ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЛИВОНАЛИВНОЙ ЭСТАКАДЫ РЕЗЕРВУАРНОГО ПАРКА

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЛИВОНАЛИВНОЙ ЭСТАКАДЫ РЕЗЕРВУАРНОГО ПАРКА

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

310

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 26.09.2023

Поделиться

Пожарная безопасность сливоналивной эстакады резервуарного парка является критически важным аспектом предотвращения и управления пожарами в нефтеперерабатывающей и химической промышленности. В данной статье представлен обзор основных аспектов пожарной безопасности сливоналивной эстакады, включая ее конструкцию, системы предотвращения пожаров и методы тушения.

Сливоналивная эстакада является специализированной структурой, предназначенной для перекачки и хранения нефтепродуктов и химических веществ. Однако, из-за высокой огневой и взрывоопасности этих материалов, пожары на эстакадах могут возникать с масштабными последствиями как для человеческой жизни и здоровья, так и для окружающей среды.

Конструкция сливоналивной эстакады должна быть спроектирована с учетом пожарной безопасности. Важные аспекты включают правильный выбор материалов, методы разделения несовместимых веществ, системы детектирования и предупреждения пожаров, а также доступ к эстакаде для пожаротушения.

Одним из наиболее эффективных способов предотвращения пожаров на сливоналивных эстакадах является регулярная инспекция и обслуживание электрических и механических систем, включая насосы, клапаны и противопожарные системы. Также необходимо обеспечить наличие систем пожарной защиты, включая автоматические системы пожаротушения и системы удаления паров.

Опасность на данном узле связана с технологическим процессом слива/налива нефтепродуктов в автоцистерны и вагоны-цистерны. Среди самых характерных можно выделить:

1. Утечка нефтепродуктов при наливе в цистерны;

2. Разрыв цистерны вследствие химической реакции;

3. Перелив нефтепродуктов;

4. Возникновение пожара;

5. Утечка нефтепродуктов при сливе;

6. Удар молнии.

Зачастую, в большинстве случаев играет человеческий фактор. При низкой степени автоматизации имеют место переливы, утечки, недоливы и нарушения технологического порядка проведения того или иного этапа. При максимальной автоматизации вышеописанные факторы практически исключаются и наибольшую опасность представляет внешнее воздействие: молнии, землетрясения, ураганы. Для подобных целей существуют разработанные автоматизированные системы управления, которые предназначены для управления оборудованием сливоналивных эстакад и выполняют следующие функции:

1. Автоматизированное управление процессами слива-налива нефтепродуктов согласно заданным алгоритмам работы;

2. Дистанционное управление оборудованием эстакады;

3. Контроль и точный учёт данных;

4. Получение оперативной информации о работе агрегатов;

5. Автоматическая передача данных в систему «1С: Бухгалтерия»;

6. Возможность управления процессами слива-налива в ручном режиме;

7. Автоматическая противоаварийная защита;

8. Автоматическая противопожарная защита.

Рисунок 1 - Схема автоматизированной системы управления сливоналивной эстакады

На рисунке 1 показана схема устройства автоматической системы управления (АСУ) сливоналивной эстакады. Архитектура включает три подсистемы: АТХ – автоматизация техпроцесса, ПАЗ – противоаварийная защита, АПТ – автоматическое пожаротушение.

Каждая подсистема состоит из трёх уровней: полевого, нижнего и верхнего. Полевой уровень представлен контрольно-измерительными приборами и автоматикой (датчики предельного уровня, расходомеры, датчики положения, датчики контроля нижнего концентрационного предела распространения пламени).

Нижний уровень представляет собой комплекс микропроцессорной техники, состоящей из программируемых логических контроллеров (ПЛК), модулей ввода/вывода сигналов и промежуточных звеньев, согласующих работу полевых устройств с верхним уровнем. ПЛК автоматически выполняет все необходимые действия по обеспечению дистанционного управления технологическим оборудованием системы.

Верхний уровень, важной составляющей которого является человеко-машинный интерфейс, представлен SCADA-системой. Основные функции, выполняемые на верхнем уровне:

1 Контроль периферии;

2 Управление исполнительными устройствами;

3 Регистрация информации;

4 Хранение информации.

В целях оптимизации построения системы автоматизированные рабочие места размещены в помещении операторной, а контроллеры – непосредственно на эстакаде в специальных взрывозащищённых шкафах. Такое решение обеспечивает связь устройств и агрегатов с контроллером при применении минимальной длины кабелей.


Рисунок 2 – Размещение контроллеров внутри взрывозащищенного шкафа непосредственно на сливоналивной эстакаде

На рисунке 2 пример использования взрывозащищенного шкафа вблизи сливоналивной эстакады, что значительно уменьшает необходимое количество используемых кабелей, тем самым повышая надежность системы и ее экономическую целесообразность.

В случае возникновения пожара на сливоналивной эстакаде, необходимо оперативно применять соответствующие методы тушения. В зависимости от характеристик пожара и доступных ресурсов, могут быть использованы различные методы, такие как пенообразование, применение инертных газов или водяного охлаждения. Ниже представлены некоторые из основных методов тушения пожаров на сливоналивных эстакадах:

1. Пенообразование: Этот метод включает использование пеногенераторов для создания пенообразующих веществ, которые могут снижать температуру и задымленность пламени, а также предотвращать возгорание поверхностей. Пенообразующие вещества также могут использоваться для формирования пенной покрышки на поверхности жидкости, чтобы предотвратить распространение горючего материала.

2. Использование инертных газов: Инертные газы, такие как азот или углекислый газ, могут применяться для исключения кислорода из зоны возгорания и угнетения пламени. Это может быть достигнуто путем заполнения пространства пожара инертным газом или использования специальных систем тушения газом.

3. Водяное охлаждение: Этот метод основан на применении воды для снижения температуры пламени и охлаждения горящих поверхностей. Водяное охлаждение может осуществляться с помощью пожарных шлангов, водных пушек или специальных систем охлаждения.

4. Применение порошков или суспензий: Порошковые или суспензионные средства могут использоваться для затушивания пламени и предотвращения возгорания. Такие средства могут быть различных типов, включая химические пожаротушители или смеси специальных веществ.

5. Комбинированный подход: В некоторых случаях для тушения пожара на сливоналивной эстакаде могут применяться несколько методов одновременно или последовательно. Например, в начале пожара может применяться пенообразование, а затем водяное охлаждение для полного тушения и охлаждения горящих поверхностей.

Важно отметить, что выбор метода тушения пожара на сливоналивной эстакаде будет зависеть от множества факторов, включая тип горючего материала, характеристики пожара, доступные ресурсы и условия эксплуатации. Поэтому рекомендуется разработать детальный план предотвращения и тушения пожара, основанный на индивидуальных характеристиках каждого резервуарного парка и эстакады.

Пожарная безопасность сливоналивной эстакады резервуарного парка является объективной необходимостью во избежание пожаров и минимизации их возможных последствий. Регулярная проверка и обслуживание систем, обучение персонала и эффективное внедрение пожарной защиты являются важными факторами в обеспечении безопасности данного объекта. Дальнейшие исследования и усовершенствования в области пожарной безопасности сливоналивной эстакады могут привести к повышению уровня безопасности и снижению рисков пожаров.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 год №69-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
  5. Приказ МЧС Российской Федерации от 18 мая 2002 года № 242 «О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее