В большинстве стран брендинг городов играет важную роль в продвижения страны и ее отдельных городов. Под брендингом города понимается система мероприятий по исследованию, формированию, развитию и продвижению ключевых элементов города.
Современные реалии и экономическое развитие Российской Федерации говорит о том, что скоро многие города будут вынуждены столкнуться лицом к лицу с высоким уровнем конкуренции за разнообразные ресурсы и туристические потоки. Понятие территориальный брендинг появилось в России не так давно, однако особая актуальность вопросов брендирования предопределяет важность данной концепции, а именно актуализации своих особенностей для того, чтобы формировать и позиционировать себя как бренд [2, c. 16].
Кроме того, брендинг территории дает возможность улучшить экономику города, увеличить приток ресурсов, выйти на новые рынки, расширять сферу своего экономического влияния, стабилизировать развитие экономики, улучшить инвестиционный климат и сформировать привлекательный имидж региона.
Таким образом, главной целью брендинга территории является создание предпочтительного образа того или иного города и образование лояльности из числа многообразия обслуживаемых сегментов.
Несмотря на то, что потребность маркетингового продвижения Российской Федерации и ее отдельных городов в качестве территории посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием очевидна, на сегодняшний день сохраняется проблема репутационной девальвации брендинга как инструмента территориального развития. Этот процесс несколько замедлился на фоне зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, которая заставила сконцентрировать внимание маркетинга на бренде Краснодарского края, обогатив при этом отечественный опыт продвижения территории на мировой арене. Тем не менее, непосредственно РФ брендом не стала [1, c. 185].
Еще одно усложняющее обстоятельство – продолжительность кризиса в экономике Российской Федерации. Так, при снижении реального дохода населения страны, проекты по формированию и продвижению имиджа воспринимаются крайне скептически.
Стоит отметить, что важная роль в вопросе брендинга территории Российской Федерации отводится политике импортозамещения, замещения импортных товаров и услуг товарами и услугами отечественного производства. На первый взгляд, комплексность подхода к брендингу – это позитивный аспект. Естественно, исключение из туристического рынка трендовых альтернатив раскрывает новый потенциал и возможности для внутреннего туризма. В тоже время, такой же реактивный брендинг стал предпосылкой большого числа технических провалов, творческого плагиата и скандалов.
Анализ литературных источников по теме данного исследования позволил заключить, что крайне мало городов нашей страны могут выступить в качестве примера успешного брендинга территории. Далее целесообразно выделить основные проблемные моменты в вопросе брендинга территорий России [5, c. 281–282]:
- Отсутствие стратегии и брендинг «по причине»
Одна из главных проблем состоит в том, что брендингу предшествует повод. Важно понимать, что единичное решение, которое подкрепляется финансированием, но не соотносится со стратегией развития всего региона в целом. «Дорожные карты» страны рассчитываются на срок до 20-ти лет, хотя решения о развитии территориального бренда далеко не всегда соответствует стратегии развития. Кроме этого, стоит отметить и такое обстоятельство как запуск федеральных инициатив, которые требует оперативного и, самое главное, осмысленного, включения в план брендинга.
Как пример можно рассмотреть город Казань, город выйграл право принятия всемирной летней универсиады в 2013 году, и стал активно визуализировать свою бренд-платформу. Через некоторое время была зарегистрировала торговая марка «Третья столица России», а регион приобрел программу продвижения как внутреннего, так и внешнего. Но только через год ощутимого продвижения руководством города была поставлена задача по поддержанию туристического интереса к привлекающем туристов специфическим природным и рекреационным ресурсами, достопримечательностям, историческим и культурным наследием, иными словами, задача последовательной заработки туристического позиционирования Татарстана.
- Ошибки методологии
Речь в данном контексте пойдёт о нишевом позиционировании. В данном случае стоит отметить две крайности. С одной стороны, создание масштабного бренда, способного объединить огромное количество участников внутри одного крупного проекта. С другой же стороны, группа отдельных платформ с целью поддержания тех или иных ресурсов территории, ориентированных на различные целевые группы и практически не взаимодействующие между собой.
- Стихийное включение местного населения
Местные жители очень долгое время выступали в процессе брендинга города в качестве безмолвного зрителя до самого конца. По итогу, людям было непонятно с чего взялся предполагаемый образ города и как его связать с действительностью, или же брендинг воспринимался ими в качестве псевдо-аттракциона. Ярким примером является опыт Перми, когда разработанный брендинг достаточно эффективно влился в среду города, однако у коренного населения остались смешанные чувства.
По итогу попытки внедрения «народного» брендинга только усугубили ситуацию. Практика показывает, что такой подход практически всегда заканчивается провалом.
- Приоритетность туристических сферы
Безусловно, сегодня особый акцент в вопросе брендинга ставится на вопросы роста туристического потока, что предопределяется стремлением удержать внешнюю обстановку. В то же время, нет сомнений в том, что в рамках данной проблемы важно также учитывать ценностные ориентации местного населения.
- Устои территориального администрирования
И так понятно, что для реализации проектов брендинга территорий требует долгосрочной работы. Так, на создание туристического бренда уходит в среднем 10-15 лет, а для внедрения бренда в жизнь нужно еще 3-4 года. Однако, полномочия большинства чиновников не превышают этих сроков. Вдобавок, вопросы территориального брендинга редко становятся объектом их интереса.
- Неразвитость инфраструктуры брендинга территории
К сожалению, в большинстве случаев, в системе брендинга территорий отсутствует необходимая структура и компетентные квалифицированные кадры. В результате это приводит к тому, что обеспечение эффективного взаимодействия и взаимопонимания сторон становится невозможным.
- Игнорирование целевой аудитории
Нередко получается так, что в процессе развития территории специалисты направляют свое внимание и делают упор только на одну или несколько групп, недооценивая остальные. Проблем игнорирования местного населения является грубейшей ошибкой в вопросе обеспечения баланса интересов заинтересованных лиц.
- Бюджетные проблемы
Не секрет, что на современном этапе развития экономики все большую значимость приобретают нематериальные активы. Этот момент осложняет работу экономистов в вопросе учета и ведения финансовой отчетности.
Не смотря на все выше перечисленное, существует не меньшее количество перспективных направлений развития в области брендинга территорий в России. Стоит отметить позитивную тенденцию последних лет, когда территориальный брендинг стал наконец восприниматься с точки зрения серьезного коллективного процесса.
Для успешной реализации программ территориального брендинга важно осознать, что здесь не требуется мощная рекламная кампания. В качестве инструментов брендинга можно использовать традиционные социально-культурные мероприятия. Самое важно - это их структурирование и нацеленность на усиление бренда территории [4, c. 132].
Эксперты утверждают, что у России есть все шансы, чтобы стать лидером экологического туризма в мировом масштабе, поскольку страна обладает исключительными природными ресурсами. Однако без усилий со стороны государства, бизнеса и общества обойтись невозможно. Так, Сибирь могла бы стать мировым центром экологического туризма. Поволжье богато своим историческим, культурным и природным наследием. В каждом крупном городе можно развивать инфраструктуру территориального брендинга, что даст возможность сформировать желаемый имидж того или иного региона страны.
Такая перспектива может быть достигнута только в случае решения вышеперечисленных проблем, выходами из которых видятся следующим образом [3, c. 18–19]:
- Руководители регионов начнут определять отдаленную перспективу стратегии развития;
- Сохранение ценностей будущим поколениям; Обучение высококомпетентных специалистов;
- Разработка руководящей документации в вопросе брендинга территорий;
- Профессиональный подход к брендингу территорий;
- Ориентация на интересы местного населения;
- Создание платформы бренда;
- Адекватное позиционирование территории;
- Выбор эффективных каналов продвижения;
В заключение следуют отметить, что практика брендинга территорий России носит весьма разрозненный характер. Однако рассмотренные примеры являются свидетельством того, что при грамотном подходе с точки зрения формирования и использования, региону могут открываться уникальные возможности развития. Территории России характеризуются определенными историческими, культурными, социальными и религиозными особенностями, которые могут позволить сформировать самобытный территориальный образ, повысить конкурентоспособность региона и привлечь целевую аудиторию.
Список литературы
- Белякова Н. Ю. Брендинг территории в условиях экономического кризиса: работа над ошибками. Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. — 2016. — с. 184–195.
- Глинская И.Ю. Территориальный брендинг — механизм формирования бренда России. Вестник Бист (Башкирского института социальных технологий). – 2016. – с. 15-20.
- Ковригина В.А. перспективы и проблемы развития геобрендинга в России / В.А. Ковригина, В.В. Лаптева // актуальные вопросы экономических наук. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск). – 2016. – с.17-22.
- Хирянов А.С. Практика Российского брендирования: актуальные проблемы и рекомендации / А.С. Хирянов, Т.Н. Добродомова // актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2016. – с. 132-133.
- Цветкова И.И. Брендинг территории: сущность и развитие в Российской федерации / И.И. Цветкова, К.С. Титянечко // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. экономика и управление. Издательство: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь). – 2016. – с. 280-284.