В рамках осуществления контрольно-надзорной функции контролирующими органами проверяется соответствие подконтрольных объектов требованиям пожарной безопасности. С момента внедрения
риск-ориентированной деятельности количество поднадзорных объектов значительно сократилось. Однако количество выявляемых нарушений остается на высоком уровне. Результатом осуществления такой деятельности является принятие решения о выдаче контролируемому лицу предписания, с целью устранения выявленных несоответствий.
Проведение анализа статистических данных, содержащихся в государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составляемых согласно [1], показало, что на основании проводимых проверок на территории Российской Федерации ежегодно в предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности органа федерального государственного пожарного надзора (далее – Предписание) суммарно вносятся от 319 тыс. до 1100 тыс. штук (рис. 1).
Также можно сделать вывод о том, что происходит устранение ранее выявленных нарушений. Нельзя однозначно сказать какие виды контрольно-надзорных мероприятий способствуют большему выявлению нарушений требований пожарной безопасности. Из года в год данные варьируются, но преимущественный объем выявления несоответствий приходится на плановые контрольно-надзорные мероприятия.
Рис 1. Соотнесение количества выявленных и устраненных нарушений требований пожарной безопасности за период 2017 – III квартал 2022 г.
Исполнение Предписаний органа федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН) сопровождается необоснованными затратами для контролируемых лиц, и в большинстве своем данные затраты на противопожарную защиту значительно превышают прямой материальный ущерб от пожара, что вызывает сомнение в эффективности противопожарной защиты, когда затраты на его предотвращение превышают вред от него.
Такие финансовые потери основаны на выполнении условий ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно руководствуясь п.1 ч.1 данной статьи должностное лицо определяет соответствие объекта контроля требованиям [2], а также нормативным документам по пожарной безопасности добровольного применения, которые принимают вид обязательных только потому что находятся в Предписании – документе обязательного исполнения. Такое предъявление требований к обязательному исполнению приводит к внесению в Предписание всех нарушений, относящихся к самому объекту,
а также осуществляемой в нем деятельности как к обязательным. Однако, имеется второе условие (ч.2 ст.6 [2]). При получении расчетной величины индивидуального пожарного риска, не превышающей одну миллионную в год, объекту защиты достаточно выполнить только требования, которые подтверждают безопасность людей при пожаре, предъявляемые указанным законом.
Для практического изучения данной проблемы проведена аналитическая работа, в результате которой получены две анализируемые модели типовой – при которой применяются требования пожарной безопасности напрямую, без учета риска причинения вреда и риск-ориентированной деятельности органов ФГПН при которой применение требований пожарной безопасности должно осуществляться с учетом риска причинения вреда в каждом конкретном случае.
Установлено, что в отношении спортивного двухэтажного корпуса, являющегося структурной частью учебного учреждения, вынесено Предписание со сроком исполнения 12 месяцев. Перечень выявленных нарушений с экономической оценкой представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Экономические затраты типовой системы мер противопожарной защиты
№ п/п |
Вид нарушения требований пожарной безопасности |
Затраты, руб. |
1. |
Лестница высотой более 45 см, расположенная при входе в спортивный корпус не оборудована ограждениями и перилами. |
44 600 |
2. |
В полу на пути эвакуации при входе в теплоузел допущен перепад высот менее 45 см без устройства лестницы с числом ступеней не менее трех или пандуса с уклоном не более 1:6. |
231 400 |
3. |
В полу на пути эвакуации при выходе из зала настольного тенниса в коридор, ведущий к раздевалкам и эвакуационному выходу, допущен перепад высот менее 45 см без устройства лестницы с числом ступеней не менее трех или пандуса с уклоном не более 1:6. |
|
4. |
Высота горизонтального участка пути эвакуации перед входом в спортивный корпус менее 2-х метров. |
166 000 |
5. |
В стене на пути эвакуации при входе в спортивный корпус расположены трубы отопления, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2-х метров. |
54 000 |
6. |
Противопожарная дверь, ведущая в теплоузел не оборудована приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах. |
15 800 |
7. |
Двери, ведущие на лестничную клетку из спортивного зала (первый и второй ярус), не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах. |
|
8. |
Эвакуационный выход из зала для настольного тениса закрыт на замок, открывающийся изнутри при помощи ключа. |
15 200 |
9. |
Эвакуационный выход № 13 из спортивного корпуса закрыт на замок, открывающийся изнутри при помощи ключа. |
|
10. |
В кабинете преподавательской спортивного корпуса, а также на втором ярусе спортивного зала отсутствует (загроможден) доступ к пожарному крану внутреннего противопожарного водопровода. |
Не требуются затраты на исполнение. |
11. |
Вертикальное расстояние от пожарных извещателей до сгораемых материалов в помещении для хранения и профессионального обслуживания учебного оборудования менее 0,5 м. |
Не требуются затраты на исполнение. |
12. |
Помещение для хранения спортивного инвентаря не защищено соответствующими установками пожарной сигнализации. |
23 000 |
|
Итого: |
550 000 |
При типовом подходе, когда требования пожарной безопасности применяются напрямую в силу выполнения требований (п.1 ч.1 ст.6 [1]) необходимо затратить 550 тыс. рублей.
Проверка второго условия позволила получить расчетные сценарии динамики опасных факторов пожара согласно Методике определения расчётных величин пожарного риска [3]. Анализ полученных результатов расчетов позволил сделать вывод о необходимости приведения в исполнение лишь части нарушений, перечисленных в Предписании. Также результатом проведения данного расчета является подтверждение выполнения условия безопасной эвакуации людей из спортивного корпуса до момента блокирования эвакуационных выходов опасными факторами пожара. Результаты анализа адресного метода с учетом экономической оценки вынесены в таблицу 2.
Таблица 2.
Экономические затраты адресной системы мер противопожарной защиты.
№ п/п |
Вид нарушения требований пожарной безопасности |
Затраты, руб. |
1. |
Лестница высотой более 45 см, расположенная при входе в спортивный корпус не оборудована ограждениями и перилами. |
44 600 |
2. |
Противопожарная дверь, ведущая в теплоузел не оборудована приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах. |
15 800 |
3. |
Двери, ведущие на лестничную клетку из спортивного зала (первый и второй ярус), не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах. |
|
4. |
Эвакуационный выход из зала для настольного тениса закрыт на замок, открывающийся изнутри при помощи ключа. |
15 200 |
5. |
Эвакуационный выход № 13 из спортивного корпуса закрыт на замок, открывающийся изнутри при помощи ключа. |
|
6. |
Помещение для хранения спортивного инвентаря не защищено соответствующими установками пожарной сигнализации. |
23 000 |
|
Итого: |
98 600 |
Данный анализ показывает, что для выполнения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности достаточно выполнение лишь части требований, отраженных в Предписании. Так на выполнение нарушений, влияющих на расчетное значение времени безопасной эвакуации людей при пожаре, необходимо выделить денежные средства в размере 98,6 тыс. руб., что в 5,5 раз превышает материальные затраты на полное исполнение Предписания.
При применении требований пожарной безопасности с учетом риска причинения вреда в условиях риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности разрабатывается адресная противопожарная защита, при которой безусловно выполняются требования безопасности людей и сокращаются затраты на допустимые имущественные риски, в случае если собственник ими вправе рисковать, которая благоприятно скажется на деятельности контролируемого лица. В результате это приведет к снижению административных барьеров и социальной напряженности между контрольно-надзорным органом и контролируемыми лицами.
Список литературы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/2107889/ (дата обращения 03.02.2023 г.);
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения 03.02.2023 г.);
- Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2009 № 14486) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90833/ (дата обращения 03.02.2023 г.).