Как работал московский тракт на территории Енисейской губернии

Как работал московский тракт на территории Енисейской губернии

Авторы публикации

Рубрика

История

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 23.12.2022

Поделиться

В данной статье будет описываться транспортная платформа, торговые связи Московско-Сибирского тракта, его пути и развитие.

История строения Московско-Сибирского тракта в XVIII-XIX вв. является неотъемлемой частью истории Сибири и России в целом, потому что создание транспортного пути способствовало более усиленному освоению Сибири и Дальнего Востока, сближало Сибирь с Европейской Россией. Транссибирский путь содействовал проникновению торгового капитала из Европейской России в Сибирь и развитию внешних экономических связей. История Московско-Сибирского тракта раскрывает функцию государства и его учреждений в создании путей, роль народа в заселении притрактовой полосы, в содержании и разработки тракта. Влияние процессов, происходивших в трактовых селениях, на общую картину социальных изменений в Сибири требует изучения роли Московско-Сибирского тракта в хозяйственной деятельности притрактового населения. Социально экономические явления в зоне влияния тракта позволяют понять сложность, и простоту их развития, увидеть воздействие торгового капитала на развитие Сибирской притрактовой деревни. Тракт сохранял интересы местного населения, государства, и торгово-промышленного капитала.

Транспортная платформа сибирского края на рубеже XIX - начала ХХ вв. является одной из важных проблем в изучении хозяйственного освоения региона в период капитализма. Экономическое развитие Сибири зависело от состояния путей сообщения и совершенствования дорожной сети. В конце XIX - начале ХХ вв. для Енисейской губернии были характерны слабые хозяйственные связи между ее округами. В регионе не сложились благоприятные условия для выхода на внешние рынки. Наиболее развитые в экономическом отношении округа Енисейской губернии (Красноярский, Канский, Ачинский и Минусинский) находились на значительном расстоянии от Северо-Морского пути. Торговые связи Приенисейского края с соседними губерниями также были весьма ограничены. Местная сельскохозяйственная продукция не приносила прибыли для вывоза в Западную Сибирь, так как повышалась ее стоимость при транспортировке на дальние расстояния. Отправка грузов в Иркутскую губернию замедлялась по причине труднопроходимости судов по Ангаре. Богатый хлебом Минусинский уезд был разделен с Иркутском горами и тайгой. При перевозке груза из Минусинска в Иркутск, торговцы передвигались с юга Енисейской губернии до Красноярска и преодолевали огромное расстояние по Московскому тракту. Таким образом, Приенисейский край оказался отрезанным от рынков, как на запад, так и на восток. Большая часть сельскохозяйственной продукции шла в северную часть губернии, на местные промышленные предприятия. Тракт был объектом внимания центральной и местной бюрократии, торгового капитала, военных и обитателей. Устройство тракта соответствовало уровню развития науки и техники, финансовым и ресурсным возможностям того времени и общества. Рос объем перевозок, усиливались связи с Европейской Россией и Китаем, расширялось коммуникативное пространство всей Сибири. Способы содержания Сибирского тракта и его отрасль, основывались на принуждении. В результате тракт фактически превратился в одну из самых протяженных дорог империи. Особенностью Восточной Сибири была большая концентрация населения в трактовых селах, так как водного пути между Томском и Иркутском не было, в отличие от маршрута Тюмень - Томск, где интенсивно развивалось пароходство. В трактовых селах Восточной Сибири наблюдался высокий спрос на рабочую силу, что привлекало в них больше поселенцев и сосланных. С увеличением населения и улучшением им содержания тракта на нем возрастало количество транспортных услуг. Крестьянское хозяйство втягивалось в процесс товарного производства, направленного на удовлетворение нужд тракта: использование залежей в качестве сенокосов, расширение запашки, реализацию товарного хлеба, развитие промыслов, связанных с обслуживанием тракта: тележного, колесного, по производству одежды. Извозный промысел, оказывая влияние на развитие капиталистических отношений в трактовой деревне, вовлекал районы, прилегавших к Московско-Сибирскому и отходящих от него трактов, так как объемы перевозок постоянно возрастали в связи с проникновением российского капитала в отдаленные районы Сибири. Введение торгов нормализовало всю систему почтосодержания в Сибири, в том числе и на Сибирском тракте. В основе лежало общероссийское гражданское законодательство о подрядах. Источником средств были общегубернские земские сборы. Тракт влиял на земледелие и скотоводство, способствуя специализации притрактовых районов по выращиванию товарных культур для нужд тракта, а также развитию коневодства в степных притрактовых и отдаленных от него районах для нужд извоза, ямщины и всей экономической деятельности притрактового населения. На Московско-Сибирском тракте развивалась определенная бытовая культура, характерная для всей Сибири, но имевшая некоторые особенности по качеству жизни трактовых жителей, их более высокой грамотности с широко развитым кругозором.

Вывод: Проведенное исследование социально-экономических отношений показывает, что крестьянство тракта более широко было втянуто в процесс социального расслоения, чем во внетрактовых районах. ­Системное изучение исторического опыта транспортного освоения Сибири, подтверждает, что Московско-Сибирский тракт играл значительную роль в социально-экономической и культурной жизни региона, способствуя устойчивому развитию хозяйства сибирских крестьян и жителей трактовых городов. Системный подход доказывает взаимосвязь вышеозначенных факторов при исследовании истории тракта и его жителей.

Список литературы

  1. Рабинович Г. Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX – начала ХХ в. / Рабинович Г. Х. – Томск, 1975. – С. 184.
  2. Коновалов П. С. Строительство и эксплуатация Ачинско-Минусинской железной дороги / Коновалов П.С. // Хозяйственное освоение Сибири. Вып. 2. – Томск, 1994. – С. 54
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary