Учебные материалы детально анализируют институт гражданства, поэтому в данном контексте мы сосредоточим внимание на актуальных проблемах. В современной литературе по конституционному праву в России гражданство трактуется как стабильная правовая связь между индивидуумом и государством, которая проявляется в их взаимных правах, обязанностях и ответственности. Вопрос о формах этой связи напрямую связан с институтом суверенитета, определяющим принадлежность индивида к сообществу, обладающему суверенитетом, а также распространением суверенитета государства на данного человека.
Эта связь представляет собой не только правовую, но и политико-правовую основу. Следует подчеркнуть, что иностранцы также могут находиться в правовой связи с государством, которая может стать стабильной при условии их постоянного проживания на территории этого государства. Политико-правовая связь между государством и его гражданами обладает многогранным характером, который зависит от истории, национальной идентичности, культуры и других факторов, оставаясь неизменной независимо от места жительства гражданина.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение термина «гражданство»: это политико-правовая связь лица с государством, предопределяющая распространение на человека суверенитета государства, а также объем конституционной правосубъектности лица, виды и содержание взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, их взаимную ответственность [1].
Получение чешского гражданства открывает перед его обладателями ряд значительных преимуществ. К числу этих преимуществ относятся возможность безвизовых поездок в 174 страны, право на постоянное проживание в любой стране Европейского Союза, приоритет при трудоустройстве, доступ к образовательным программам и возможность оформления социальной помощи.
Основные достоинства гражданства Чешской Республики включают:
- Свобода передвижения. Обладатели чешского паспорта имеют право на свободное передвижение по странам Шенгенской зоны.
- Трудоустройство без дополнительных разрешений. Граждане Чешской Республики могут трудиться в странах ЕС без необходимости получения специальных рабочих виз или разрешений.
- Доступ к образованию и здравоохранению. Граждане Чехии имеют возможность пользоваться качественными услугами образовательной и медицинской систем, которые доступны в стране.
- Возможность двойного гражданства. Чешские законы позволяют иметь двойное гражданство, чтобы сохранить связь с родной страной.
- Государственная поддержка и защита. Граждане Чехии получают государственную защиту в любой точке мира, что добавляет им уверенности и безопасности во время поездок или жизни за границей.
Закон № 186/2013 «О гражданстве Чешской Республики» (далее - Закон о гражданстве Чехии) регулирует порядок приобретения и утраты гражданства Чешской Республики, доказывания и установления гражданства Чешской Республики, выдачи свидетельств о гражданстве Чешской Республики (далее - свидетельства), ведения учета физических лиц, приобретших или утративших гражданство Чешской Республики, а также содержит положения о правонарушениях в сфере гражданства.
Новая правовая основа полностью отвергает принцип единственного гражданства и, напротив, полностью поддерживает возможность двойного (или множественного) гражданства для граждан Чехии.
Приобретение гражданства Чешской Республики
Согласно Закону о гражданстве Чехии существует несколько оснований для приобретения гражданства Чешской Республики:
А) По рождению.
Получение гражданства по рождению, или филиация, основывается на двух ключевых принципах: принципе крови и принципе почвы. Эти принципы действуют в разных странах, однако один из них обычно имеет приоритет. Согласно законодательству Чешской Республики, ребенок получает гражданство этой страны по рождению, если хотя бы один из родителей является гражданином Чехии на момент его рождения. Также чешское гражданство предоставляется ребенку, родившемуся на территории Чешской Республики, если он мог бы стать лицом без гражданства, и оба его родителя являются безгражданами, при этом хотя бы один из них проживает в Чехии или имеет разрешение на пребывание более 90 дней с момента рождения. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в Чешской Республике преобладает принцип крови.
Б) Наличие в прошлом гражданства Чехии, но наличие отказа от него по каким-либо причинам.
В) Наличие официального статуса беженца на территории Чехии.
Статус беженца присваивается иностранцу, который имеет обоснованные основания опасаться преследований в своей стране по причинам, связанным с расой, религией, этническим происхождением, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими взглядами.
Г) Наличие статуса лица без определенного места жительства (отсутствие документов и невозможность идентифицировать личность).
Д) Усыновление (удочерение).
Ребенок приобретает гражданство Чешской Республики при усыновлении, которое состоялось по решению органа власти Чешской Республики, где хотя бы один из приемных родителей является гражданином Чешской Республики, и с даты вступления в силу решения об усыновлении.
Е) Наличие достижений в спорте, науке, искусстве или других сферах жизни.
Государство может предоставить гражданство Чешской Республики заявителю, предоставление гражданства которому было бы большим благом для Чешской Республики с точки зрения научной, образовательной, культурной, спортивной деятельности, используемой для выполнения международных обязательств Чешской Республики или в гуманитарных целях.
Ж) Натурализация.
Термин «натурализация» в юридической литературе происходит от французского и латинского языков (соответственно naturalization и naturalis - подлинный, законный) и обозначает процесс получения иностранным гражданином или лицом без гражданства определенного государства.
Натурализацию также можно рассматривать как процесс интеграции человека в новую среду и освоения им новой системы социальных ценностей. Поэтому законы многих стран устанавливают ряд условий для получения гражданства. В Чешской Республике гражданство может быть предоставлено, если заявитель успешно интегрирован в общество, в частности, в аспектах семьи, работы или социальной жизни, и соответствует другим требованиям, изложенным в Законе о гражданстве Чехии. Гражданство не может быть выдано тем, кто представляет угрозу для безопасности государства, его суверенитета и территориальной целостности, демократических основ, а также жизни, здоровья или имущественных ценностей. В общем случае, срок проживания для натурализации составляет 5 лет, однако для граждан стран Европейского Союза этот срок сокращен до 3 лет непрерывного проживания.
Заключение
Чехия занимает 23-е место в мировом индексе качества жизни, набрав 170 из 200 возможных баллов, что соответствует уровню «Очень высоко». Среди положительных аспектов жизни в стране выделяются развитая система здравоохранения, европейское образование (включая бесплатное), низкая инфляция, широкий выбор вакансий на рынке труда и высокий уровень личной и общественной безопасности. Средняя заработная плата составляет 1500 евро (после налогов), в то время как месячные расходы на одного человека достигают около 800 евро (без учета аренды).
Переезд в Чехию через натурализацию открывает возможность получения постоянного проживания в высокоразвитом государстве Европейского Союза. Этот путь будет подходящим для тех, кто готов ожидать второе гражданство более 10 лет. Для иммиграции с последующей натурализацией необходимо найти законное основание и поддерживать его для продления вида на жительство. В страну обычно переезжают специалисты в востребованных областях, а также бизнесмены, привлекаемые низкими налогами и возможностями ведения бизнеса на европейских рынках. Чехия считается студенческой страной благодаря доступным ценам на обучение в высших учебных заведениях.
Самостоятельное получение чешского гражданства – долгий и сложный процесс, связанный с высоким риском отказа. Иностранцам необходимо разбираться в тонкостях миграционного законодательства, следить за сроками пребывания и решать множество документальных вопросов.
[1] Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А.М. Арбузкин. — 3-е изд., с. 93
Список литературы
- Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. - 3-е изд. - Юридическое издательство Норма, 2024. - 560 с.
- Закон о временной защите иностранцев №221/2003 (2003) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2003-221
- Закон о гражданстве Чешской республики №186/2013 (2003) Available at: http://portal.gov.cz/app/zakony/zakonPar.jsp?page=0&idBiblio=80137&name=st~C3~A1tn~C3~ADm~20ob~C4~8Danstv~C3~AD&rpp=15#local-content
- Закон о проживании иностранцев на территории Чешской Республики № 326/1999 (1999) Available at: Aktualizovane_uplne_zneni_zakona_326(1999_o_pobytu_cizincfi_k_1.5.2013.pdf
- Закон об убежище №325/1999 (1999) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/1999-325
- Интеграционный центр Прага, официальный сайт (2015) Available at: http://www.icpraha.com
- Каргалова, М.В. (2003) Социальная Европа в XXI веке. Весь Мир, Москва, Россия
- Постановление правительства ЧР №55/2003 от 13.01.2003, "Принципы иммиграционной политики Правительства Чешской республики в отношении иностранцев" (2003) Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/D376DFB23057E7E6C12571B60070FBF3
- Постановление правительства ЧР №171 от 9.02.2009, "О преодолении влияния экономического кризиса на положение иностранцев в ЧР", (2009), Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/813889E9A7A4AA9EC125755B00460A14/$FILE/171%20uv090209.0171.pdf
- Цапенко, И. (2004) "Роль иммиграции в экономике развитых стран", МЭиМО, № 5, с. 27-39