Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет основные подходы к необходимости сохранения объектов культурного наследия при их эксплуатации, проведении реставрационных работ и их приспособлению для современного использования.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Сегодня памятники истории и культуры - это не только музеи, одной из задач которых является обеспечение сохранности музейного фонда, но и религиозные объекты, объекты здравоохранения, гостиницы, торговые центры и многие другие. Проблема эффективного использования объектов культурного наследия в настоящее время является чрезвычайно актуальной.
Реставрация – поддержание объекта культурного наследия в целом или предметов охраны в надлежащем состоянии. Это длительный и нередко связанный с пожароопасными видами работам период.
Приспособление – это научно-исследовательские, проектные и строительные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, представляющих собой историко-культурную ценность элементов.
Основными тенденциями в приспособлении объектов культурного наследия для современного использования являются:
- многофункциональные комплексы, бизнес-центры, отели, учебные заведения;
- приспособление промышленной архитектуры под выставочные пространства, концертные площадки, арт-площадки;
- регенерация комплексов исторических зданий.
При проведении реконструкции, капитального ремонта или приспособления требования нормативных документов по пожарной безопасности нередко не соответствуют требованиям нормативных документов, предъявляемых к объектам культурного наследия с точки зрения обеспечения их сохранности.
В настоящее время основным документом, регламентирующим требования пожарной безопасности на различных объектах, является федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Также к таким документам можно отнести постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» в редакции от 24 октября 2022 г.
Объекты культурного наследия, приспособленные для современного использования, в основном могут относиться к следующим классам функциональной пожарной опасности:
Ф1.2 - гостиницы, санатории;
Ф2.1 - театры, библиотеки;
Ф2.2 - музеи, выставки, культовые объекты;
Ф3.7 - объекты религиозного назначения;
Ф4.1 - здания образовательных учреждений;
Ф4.3 - здания органов управления, банков, офисов и т. д., а также являться многофункциональными зданиями, например, культовыми, включающими молельные залы, библиотеки, помещения дополнительного образования людей и т. д.
Отдельные нормативные требования пожарной безопасности не могут быть выполнены при приспособлении из-за наличия требований охранных документов объектов культурного наследия, к ним относятся:
- наличие подъездных путей для пожарных подразделений к объектам культурного наследия;
- не соответствие параметров путей эвакуации людей из зданий объектов культурного наследия требованиям норм;
- отсутствие возможности оборудования и применения современных автоматических систем противопожарной защиты (противодымные системы, системы пожаротушения);
- необходимость ограничения количества людей, одновременно находящихся на объекте (вследствие изменения класса функциональной пожарной опасности объекта) из-за недостатка в количестве путей эвакуации;
- наличие ограничений при проектировании новых помещений, пристроек в исторически сформировавшемся комплексе;
- невозможность деления объекта на пожарные отсеки и применения противопожарных преград 1-го типа;
- невозможность замены горючих строительных конструкций, относящиеся к предметам охраны, на негорючие.
При оценке способов обеспечения пожарной безопасности на таких объектах следует учитывать ряд факторов, включая:
1. Профессиональную подготовку и обучение персонала: Важно, чтобы сотрудники, работающие на объекте, были обучены противопожарным мероприятиям и знали, как правильно реагировать в случае возникновения пожара.
2. Наличие систем предупреждения и раннего обнаружения пожара: Это могут быть системы автоматической пожарной сигнализации, датчики дыма, тепловые извещатели и другие устройства, которые могут обнаруживать признаки пожара и предупреждать о нем в самом раннем стадии.
3. Наличие или возможность оборудования объекта системами пожаротушения: В зависимости от характеристик объекта культурного наследия, могут быть применены различные системы пожаротушения, такие как автоматические роботизированные установки, пенные генераторы, порошковые тушители, системы газового пожаротушения и т. д.
4. Разработку и реализацию плана эвакуации: На случай пожара необходимо иметь план эвакуации, который определяет безопасные маршруты эвакуации и точки сбора. Важно, чтобы персонал и посетители знали, как правильно действовать при возникновении пожара и как покинуть объект наиболее безопасным способом.
5. Регулярное обслуживание и техническое обслуживание оборудования: Системы пожарной безопасности должны проходить регулярные проверки и испытания, чтобы гарантировать их работоспособность в случае пожара. Ремонт и замена оборудования должны осуществляться при необходимости.
6. Соблюдение соответствующих требований нормативов пожарной безопасности: Оценка способов обеспечения пожарной безопасности должна включать анализ соответствия объекта культурного наследия требованиям пожарной безопасности, включая установленные местными законодательными органами и нормативными документами.
7. Сотрудничество с местными (территориальными) пожарными службами: Рекомендуется устанавливать связь и сотрудничать с местными пожарными службами для координации действий в случае пожара и получения дополнительной поддержки и экспертизы.
Пожарная безопасность на объектах культурного наследия должна быть всесторонней и должны быть предприняты все необходимые меры для минимизации риска возникновения пожара и ущерба, который он может причинить. Регулярные анализы и обновления мер безопасности помогут поддерживать защиту объектов культурного наследия от пожаров.
Оценка способов обеспечения пожарной безопасности объектов культурного наследия включает анализ рисков, создание плана пожарной безопасности, установку и регулярное обслуживание соответствующего оборудования и систем противопожарной защиты, разработку эвакуационных мер. Все эти шаги вместе помогут минимизировать риск пожара и сохранить индивидуальные ценности культурного наследия, обеспечивая их безопасность на долгие годы.
Список литературы
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме».