АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

385

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 10.12.2023

Поделиться

В статье приведены основные административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы. Проводится анализ индекса коррупции в России. Исследуются ключевые аспекты законодательства РФ в области пресечения коррупционных правонарушений. Предложены рекомендации совершенствования административно-правовых средств борьбы с коррупцией в деятельности государственных служащих.

На сегодняшний день вопросы борьбы с коррупцией имеют большое значение в Российской Федерации. Тема коррупция является актуальной на протяжении всего развития страны. Наиболее распространенной сфера, где процветает коррупция, является государственный аппарат. Коррупционные действия в деятельности государственных служащих оказывают негативное воздействие на формирование и надлежащее функционирование правовой системы, экономических и общественных процессов.

В России коррупция является одной из главных проблем. По глобальному индексу восприятия коррупция Россия занимает 137 место. К сожалению, способы и методы, применяемые для пресечения коррупционных правонарушений, работают в недостаточной мере. Рассмотрим последние данные индекса коррупции в России на рисунке 1.

 

Рис. 1 – Индекс коррупции в России [1]

Россия на протяжении последних лет показывает индекс в диапозоне от 28 до 30. Это не самые лучшие показатели. Среди всех стран с самым высоким и наилучшим индексом на 2022 год является Дания, у которой он составляет 90 [2]. Коррупция подрывает доверие граждан к правительству, искажает конкуренцию на рынке, тормозит развитие гражданского общества и подрывает национальную безопасность страны. Основой для антикоррупционных мероприятий является законодательство, которое должно определять правила, нормы и ответственность в области предотвращения, выявления и наказания коррупционных деяний. В связи с этим необходимо проанализировать административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы.

Основным регулирующим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (Федеральный закон № 273-ФЗ) [3]. Согласно данному закону, под термином «коррупция» понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Помимо определения коррупции Федеральный закон № 273-ФЗ содержит статьи самостоятельного значения, которые включают комплекс мер по противодействию коррупции.

Административно-правовые средства – это правовые средства обеспечения согласованности в деятельности государственной службы, они оказывают юридические воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере управления. К административно-правовым средствам относят различного рода разрешения и запреты, стандарты и нормы.

Рассмотрим более подробно административно-правовые средства борьбы с коррупционными действиями в системе государственной службы РФ. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (Федеральный закон № 79-ФЗ) содержит административно-правовые методы по борьбе с коррупцией [4]. Статьи 59.1, 59.2 и 59.3 регулируют порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения государственным служащими и устанавливают соответствующие наказания в зависимости от характера совершенного правонарушения и степени его общественной опасности. Важно отметить, что данные статьи во многих аспектов их содержания опираются на Федеральный закон № 273-ФЗ (часть 3-6 статьи 13 и статья 15) и являются юридической мерой противодействия коррупции.

Установление обязанности государственных служащих сообщать о фактах склонения к коррупции является мерой, направленной на борьбу с коррупцией и защиту интересов общества. Нарушение данной обязанности свидетельствует о недостаточной ответственности и ненадежности служащего, что создает основания для утраты доверия и возможное увольнение с государственной службы (п. 2 ст. 59.2). Таким образом, данный механизм способствует созданию эффективной системы противодействия коррупции в государственной сфере. В законодательстве должны быть установлены механизмы защиты лиц, осуществляющих добросовестное сообщение о коррупционных деяниях. Для этого необходимо предусмотреть строгую конфиденциальность и защиту таких лиц от возможных угроз и репрессий.

В настоящее время главным направлением совершенствования административного законодательства в рамках противодействия коррупции является развитие системы ограничений и запретов в сфере публичного управления. Одним из наиболее актуальных общественных вопросов, требующих решения, является введение запрета на совместную работу родственников и близких лиц в государственной службе. Данные вопросы регулируются статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ и статьей 19 Федерального закона № 79-ФЗ. Для предотвращения конфликта интересов могут быть применены меры изменения должностного положения служащего или его увольнение с гражданской службы.

Для предотвращения коррупции закон устанавливает обязанность государственных служащих предоставлять информации об их доходах. Помимо этого, доступ к такой же информации должен быть и о его членах семьи (п. 9 ст. 15 Федеральный закон № 79-ФЗ). Данная процедура необходима для усиления прозрачности. Законодательство обязывает государственные институты публиковать информацию о своей деятельности, включая доходы и имущественное положение должностных лиц, что позволяет эффективнее контролировать деятельность органов государственной власти.

Помимо федеральных законов административно-правовые средства противодействия коррупции в государственной службе содержаться в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [5]. В статье 19.28 устанавливается суммы административных штрафов в зависимости от размера незаконной передачи, предложения или общения денежных средств, ценных бумаг или иного имущества. Ситуации, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности, выполнению работ и оказанию услуг государственного служащего, регулируются статьей 19.29.

Предписания в Гражданском кодексе РФ [6] не в полной мере используются в механизме борьбы с коррупцией на государственной службе. Российское законодательство имеет правовую коллизию в отношении получения подарков государственными служащими. Уголовный кодекс Российской Федерации не определяет минимальную сумму взятки, в то время как Федеральный закон № 79-ФЗ запрещает получение подарков и вознаграждений государственными служащими. В статье 575 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что государственные служащие имеют возможность получения подарков не превышающие суммы 3 тысяч рублей. Федеральный закон № 273-ФЗ (статья 12.1) и Федеральный закон № 79-ФЗ (статья 17) запрещают должностным лицам принимать подарки, исполняя свои должностные полномочия.

Уголовный кодекс РФ регулирует отношения в области коррупционных преступлений. Основные положения регламентируются в главе 30, статьи 290-291.2. В них предусматриваются наказания за коррупционные правонарушения. В настоящий момент разрабатываются изменения в Уголовном кодексе Российской Федерации [7], направленные на более строгое наказание за коррупционные преступления. В частности, по данным федеральных СМИ планируются ввести ужесточения в статье 290.2 мелкое взяточничество. Вместо года тюрьмы, как сейчас, виновникам будет грозить до трёх лет лишения или четырёх – ограничения свободы, а также штраф до миллиона рублей. Такие меры могут стать существенным фактором сдерживания коррупционеров [8].

Анализируя административно-правовые средства пресечения коррупции в системе государственной службы, отметим, что они многочисленны и содержатся в различных нормативно-правовых актах. Необходимо постоянно совершенствовать законодательство для эффективной борьбы с коррупционными правонарушениями. Важным элементом является также реализация и исполнение этих законов.

Эффективные мероприятия по борьбе с коррупцией требуют действенных механизмов контроля и надзора, а также образования и пропаганды антикоррупционной культуры среди граждан и государственных служащих. Для совершенствования правоприменительной деятельности предотвращения коррупции необходимо, чтобы в системе государственной службе не дублировались функции у различных органов. Таким образом, уменьшится количество необоснованных контактов граждан и государственных служащих, что повлияет на минимизацию возможности коррупционных действий.

Для формирования нетерпимости к коррупции в обществе необходимо проводить информационную работу, освещать проблему коррупции в СМИ, организовывать общественные дискуссии и мероприятия, направленные на воспитание гражданской позиции и активного участия в борьбе с коррупцией. Государство должно формировать и контролировать исполнение законодательства, создавать такие условия в процессе рабочей деятельности служащих, которые будут мотивировать их бороться с коррупцией, а не склоняться к ней. Общественное участие и прозрачность являются неотъемлемой частью эффективной борьбы против коррупции в системе государственной службы. Если граждане активно будут участвовать в контроле над деятельностью государственных служащих, то это поможет предотвратить злоупотребления и обеспечить ответственность за ненадлежащие действия. Важно создать условия для реализации контроля со стороны граждан, обеспечить доступ к информации о работе государственных служб, организовать публичные консультации, а также внедрить системы реагирования на обращения граждан и защиты внутренних сообщников.

В заключение, анализируя действующее законодательство РФ и административно-правовые средства борьбы с коррупцией в сфере государственной службы, отметим, что на данный момент отсутствует эффективная система государственного контроля, а общественный контроль отдельных институтов гражданского общества, осуществляемый для пресечения коррупционных действий, остается на низком уровне. Во многом это связано с недостаточным правовым регулированием отношений, связанных с проведение государственного контроля.

Для совершенствования антикоррупционного законодательства в России предлагается внедрить наиболее строгие механизмы контроля и надзора за финансовыми операциями и имущественными активами должностных лиц, ужесточить наказание для официальных лиц, занимающих ключевые государственные должности, чтобы создать сдерживающий эффект и серьезно подавить коррупционные проявления. Таким образом, искоренение коррупции у высших органов государственной власти повлечет ее уменьшение и у других служащих. Государство постоянно изменяет и совершенствует законодательство, реализует антикоррупционные меры и акцентирует внимание общественности к существованию данной проблемы. В настоящее время полное искоренение коррупции невозможно, борьба с ней проводится планомерно, достигаются определенные цели и результаты, необходимые для выявления и минимизации коррупции в стране, в особенности в системе государственных служащих.

Список литературы

  1. Рейтинг стран мира по индексу восприятия коррупции [Электронный ресурс] – URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index (дата обращения: 29.11.2023).
  2. Официальный сайт ТAKE-PROFIT.ORG [Электронный ресурс] – URL: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/russia/ (дата обращения: 29.11.2023).
  3. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 30.11.2023).
  4. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 30.11.2023).
  5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.12.2023).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 02.12.2023).
  7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ– СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 02.12.2023).
  8. В России планируют ввести наказание за мелкие взятки [Электронный ресурс] – URL: https://zlatoust.info/news/kriminal/a-vy-ne-berite-v-rossii-planiruyut-vvesti-nakazanie-za-melkie-vzyatki/ (дата обращения: 02.12.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее