ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРИЗЫВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРИЗЫВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (221), Май ‘25

Поделиться

Совершенствование законодательства в области защиты прав граждан при призыве на военную службу является актуальной задачей, направленной на обеспечение баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и гарантией прав и свобод личности. Ключевые направления включают:
Повышение прозрачности и доступности информации: Развитие механизмов информирования граждан об их правах, обязанностях и процедурах призыва, включая использование цифровых платформ.
Гуманизация процедур медицинского освидетельствования: Усиление гарантий объективности и независимости военно-врачебных комиссий, уточнение критериев годности к военной службе и расширение возможностей для независимой медицинской экспертизы.
Совершенствование порядка обжалования решений призывных комиссий: Упрощение процедур подачи и рассмотрения жалоб, обеспечение реальной возможности отстоять свои права в досудебном и судебном порядке.
Развитие института альтернативной гражданской службы: Расширение оснований для ее прохождения, улучшение условий и повышение привлекательности данного вида службы.
Усиление ответственности должностных лиц: Введение более строгих мер ответственности за нарушения прав граждан в ходе призывных мероприятий.
Цифровизация призывных процессов: Внедрение электронного документооборота и создание единых баз данных для минимизации ошибок, сокращения бюрократических процедур и повышения удобства для граждан, при одновременном обеспечении защиты персональных данных.
Гармонизация законодательства с международными стандартами в области прав человека, применимыми к сфере воинской обязанности.
Эти тенденции отражают стремление государства к построению более справедливой и правовой системы призыва, учитывающей индивидуальные особенности и права каждого гражданина.

Введение

Законодательство, регулирующее порядок призыва граждан на военную службу, находится в состоянии перманентной эволюции, отражая изменяющиеся общественные отношения, технологические возможности и приоритеты государственной политики. Период с 2022 по 2025 год ознаменовался рядом существенных нововведений, оказавших значительное влияние на правовое положение призывников и процедуры защиты их прав. Анализ данных изменений и выявление перспективных направлений совершенствования нормативно-правовой базы являются актуальной задачей юридической науки.

1) Анализ ключевых изменений в законодательстве (2022-2025 гг.) и их потенциальное влияние на защиту прав призывников

Наиболее значимым событием рассматриваемого периода стало принятие Федерального закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес кардинальные изменения, прежде всего, в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон № 53-ФЗ). Эти изменения включают:

Введение единого реестра воинского учета и электронных повесток: Создается государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, состоящих на воинском учете. Повестки военного комиссариата могут направляться в письменной форме под расписку, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме через портал "Госуслуги" или через МФЦ. При этом электронная повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на "Госуслугах" (ст. 31 Закона № 53-ФЗ в новой редакции) или, если она направлена иными способами, – по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток.

Потенциальное влияние: С одной стороны, цифровизация призвана повысить эффективность воинского учета и оповещения. С другой стороны, норма о "презумпции вручения" электронной повестки вызывает серьезные опасения с точки зрения соблюдения права на защиту. Гражданин может по объективным причинам (отсутствие доступа к интернету, технические сбои, недостаточная цифровая грамотность) не ознакомиться с повесткой, но юридически будет считаться уведомленным. Это может привести к необоснованному применению ограничительных мер.

Введение обеспечительных мер в отношении граждан, не явившихся по повестке: в случае неявки без уважительной причины по повестке, врученной в установленном порядке, по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, в отношении такого гражданина применяются временные меры, направленные на обеспечение его явки (п. 1 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ в новой редакции). К таким мерам относятся: запрет на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, запрет на постановку на учет в налоговом органе в качестве самозанятого, приостановление права управления транспортными средствами, запрет на государственную регистрацию транспортных средств, отказ в заключении кредитного договора, договора займа. Кроме того, вводится запрет на выезд из Российской Федерации со дня, когда повестка считается врученной.

Потенциальное влияние: Данные меры являются весьма существенными ограничениями прав граждан. Их автоматическое применение без судебного решения, лишь на основании факта неявки (который может быть обусловлен и неуведомлением надлежащим образом, несмотря на презумпцию), вызывает вопросы с точки зрения соразмерности и принципа вины. Это может создать значительные трудности для граждан в реализации своих прав и законных интересов, а также оказать давление на них, затрудняя оспаривание решений призывной комиссии.

Уточнение порядка обжалования решений призывных комиссий: Закон № 53-ФЗ (ст. 28, 29) и ранее предусматривал право на обжалование, однако нововведения детализируют возможность подачи жалобы в электронном виде через "Госуслуги". Приостановление решения призывной комиссии в случае обжалования сохраняется.

Потенциальное влияние: Расширение способов подачи жалобы можно оценить положительно. Однако эффективность этого механизма будет зависеть от фактической работы системы и скорости рассмотрения таких жалоб. На фоне ужесточения ответственности за неявку, доступность и оперативность обжалования приобретают еще большее значение.

Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" и Федеральный закон от 04.08.2023 № 437-ФЗ, изменяющий возраст пребывания в запасе некоторых категорий граждан, напрямую не затрагивают процедуру призыва граждан, не пребывающих в запасе, но отражают общую тенденцию на усиление мобилизационной готовности государства.

По мнению ряда ученых-юристов (например, А.В. Пчелинцева, И.А. Конюховой (Хабриевой) в их работах, посвященных административной реформе и правам человека), цифровизация государственных услуг, включая сферу воинского учета, не должна приводить к умалению гарантий прав граждан. Особо отмечается необходимость обеспечения реальной возможности ознакомления с юридически значимой информацией и соблюдения принципа "audiatur et altera pars" (да будет выслушана и другая сторона) перед применением каких-либо ограничений.

2) Основные направления совершенствования законодательства в сфере защиты прав призывников

На основе анализа текущего законодательства, правоприменительной практики и научных позиций можно выделить следующие ключевые направления для его совершенствования:

1. Повышение гарантий информированности и правовой определенности призывника:

Конкретизация понятия "надлежащее уведомление": Несмотря на введение электронных повесток, необходимо предусмотреть дополнительные механизмы верификации их получения, особенно для граждан, имеющих объективные трудности с доступом к цифровым ресурсам. Возможно, следует рассмотреть введение периода, в течение которого гражданин может заявить о неполучении электронной повестки по уважительным причинам, с приостановкой течения срока для явки и применения обеспечительных мер.

Обязательное разъяснение прав и порядка их защиты: При первоначальной постановке на воинский учет и при каждом вызове в военный комиссариат необходимо под роспись вручать призывнику памятку, содержащую исчерпывающую информацию о его правах (на медицинское освидетельствование, на представление медицинских документов, на КМО, на обжалование решений, на получение копий решений и медицинских заключений, на юридическую помощь), а также о порядке и сроках их реализации.

Обеспечение беспрепятственного доступа к материалам личного дела призывника: Следует законодательно закрепить обязанность военного комиссариата предоставлять призывнику или его представителю возможность ознакомления со всеми материалами личного дела, включая медицинские документы, на любом этапе призывных мероприятий, с возможностью снятия копий.

2. Совершенствование процедур медицинского освидетельствования и контрольного медицинского освидетельствования:

Повышение независимости военно-врачебных комиссий (ВВК): Рассмотреть возможность выведения ВВК из прямого подчинения военных комиссариатов, например, путем их формирования при участии независимых медицинских экспертов или под эгидой гражданских органов здравоохранения. Это могло бы способствовать большей объективности заключений.

Обязательный учет всех представленных медицинских документов: Законодательно закрепить обязанность ВВК и призывной комиссии приобщать к личному делу и учитывать все представленные призывником медицинские документы из гражданских медицинских учреждений, с мотивированным отражением в заключении о годности причин согласия или несогласия с ними.

Упрощение и повышение доступности процедуры КМО: Уточнить порядок и сроки направления на КМО, обеспечив его проведение в разумные сроки и в медицинских организациях, обладающих необходимой диагностической базой. Усилить роль КМО как реального механизма проверки обоснованности решений нижестоящих комиссий. Мнения ученых, таких как Ю.Н. Старилов, подчеркивают важность эффективных административных процедур для реализации прав граждан.

Цифровизация медицинского документооборота с обеспечением доступа призывника: Интеграция данных о состоянии здоровья из гражданских медицинских информационных систем в систему воинского учета (с согласия гражданина) и предоставление призывнику доступа к его электронному медицинскому делу в рамках призывных мероприятий.

3. Усиление гарантий при обжаловании решений призывных комиссий и применении обеспечительных мер:

Уточнение оснований и порядка применения обеспечительных мер: Пересмотреть автоматический характер применения обеспечительных мер (ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ), возможно, введя уведомительный порядок перед их применением с предоставлением гражданину короткого срока для добровольной явки или представления доказательств уважительности причин неявки. Рассмотреть возможность применения таких мер только на основании судебного решения, если речь идет о существенных ограничениях прав.

Гарантированное приостановление всех призывных мероприятий при обжаловании: Четко прописать, что подача жалобы (как в вышестоящую комиссию, так и в суд) не только приостанавливает выполнение обжалуемого решения, но и исключает возможность направления на сборный пункт или применения обеспечительных мер до вынесения решения по жалобе или вступления в силу решения суда.

Развитие института бесплатной юридической помощи для призывников: Расширить доступ к квалифицированной юридической помощи для граждан, подлежащих призыву, особенно для социально уязвимых категорий, путем включения данной категории дел в систему государственной бесплатной юридической помощи на более широкой основе.

4. Повышение ответственности должностных лиц за нарушения прав призывников:

Введение реальных механизмов ответственности: Установить более четкие и действенные меры дисциплинарной, административной, а в некоторых случаях и материальной ответственности должностных лиц военных комиссариатов и членов призывных комиссий за неправомерные решения, бездействие или нарушение установленного порядка проведения призывных мероприятий.

5. Практические инновации

  • Применение электронных систем мониторинга и контроля за процессом призыва, позволяющих гражданам в режиме онлайн отслеживать статус рассмотрения документов и получения информации о решениях призывных комиссий. Это не только повысит доверие к системе, но и минимизирует возможность злоупотреблений и нестыковок на этапе оформления.
  • Разработка цифровой платформы, объединяющей государственные, медицинские и юридические службы, позволит осуществлять комплексную оценку состояния граждан, его объективное подтверждение с использованием электронных медицинских карт и онлайн-консультаций с экспертами. Такой подход способствовал бы более оперативной и прозрачной координации всех участников процесса.
  • Интеграция технологий блокчейн для ведения официальных реестров и документирования действий призывных комиссий может обеспечить неизменность и неподделываемость информации, что станет значительным шагом в повышении доверия граждан к государственным институтам.
  • Также возможно предложение разработки механизмов общественного контроля через создание специализированных общественных наблюдательных комиссий, которым будет предоставлен доступ к информационным системам государственных органов. Это позволит гражданскому обществу участвовать в мониторинге соблюдения их прав и повышать правовую культуру призывного процесса.

Такой междисциплинарный подход, объединяющий юриспруденцию, информационные технологии и идеи общественного контроля, позволит не только выявить узкие места в современном законодательстве, но и предложить конкретные меры для повышения эффективности защиты прав граждан. Результатом дипломной работы могут стать практические рекомендации, способные быть учтенными при дальнейшей модернизации законодательства в сфере призывных мероприятий.

Вывод

Анализ законодательства в сфере защиты прав граждан при осуществлении призывных мероприятий, особенно в свете нововведений 2022-2025 годов, свидетельствует о двойственной тенденции. С одной стороны, наблюдается стремление государства к повышению эффективности системы воинского учета и призыва за счет цифровизации и ужесточения мер по обеспечению явки граждан. Федеральный закон № 127-ФЗ от 14.04.2023 является ярким примером этой тенденции, вводя электронные повестки и существенные обеспечительные меры при неявке. С другой стороны, такие нововведения, по мнению многих экспертов и правозащитников, несут риски умаления процессуальных гарантий прав призывников, особенно в части надлежащего уведомления и возможности своевременной защиты своих интересов до наступления негативных последствий. Основные направления совершенствования законодательства должны быть ориентированы на восстановление баланса между государственными интересами и правами личности. Это включает усиление гарантий информированности граждан, повышение объективности и независимости медицинского освидетельствования, обеспечение реальной, а не формальной возможности обжалования решений с безусловным приостановлением их исполнения, а также пересмотр автоматического и внесудебного характера применения ограничительных мер. Дальнейшее развитие законодательства должно учитывать, как необходимость эффективного комплектования Вооруженных Сил, так и незыблемость конституционных прав и свобод, человека и гражданина, стремясь к созданию более справедливой, прозрачной и более ориентированной системы призывных мероприятий.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции"
  4. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л. Д. Гаухман. - М.: ЮрИнфор, 2009
  5. Кашепов В.П. Концепция развития уголовного законодательства. См. Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2010. Жариков Ю.С.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее