УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ВОСХОДЯЩЕГО ВОЗДУШНОГО ПОТОКА НА ТРАЕКТОРИЮ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ВОСХОДЯЩЕГО ВОЗДУШНОГО ПОТОКА НА ТРАЕКТОРИЮ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Авторы публикации

Рубрика

Математика

Просмотры

45

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (164), Апрель ‘24

Дата публикации 11.04.2024

Поделиться

В данной статье рассмотрено дифференциальное уравнение горизонтального полета самолета, а также зависимость графиков Cy от Cx с учетом влияния восходящего воздушного потока.

Введение

Воздушный транспорт является важным средством перемещения в современном мире. Восходящий и нисходящий потоки являются очень опасными погодными явлениями для воздушного судна. В данной статье мы рассмотрим дифференциальное уравнение горизонтального полета, зависимость коэффициента подъёмной силы от коэффициента лобового сопротивления. А также как данные явления могут повлиять на аэродинамику воздушного судна в полете.

Задачи

  1. Проанализировать дифференциальное уравнение горизонтального полёта без учёта влияния восходящего воздушного потока
  2. Построить график зависимости Cy от Cx при горизонтальном полёте и траекторию движения воздушного судна
  3. Рассмотреть учёт влияния восходящего воздушного потока на лётные характеристики воздушного судна, проанализировать изменение дифференциального уравнения горизонтального полёта.
  4. Построить график зависимости Cy от Cx при горизонтальном полёте и траекторию движения воздушного судна с учётом влияния восходящего воздушного потока.

Дифференциальное уравнение горизонтального полёта

Движение самолёта описывается векторным уравнением вида:

Для получения дифференциальных уравнений горизонтального полёта в скалярном виде спроектируем векторы входящие в уравнения на оси траекторной системы координат:

                

Первое уравнение характеризует изменение скорости прямолинейного горизонтального полёта под действием разности сил: тяги силовой установки и силы лобового сопротивления.

При установившемся горизонтальном полёте считается, что , следовательно уравнения принимают вид:

Уравнение расчёта подъёмной силы имеет вид: 

Уравнение расчёта силы лобового сопротивления имеет вид: 

 

График зависимости Cy от Cx и график траектории полёта воздушного судна

Влияние восходящего потока на уравнение движения воздушного судна

Пусть восходящий поток имеет направление, показанное красной стрелочкой, и скорость равную U, тогда проекция этой скорости на вертикальную ось будет равна , где α – угол, под которым направлен восходящий поток к продольной оси воздушного судна.

Таким образом, с учётом влияния восходящего потока уравнения подъёмной силы и силы лобового сопротивления примут вид:

Так как под влиянием восходящего потока подъёмная сила стала численно больше силы тяжести, а сила лобового сопротивления стала больше тяги силовой установки, то уравнения, используемые для установившегося горизонтального полёта, не справедливы для данного случая. Соответственно:

Из этого следует, что дифференциальное уравнение неустановившегося горизонтального полёта под действием восходящего потока воздуха будет иметь вид:

При условии, что G=const.

Подставим в получившееся уравнение уравнения подъёмной силы и силы лобового сопротивления с учётом влияния восходящего воздушного потока: 

Из данного уравнения мы можем сделать вывод, что при воздействии восходящего потока воздуха на воздушное судно появляется дополнительная составляющая силы лобового, которая создаётся из-за скоростного добавка к скорости основного воздушного потока, что приводит к замедлению воздушного судна. Отсюда можно сделать вывод, что при воздействии восходящего воздушного потока, направленного под углом α против направления движения самолёта, появляется дефицит тяги, поэтому нужно увеличить режим работы двигателей. Также мы видим, что появилась составляющая подъёмной силы из-за воздействия восходящего потока воздуха, что приводит в взмыванию самолёта, то есть отклонению от заданной траектории, а соответственно к потере скорости и дефициту тяги. Чтобы преодолеть данное возмущение тоже требуется добавить режим работы двигателей.

Таким образом попадание в восходящий воздушный поток, направленный под углом α против направления движения самолёта влечёт за собой серьёзную потерю скорости и отклонение от намеченной траектории движения, что сказывается не только на лётных характеристиках воздушного судна, но и на расходе топлива, затрате времени на полёт, а также на безопасность полёта.

График зависимости Cy от Cx и график траектории полёта воздушного судна с учётом влияния восходящего воздушного потока

 

Список литературы

  1. Аэродинамика и динамика полета, Николаев Л.Ф.
  2. Высшая математика. Дифференциальные уравнения, Аскар Туганбаев
  3. Электронный учебно-методический комплекс «Высшая математика »,Е.А. Ровба, Е.А. Сетько, А.С. Ляликов, К.А. Смотрицкий
  4. Динамика полета. Расчет летно-технических и пилотажных характеристик самолета, Кривель С.М.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее