ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Дата публикации 10.03.2022

Поделиться

В данной статье рассмотрены виды ответственности, предусмотренные законодательством за нарушение требований пожарной безопасности.

Государство Российской Федерации в целях осуществления функции обеспечения пожарной безопасности устанавливает обязательные требования, которые должны исполнятся обязательно всеми субъектами отношений. Специальные условия технического и социального характера закрепляются законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по внедрению целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности решением коллегии МЧС России от 18 февраля 2015 года № 4/II была утверждена «Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России» и принят Паспорт приоритетного проекта для организации исполнения «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», содержащий мероприятия по достижению целевой модели и реализации приоритетного проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в период с 2017 по 2025 годы. [4,5]

Для обеспечения контроля надзорной деятельности в рамках предупреждения нарушений в области пожарной безопасности необходимо совершенствование существующего механизма надзорной деятельности.

При проведении плановой или внеплановой проверки органами государственного пожарного надзора в отношении объекта проверки для устранения выявленных нарушений уполномоченное лицо выдает предписание.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности признается правонарушением, в обязательном порядке за которое предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов исполнительной власти субъектов РФ;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

- руководители организаций и лица, которые могу иметь во владении, пользовании и распоряжении имущество;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Все перечисленные выше лица, а так же граждане могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Дисциплинарная и материальная ответственность сторон трудового договора за нарушения требований правил пожарной безопасности может регулироваться Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ. За неисполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей работником, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание. К дисциплинарной ответственности работодатель может привлекать работников, при этом органы ГПН не принимают участия в данном виде наказания. [2]

Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях частью 1 статьи 20.4. [1]

Уголовная ответственность за нарушения требований в области пожарной безопасности устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации статьей 168. [3]

Важным направлением в работе органов ГПН по пресечению административных правонарушений является привлечение к ответственности виновных лиц. Реализация данных мероприятий направлена на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества граждан, государственного и муниципального имущества, имущества организаций от опасных факторов пожара и его последствий. Это позволяет оказать давление на нарушителей для пресечения дальнейших нарушений в области пожарной безопасности.

Административное наказание устанавливается государством как мера ответственности за совершенное деяние, которое признается административным правонарушением. Наказание применяется в целях пресечения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами в том числе.

Кодексом устанавливается административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности физических и юридических лиц, а именно за такие нарушения как:

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4);

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах и лесных насаждениях (ст.8.32);

- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст.11.16).

В области пожарной безопасности за административное нарушение могут назначаться: предупреждение, административный штраф, приостановление деятельности.

Административным штрафом признается денежное взыскание в рублевом эквиваленте, устанавливаемое для граждан в размере, не превышающее пяти тыс. руб.; для должностных лиц – пятидесяти тыс. руб.; для юридических лиц – одного миллиона рублей. Для виновных лиц размер административного штрафа не должен быть менее ста рублей. Сумма выписанного административного штрафа зачисляется в государственный бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос регулируется статьей 3.5 КоАП РФ. [1]

Здесь важно отметить, что размеры штрафа регулируются законодательством в соответствии с ростом уровня цен в стране. Это необходимо для сохранения налагаемых на административный штраф функций: регулятивной, восстановительной и превентивной.

Административное приостановление деятельности заключается в приостановлении деятельности на определенное время. Приостановление деятельности применимо в отношении деятельности лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации юридического лица, образования филиалов, представительств, производственных участков, эксплуатации агрегатов, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Приостановление деятельности может назначаться в тех случаях, когда они соответствуют статьям особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения необходимой цели административного  наказания. Данный вид административного наказания назначает судья, устанавливая срок до 90 суток в соответствии со ст.3.12 КоАП РФ. [1]

Таким образом, на сегодняшний день административные штрафы, связанные с нарушением в области пожарной безопасности, как гражданами, так и субъектами предпринимательской деятельности и должностными лицами регулируются КоАП РФ. Однако, при детальном и тщательном обзоре статей документа, система санкций не в полной мере является логичной и последовательной, требуя законодательных корректировок.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.111994.№51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. №19.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ.
  4. Решение Коллегии МЧС России от 18.02.2015 г. №4/II «Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России».
  5. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее