ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (35), Октябрь ‘21

Дата публикации 17.10.2021

Поделиться

Данная статья посвящена одной из главных задач обучения русскому языку учеников начальной школы – формированию орфографической грамотности. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Первые шаги на пути изучения родного языка всегда самые трудные. От того, какие изначально были заложены основы орфографической грамотности в период школьного обучения, во многом зависит дальнейшее успешное освоение любой школьной дисциплины. В практике начальной школы учителями используются различные пособия, каждый выбирает наиболее подходящую для себя методику. Следовательно, необходимо понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Умение видеть орфографические закономерности является нужным условием для овладения орфографическими нормами, для удачного запоминания и в последующем правильном применении правил. Именно поэтому данную способность нужно воспитывать у обучающихся на раннем этапе. В умении найти звук в слабой позиции и заключается орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость также подразумевает под собой способность находить ошибки, которые были допущены пишущим (свои либо чужие). Умению различать орфографические ошибки и определять их тип следует учить с 1-го класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является верное, актуальное формирование понятия орфографической ошибки. При всем этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи – рассматривается как исходный и особый период в обучении орфографии.

В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача знаками фонемного состава слов. Конкретно к данному разделу орфографии относится большая часть правил, которые изучаются в младших классах. В итоге, при исследовании раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач [4, c. 42].

1. Познакомить учеников с понятием «орфограмма» и посодействовать им лучше осознавать сущность орфографических проблем русского письма. Познакомить учащихся школ с особенным методом письма – письмом с орфографическими пропусками, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю, оставляю сигнал опасности».

2. Познакомить обучающихся с орфографическим словарем, заложить базы правильного метода действия, нужного для поиска ответа на орфографический вопрос.

3. Методом широкого использования способа копирования обеспечить запоминание орфографического вида слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т.д.), то есть развивать орфографическую память обучающихся.

Существует множество упражнений для формирования орфографической зоркости, некоторые из них изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Приемы по выработке орфографической зоркости

         

          Целеустремленная, регулярная работа по формированию орфографической зоркости дает отличные показатели. Дети усваивают главные орфограммы, обучаются определять место в слове, где появляются орфографические сложности, учатся видеть орфограммы, которые еще не исследованы [1, c. 39].

Вся эта работа помогает интеллектуальному развитию учеников, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит их анализировать и синтезировать.

Все мы знаем о роли зрительного, слухового, ручного и суставного факторов.  Давайте рассмотрим эти факторы по отдельности.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. В русском языке их чрезвычайно много. Научные работники и психологи обосновали, что ребенку достаточно один раз некорректно написать слово, он запоминает его визуально, а рука закрепляет неверный графический образ слова. Оно запомнится так сильно, что потом придется 100 раз писать это слово, исправляя ошибку.  На своих уроках я использую некоторые методы, описанные ниже:

– письмо с «дырками» – не знаешь точно, не пиши, спроси у преподавателя, посмотри в словаре, а позже напиши слово, задействуя иной вид пасты (зеленый) для выделения сложной буквы;

– можно провести так называемый «диктант с обоснованием». Преподаватель диктует слова, к примеру, с проверяемой ударением гласной в корне. Дети должны поначалу записать проверяемое слово, а лишь позже то, которое диктует преподаватель, в связи с тем, что им необходимо аргументировать написание. Это научит их «слышать» орфограмму и доказывать собственный выбор написания;

– работа с сигнальными карточками также дает неплохую обратную связь.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, постоянно ориентируется на то, что слышит. Потому он должен отлично слушать и слышать, что говорит преподаватель либо что произносит он сам. Поэтому учитель должен развивать свой фонематический слух.

3. Фактор движения руки. Любой орфографический навык быть может достигнут лишь при помощи упражнений, другими словами ритмичного движения пишущей руки. Конкретно поэтому на занятиях нужно как можно больше писать. Рука сама, двигаясь по строке, делает графический образ слова, «запоминает» и потом пишет его автоматом.

4. Орфография. Огромное значение в формировании орфографических способностей играет так называемое орфографическое изречение. Работа речевого аппарата в процессе говорения создает типичный запомнившийся образ слова, повторение которого опять и опять содействует более крепкому запоминанию его написания. Это собственного рода «заклинание». Чаще всего это касается запоминания тяжелых слов. Подобное повторение необходимо проделать несколько раз в классе, затем на следующих уроках и, в конце концов, запоминается. Комментирование – это вид упражнений, который включает пояснительные мысли в процессе записи слов и предложений. При комментировании достигается высочайший уровень самоконтроля, в связи с тем, что ученик не попросту записывает, а разъясняет написание [3, c. 9].

Орфографическую зоркость обучающихся достаточно просто измерить, в отличие от фонематического слуха, аспекты измерения которого еще не разработаны.

Орфографическая зоркость формируется, развивается равномерно, в процессе языкового изучения и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при написании диктантов, при списывании, если оно затруднено заданиями, и в остальных упражнениях. Для удачного развития зрения чрезвычайно принципиальна установка обучающихся на его развитие, сознательное отношение.

При периодических тренировочных занятиях острота зрения у обучающихся становится автоматической и преобразуется в элемент орфографического навыка, обеспечивая успешную реализацию первых шагов орфографического действия: обнаружение и опознание орфограмм [2, c.90].

Таким образом, трудность увеличения орфографической грамотности постоянно тревожила преподавателей, методистов и родителей. Более животрепещущей она остается и сейчас, ведь, невзирая на огромные усилия преподавателей, грамотность письменной речи их учащихся остается в целом чрезвычайно низкой. Об этом свидетельствуют бессчетные ошибки в письменных работах учащихся школ и абитуриентов. Каков же выход из сложившейся ситуации? Конечно, не в том, чтобы работу над орфографией считать наиважнейшей в системе обучения русского языка и отвести ей ведущее место в образовательном процессе. Выход следует искать в совершенствовании методики обучения орфографии в широком смысле слова, другими словами не только в использовании более действенных способов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.

Список литературы

  1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н. Богоявленский// Начальная школа. — 2003. — №4. — С. 39
  2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. — 2002. — №1. — С.90
  3. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. /А.И. Моисеев — М.: Просвещение, 2000. — 326с.
  4. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А. Ясова //Начальная школ. — 2001. — №4. — С. 42
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее