АВТОР И ЧИТАТЕЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ В.О. ПЕЛЕВИНА

АВТОР И ЧИТАТЕЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ В.О. ПЕЛЕВИНА

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Просмотры

80

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Дата публикации 30.07.2021

Поделиться

Cегодня в литературоведении постмодернизм является одним из ведущих направлений в мировой литературе и культуре. Вместо прежней иерархии ценностей и канонов – абсолютная относительность и множественность смыслов, приёмов, стилей, оценок. Одним из представителей этого направления является Виктор Пелевин. За Пелевиным закрепилась слава "гуру" современной молодежи и великого мистификатора. Его тексты наполнены загадочностью, недосказанностью. Из этого возникает вопрос: как и на каких уровнях взаимодействуют автор и читатель?

В последние несколько лет филологическая практика всё больше обращается к литературе постмодернизма. Это новое направление, которое на сегодня находится на «пике» развития. Хотя для классической литературы это «за гранью». Ведь что представляет собой постмодернизм? Это стирание всех границ, смешение стилей, культурных кодов. Также большинство постмодернистов прибегают к элитарному жанру.  Их не тексты не рассчитаны на широкую аудиторию, они лишь удовлетворяют потребность автора в самовыражении. Одним из таких авторов является Виктор Пелевин. На его примере разберем связь автора и читателя.

    Постмодернизм сегодня – это культурологический феномен, содержание которого не выявлено окончательно. В данной теме, которая связана с элитарной литературой, разберем связь всех участников литературного процесса. Для начала обратимся к критикам, которые в своё время высказывались по поводу связи «автор – читатель»

Читатель является одним из главных участников литературного процесса. «Реагирование по воле души и сердца»[1], как писал Г. А. Товстоногов о зрителе в театре. Это выражение можно отнести и к читателю.  Во время написания текста автор в своем воображении собирает картину жизни, которую нужно воссоздать словами так, чтобы потом читатели могли эту картину тоже вообразить. Основой для особого разговора с автором является книга.

    Литературоведение XX века рассматривает взаимосвязь художественного текста и читателя.  Русский учёный Бахтин М. М. ввёл в литературу понятие «диалогический текст». Суть заключается в том, что текст не «застывает», не «пропадает» в момент создания, а проживает время, остаётся подвижным благодаря восприятию читателей. Диалог, согласно концепции Бахтина, выступает как способ познания мира, как условие существования, развития художественного текста

    Автор и читатель рассматривались на протяжении XX века в рамках различных теорий, но всё же нельзя однозначно говорить, кто из них выходит на первый план. Существует несколько размышлений литературоведов по данному вопросу.  Роль автора, как главную, в художественном дискурсе в разное время отстаивали М. М. Бахтин, У. Бут, П. Лаббок, С. Бёрк. На том, что лидирующую позицию в структуре художественного текста занимает читатель, настаивали Э. Эннекен, А. Белецкий, Р. Барт. 

         Р. Барт, писал: «Читатель – это пространство, в котором концентрируются все до единой цитаты, из которых состоит письмо. Единство текст обретает в предназначении, а не в происхождении. Читатель – это человек без биографии, без истории, без психологии, это всего лишь кто-то, кто сводит воедино все штрихи, образующие письменный текст.»[2]  Я. Мукаржовский, в свою очередь, утверждает: «Единство произведения задаётся творческим намерением художника, но вокруг этого "стержня" группируются "ассоциативные представления и чувства", возникающие y читателя независимо от воли автора[3]».

    Что касается современных исследователей, то Ивлева А. Ю. считает, что читатель воссоздает пространство текста и зачастую сам создаёт его. Читатель живет в другом историческом времени и его компетенции отличаются от компетенций автора. То есть мы видим, что спустя время связь «автор-читатель» рассматривается по-новому. Зачастую автору не отводят должной роли, выводя на первый план читателя. Основными характеристиками постмодернизма является неопределенность, театральность, гибридизация жанров, сотворчество читателя, насыщенность культурными реалиями

А сегодня темой постмодернизма занимается ряд исследователей: С. Юрков, Ж. Брикмон и др. Одним из ведущих теоретиков данного явления есть И. Ильин, который пишет о связках постмодернизма с массовым искусством и развлекательными жанрами литературы. По его мнению, постмодернизм следует рассматривать как непосредственную реакцию на стереотипы массового осознания.

    Скоропанова утверждает, что постмодернизм (будучи элитарным по своей природе) служит плодотворной почвой для массовой литературы, которая адаптирует постмодернистские стратегии для реализации своего потенциала.  Это начало можно проследить в текстах В. О. Пелевина. 

    Мы видим, что автор сразу же с заголовков «выбирает» себе аудиторию – группу, способную дешифровать тексты. Например: «Спи», «Вести из Непала», «Девятый сон Веры Павловны», «Синий Фонарь». На протяжении всего произведения Пелевин «играет» с читателем. Его тексты наполнены языковой игрой, потайными смыслами. Иногда сразу и непонятно, о чём это рассказчик? К примеру, из рассказа «Акико»: «Мы очень рады, ЙЦУКЕН, что ты заглянул на наш сайт, затерянный в горах древней Японии. Мы – это Акико и обезьянка Мао. Если ты посмотришь в левый нижний угол экрана, ты увидишь два маленьких желтых пятнышка. Это ее глазки». Но благодаря этому в произведениях есть три главных лица: автор – читатель – текст. Практически все тексты создаются по «образцу», но наполняются по-разному: концентрация внимания на речи персонажа (чаще всего здесь языковая игра на уровне синтаксиса, лексики, морфологии); удержание внимания при помощи анекдотических эпизодов. Причем, порой шутки несмешные, но это усиливает комический эффект; символика; связь заглавия и разгадки сюжета; каламбур; наполненные диалоги, обращения. 

К примеру, в рассказе «Акико» герой сразу приветствует своего читателя: «Здравствуй, благородный незнакомец. Ты выглядишь странно, словно родом не из наших мест. Не пришелец ли ты из далеких северных стран? Меня зовут Акико. А как твое славное имя? Введи его и нажми «enter», тогда Акико отопрет.» 

А следующий рассказ «Мардонги» не содержит диалогов. Он представлен в виде монолога автора – Пелевина. История представляет собой философско - сатирическая псевдо-обзор Виктора Пелевина. Это пародия на религиоведение, сатира на религиозно-философские движения и секты, «канонизация» идеологий, трудов и великих людей. Здесь прослеживается элитарная литература. Герой делится своими мыслями с предполагаемым читателем, но не рассчитывает на понимание, разделение взглядов. 

Именно поэтому автор не готов раскрываться полностью пред читателем. Он продолжает прятаться за литературными шифрами и философскими маскировками. Как правило, тексты данного автора долго не выходят из головы читателя, хотя и принадлежат к элитарной литературе. А.А. Суворов связывает это с тем, что автор при помощи перечисленных выше средств делает то, что нравится читателю, в итоге активируется модальность соучастия.  В текстах Пелевин занимает лидирующую позицию. Он никогда не отдаст «управление текстом» читателю. Это не значит, что текст не ориентирован на аудиторию, нет, как раз наоборот: Пелевин изначально устанавливает свои правила «игры», на которые соглашается читатель; открывает все входы -выходы в тексте, помогает понять прочитанное. Авторская стратегия писателя – это путевая карта, которая использует художественную реальность для активизации интеллектуальных ресурсов личности адресата. Текст «действует» как интерактивная матрица, как основа для напряженной внутренней работы с постоянно ускользающими смыслами.

    Тексты Виктора Пелевина пользуются популярностью у большой аудитории. Его рассказы, романы, повести многогранны, охватывают все сферы жизни. Что интересно: есть тексты относятся к разным временным эпохам (период СССР, современность, будущее), поэтому художественное своеобразие привлекает читателя. Пелевин относится к представителю элитарной литературы, но практически в каждом тексты можно проследить взаимосвязь автора и читателя. Такой подход автора позволяет каждому по-своему интерпретировать тексты. Связь автора и читателя в текст присутствует на всех уровнях, благодаря чему произведения В. Пелевина находят своего "неподготовленного" читателя и представляют определенный интерес для требовательного интеллектуала.

Список литературы

  1. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX -- начала XXI века, 2007
  2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. 1986. -543 с.
  3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Эстетика словесного творчества. -1979. - с 147
  4. Ивлева А. Ю. Роль читателя в создании художественного пространства текста // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 5(143). — с. 37-42.
  5. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия, 1998.
  6. В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов Скоропанова И. С.Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 608 с.
  7. Суворов Андрей Александрович Диалог с читателем в прозе Виктора Пелевина: авторские стратегии и риски (сборник «Ананасная вода для прекрасной дамы») // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2015.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее