ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

44

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (95), Декабрь ‘22

Дата публикации 12.12.2022

Поделиться

Тенденция развития современной мировой общественности сильно зависит от уровня обучения. Это связано с тем, что образование являются  главным инструментом для того, чтобы создать интеллектуальный потенциал государства, образование является основным фактором конкуренции государств, так как образованные кадры это ресурс для обеспечения жизненного благополучия граждан.

В настоящее время система образования России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, наблюдается явный дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. В-третьих, отсутствие квалифицированных специалистов в области современных маркетинга и менеджмента и отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности, в то время как именно сфера образования способна обеспечить подготовку и переподготовку кадров для любой из отраслей экономики.

Между тем, наш многолетний опыт по подготовке специалистов, бакалавров, магистров, опыт организации и проведения защит дипломных и магистерских работ, а также работа в профильных лицейских классах показывает, что современная система профессионального образования в целом еще далека от совершенства. Все ее компоненты, как и сама система, находятся в состоянии развития и саморазвития, и еще далеки от эффективного взаимодействия. Не случайно в контексте важнейших, глобальных первоочередных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года президент России В.В. Путин, поставив задачу создания «возможностей для самореализации и развития талантов направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся», целенаправляет всю систему образования на необходимость достижения «цифровой зрелости» [1]. Акцент сделан на необходимость осуществления всех возможностей цифровизации в образовании и создания новой образовательной сетевой реальности в России в эпоху информационного ускорения, обеспечивающего огромную скорость обновления знаний в мировых информационных потоках. В современных условиях распространения гигантского объема знаний важнейшее значение приобретает не столько познание само по себе, сколько умение при помощи мыслительных операций определить область значимого и незначимого, умение ориентироваться в различных информационных потоках в ситуации неопределенности, в которой оказывается субъект в ходе своей деятельности.

Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года разрабатывался ведущими экспертами в сфере СПО с начала текущего года и был представлен сегодня первым заместителем Министра просвещения Дмитрием Глушко на заседании коллегии Минпросвещения России.[2]

Стратегия развития СПО до 2030 года включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.[2]

Для решения поставленных перед системой СПО задач в рамках указанных направлений будут привлекаться средства из различных источников ресурсного обеспечения: средства федерального бюджета; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; ресурсы организаций среднего профессионального образования; средства внебюджетных частных инвесторов, в том числе в рамках реализации механизма государственно-частного партнёрства.

Далее рассмотрим профессиональное образование в странах Европейского союза.

В статье 14 Хартии Европейского Союза об основных правах
пишется:[3]

1. Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации.

2. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование.

3. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами, обеспечивается согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав.

Наиболее интересным для изучения зарубежного опыта представляется анализ регионального уровня Европейского союза и сценариев развития профессионального образования до 2035 г. [4]. В основе составления прогнозной модели лежат так называемые сценарные условия, что графически представлено на рисунке 1. В рамках выделения общеевропейских сценариев выделяются сценарные условия, или тренды, которые представляют собой внешний фон для развития системы профессионального образования [4]:

 − прежде всего это экономическая ситуация и происходящие в ней изменения (глобализация, рост доли сектора услуг в экономике, перевод промышленного производства ЕС за пределы союза, увеличение доли частично (неполное рабочее время, совместительство) занятого населения (англ. part-time job), происходящие кризисы и рецессии как в конце 1990-х или в 2007 гг.);

 − социальные и демографические тренды (старение населения и падение уровня рождаемости, трансграничная миграция рабочей силы внутри ЕС, гендерные диспропорции в структуре рынка труда, всё более поздний возраст вступления в брак);

− изменения в технике и технологиях (цифровизация и прочие факторы).

Влияние этих экзогенных для системы профессионального образования и обучения факторов находится в тесном переплетении с эндогенными факторами самой системы. В рамках своего сценарного планирования СЕДЕФОП выделяет в рамках системы профессионального образования и обучения три группы эндогенных факторов [4]:

− педагогический / эпистемический ракурс (англ. an epistemological or pedagogical perspective), включающий в себя совокупность имеющего знания, использование полученного знания, результаты обучения, педагогические технологии, формы и форматы обучения, процедуры оценки и другое; − системный (или институциональный) ракурс (англ. an education system perspective), включающий управление и финансирование, институциональные особенности и структуру системы, место системы профессионального образования и обучения в рамках общей системы образования и обучения в течение всей жизни и другие; − социальный, экономический ракурс и отношения с рынком труда (англ. a socioeconomic or labour market perspective), включающий в себя такие факторы как потребности рынка труда в квалификациях, соотнесение выпускаемых кадров с потребностями рынка труда, востребованность специалистов рынком труда, участие социальных партнёров в процессах системы образования, влияние экономики, демографии и технологий на системы профессионального образования и обучения и другие. В рамках формирования сценариев развития профессионального образования и обучения экспертами СЕДЕФОП были выделены следующие группы эндогенных трендов с 1995 г., опираясь на обозначенную выше классификацию [4]:

− переход к компетентностному подходу, основанному на новых инструментах системы квалификаций (рамка квалификаций, профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций и т.д.); модульный принцип построения программ; развитие различных форм производственного обучения (англ. work-based learning); большая гибкость образовательных программ в том числе за счёт признания квалификаций, полученных ранее;

− создание более тесных связей с системой общего образования, ликвидация тупиковых ветвей в профессиональном образовании, уменьшение количества профессиональных программ и расширение функционала оставшихся, преодоление тенденций к атомизации программ и организаций и другие;

− расширение поля задач, стоящих перед системой профессионального обучения, а именно задачами интеграции учащихся не только на рынке труда, но и в обществе в целом, обучение гибким навыкам, в целом повышение уровня профессионального образования и обучения по шкале европейской рамки квалификаций, начало внедрения элементов опережающего обучения, цифровизация как важнейшая технологическая эндогенная переменная.

По результатам проведённой работы были выявлены три основных идеальных сценария развития европейских систем профессионального образования и обучения:

а) образование в течение всей жизни (англ. pluralistic VET) в основе которого лежит непрерывное образование (learning – обучение) на протяжении всей жизни и в котором различий между профессиональным и общим образованием становятся всё меньше;

б) профессиональное образование (англ. distinctive VET) с профессиональными компетенциями в ядре, что означает, что профессиональное образование в явной форме отличается от общего образования и доминирует в системе образования, фактически в этой модели наблюдается «гегемония профессионального образования и обучения» (яркий пример – немецкая дуальная система, охватывающая в современности даже уровни высшего образования);

в) профессиональная подготовка или профессиональное обучение (англ. special purpose VET), в основе которого лежит узкая профессиональная подготовка для конкретного рабочего места; в этой конфигурации образовательной системы сохранились некоторые очень конкретные формы обучения при общем давлении общего и высшего образования.

 

 

Рисунок 1. Сценарии развития профессионального образования и обучения на двумерной шкале тенденций (метод Шелл). Источник: [4]

 

Рассмотрим сценарии более подробно, что позволяет выделить общую структуру описания сценариев, используемую специалистами СЕДЕФОП.

Сценарий первый, образование в течение всей жизни (плюралистичное профессиональное образование и обучение с непрерывным образованием в ядре). Акцент делается на профессиональном образовании и обучении, ориентированном на рынок труда на всех уровнях образования и во всех институциональных единицах. Профессиональноориентированное обучение не будет ограничиваться лишь существующими учреждениями как сегодня, но станет частью так называемого непрерывного образования.

Второй сценарий характеризуется чётко выраженным положением ПОО в рамках системы образования и наличием профессиональных компетенций в ядре. В рамках этого сценария предполагается усиление существующих тенденций восприятия профессионального образования как средства получения профессии, обеспечивающей человеку выход на рынок труда с последующим профессиональным развитием.

Сценарий третий рассматривает подготовку обучающегося на конкретном рабочем месте в центре профессиональной подготовки (training - обучения). При этом данный сценарий предполагает «маргинализацию» ПОО. Само понимание и концепция ПОО сужается. Основное внимание уделяется обучению для конкретного рабочего места, переподготовке и повышению квалификации в краткосрочной и среднесрочной перспективе исключительно под потребности рынка труда.

Выделенные сценарии носят в большей степени абстрактный характер, учитывают значительную разницу между странами ЕС.

B так в конце сделаем вывод, что к основным тенденциям развития профессионального образования в России и в ЕС относятся индивидуализация, интернационализация, диверсификация, развитие непрерывного образования на основе принципов цикличности и многоступенчатости.

Список литературы

  1. Назарова С.И. Тенденции развития европейского образования: структура, стандарты, оценка качества // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38434 (дата обращения: 11.12.2022).
  2. Сайт Минпросвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 11.12.2022).
  3. Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. – М.: Юриспруденция, 2001.
  4. Cedefop (2020). Vocational education and training in Europe, 1995-2035: scenarios for European vocational education and training in the 21st century. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://data.europa.eu/doi/10.2801/794471 (дата обращения 10.12.2022)
  5. OECD (2019), Trends Shaping Education 2019, OECD Publishing, Paris, [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.1787/trends_edu-2019-en (дата обращения 10.12.2022)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее