырева Н.А. Дизайн фирменного стиля и его роль в формировании имиджа компании // Вестник «ИМЦ». 2022. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-firmennogo-stilya-i-ego-rol-v-formirovanii-imidzha-kompanii (дата обращения: 09.10.2023)
- Четверткова, Е.И. Брендинг как фактор повышения конкурентных преимуществ компании на рынке / Е.И. Четверткова // Неделя молодежной науки. Том 4. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 71-74