Российское гражданское общество на установленном периоде собственного формирования начало относиться неопределенно к монополизации советской пропаганды, которая была рассчитана на без затруднений, управляемую массу людей. Поэтому бесспорна потребность в результативных политических технологиях, которая способна находить взаимовыгодные отношения между народом и государством. Сегодня государство выполняет огромное количество функций. Среди них, важное место занимает «информационная». В век развития средств массовой коммуникаций, когда информация является важнейшим ресурсом, важно не только получать её, но и управлять ей. Этим в основном и занимает пресс-служба государства, то есть она управляет информационными потоками и создаёт официальную позицию государства по любым вопросам. Актуальность данной статьи заключается в том, чтобы показать, что эффективная и грамотная работа пресс-службы – важнейший аспект в формировании имиджа и репутации государства.
Победитель Нобелевской премии Джон Гэлбрейн очень четко писал, что правителям легче сохранять поведение сельского населения в повиновении благодаря тяжелому физическому труду, ведь он не дает им возможности подумать своей головой. В то время население все больше переезжает в мегаполисы, и отсюда у народа возникает новая мотивация - он хочет быть услышанным. Отсюда невозможно не проинформировать общественность, ведь она имеет право голоса, а сразу оборачивается не во благо власти. Так, общественное мнение - важное социальное явление, которому сегодня не уделяют достаточно внимания. Но тем не менее, им занимаются, исследуют и анализируют различные профессии: ученые, журналисты, редакторы, копирайтеры, филологи. Они размышляют о нем и пишут об этом, а политики, лидеры различных государственных структур следят за этим. [2] Но существует и другое понятие общественного мнения - это специфичное проявление общественного сознания, которое выражается в оценке, анализе и характеризующего явное отношение общества к важным проблемам в городе, деревне, селе, регионе, стране и мире. Поэтому, на данном этапе становления общества — это очень мощная сила в нашем мире. Но сегодня каждому социальному институту важно иметь дело не с воображаемым, а с реальным или приближенным к действительности общественным мнением. Это важно, если они рассчитывают помогать и налаживать продуктивные отношения со всевозможными слоями своей внутренней и внешней целевой аудитории. Поэтому наиболее важным компонентом является оказание помощи организациям в распознавании и понимании общественного мнения и профессиональной работе с ним. Следовательно, необходимость открытой государственной политики - это необходимость постоянного информирования общественности, а инструментом информирования общественности является пресс-служба. Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и происходит в рамках более широкого внешнего процесса - усложнения информационной структуры общества. [3]
Существует огромное количество определений разных авторов, но я выведу его своими словами. Пресс-служба государства – это государственный институт, информационно-освещающий различную деятельность власти. Помимо этого, пресс-служба выполняет следующие функции:
- Выстраивающая. Построение доверительных отношений со СМИ, компаниями, государствами.
- Корпоративная. Формирование и выстраивание корпоративной культуры внутри организации, государства.
- Коммуникационная. Подготовка докладов, спикеров и иных лиц к выступлениям, событиям.
- Имиджевая. Выполнение действий, направленных на улучшение и сохранения репутационного риска.
Помимо функций, следует обратить внимание на информационный повод PR-сообщения. На наш взгляд, именно этот критерий может являться основанием для классификации ряда отличительных черт пресс-релизов государственных органов.
Однако, вместе с тем приходится признать, что данный критерий в современной действительности не является универсальным, поскольку в ряде случаев РЯ-сообщение не имеет актуальный информационный повод, акцент переносится в сторону описания преимуществ того или иного политика, его достижений и политических планов. Текст приобретает рекламный характер. Такую тенденцию Е. Н. Савинова объясняет жесткостью корпоративных стандартов, требующих агрессивной текстовой стратегии. «РЯ-специалист, мнимый или скрытый создатель информационного повода, пытается сделать текст максимально объективным на эксплицитном уровне, однако подсознательно стремится к тому, чтобы придать ему почти рекламный характер» [4. с. 136].
Связи с общественностью в сфере государственного управления имеют ряд отличий по сравнению с коммерческими службами. Г. А. Кудрявцев утверждает, что отличия заключаются в:
- Различных критериях оценки эффективности управления: в государственном управлении таковыми являются не прибыль, а общественное благо и лояльность граждан политической власти, легитимность власти;
- Масштабах управленческой деятельности: деятельность органов государственной власти ориентирована не на отдельный сегмент рынка, а на все общество или его значительную часть;
- Характере взаимоотношений между управляющими и управляемыми: процесс политического управления связан с проявлением «властной воли», иногда подразумевающей возможность применения принудительных ресурсов влияния на управляемых;
- Наличии у граждан и общества гарантированного законом права на информацию;
- Опоре на принцип гражданского консенсуса, «общественного договора» [1, с. 13].
Сегодня достаточно распространенной становится тенденция использования международных информационных поводов, на первый взгляд напрямую не связанных с деятельностью государственной структуры. В частности, большой резонанс вызвало сообщение, которое я разберу ниже. [6]
«Челябинский губернатор направил Ди Каприо поздравление с первым "Оскаром"» [5]. Этот PR-прием лучше сравнивать с якобы называемыми «бантиками». Занятно, что важность успеха PR-мессенджа в таком случае должна зависеть от испытываемой внезапности этого действия, но обычно это обнаруживается результатом труда пресс-службы государственного аппарата.
Итак, соответственно моему наблюдению, самыми популярными инфоповодами пресс-релизов госструктур рождаются, например, из-за демонстрации взаимодействия жителя страны и органами власти на вопросы освещения процесса принятия решений, оперативных ответов на вызов извне (критику, слухи и т. д.), реплики важного лица во власти, различные рейтинги, призывы СМИ к сотрудничеству, а ещё международные информационные поводы, которые напрямую не связанны с деятельностью государственных органов власти.
Список литературы
- Кудрявцев, Г. А. Роль служб по связям с общественностью органов государственной власти в демократизации общества [Текст]: автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Кудрявцев Григорий Алексеевич. - М., 2012. 22 с
- Логиновский, П. С. Специфика работы специалиста по связям с общественностью в различных государственных структурах[Текст] / П. С. Логиновский II PR и реклама: традиции и инновации. -2011.-№6-1.-С. 72-74.
- Плешакова, Е. А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления [Текст]: автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Плешакова Екатерина Александровна. - Саратов, 2006. - 24 с.
- Савинова, Е. Н. Ньюсмейкинг: актуализация PR-технологий для муниципальных органов власти [Текст] / Е. Н. Савинова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2012. -№2,- С. 134-143.
- Шибанова, Ю. В. Особенности PR-текстов в рамках коммуникационной стратегии органов власти [Текст] /Ю. В. Шибанова//Вестн. Челяб. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. -2015.-№ 97.-С. 143-151.
- Устюгова, Т. В. Использование PR-текстов как инструмента влияния на социально-политическую ситуацию в условиях кризиса (на примере Краснодарского края) [Текст]: автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02/Устюгова Татьяна Витальевна. - Краснодар, 2008.-25 с.