ЧЕРТЫ «КОМИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ» В РОМАНЕ Г. ФИЛДИНГА «ИСТОРИЯ ТОМА ДЖОНСА, НАЙДЁНЫША»

ЧЕРТЫ «КОМИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ» В РОМАНЕ Г. ФИЛДИНГА «ИСТОРИЯ ТОМА ДЖОНСА, НАЙДЁНЫША»

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (123), Июль ‘23

Дата публикации 01.07.2023

Поделиться

В научной статье рассматриваются художественные особенности романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша». Исследуется своеобразие жанра «комических эпопей» в творчестве английского писателя, его новаторские принципы, отличающиеся от традиционных просветительских методов. Анализируются юмористические приёмы автора, высмеивающего привычки и обычаи общества первой половины XVIII века, лицемерие людей, человеческие пороки.

Роман «История Тома Джонса, найдёныша» (The History of Tom Jones, the Founding) вышел в свет в 1749 году. С момента его первой публикации был восторженно оценён известными английскими писателями Чарльзом Диккенсом и Уильямом Теккереем.

Художественное пространство романа Г.Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» развёрнуто в соответствии с этапами формирования личности главного героя. Г. Филдинг показывает, как взрослел и развивался Том Джонсон. Его судьбу автор описывает, начиная с младенчества, когда Тома подкинули в поместье «баловня Природы и Фортуны» [5, с. 13], мудрого и великодушного, но легковерного дворянина Олверти. А потом рассказывает, как повзрослевший найдёныш был изгнан из-за клеветы расчётливого и ничтожного Блайфила, племянника сквайра. Причиной навета послужила зависть к названному брату, своей добротой и состраданием к бедным людям заслужившего любовь отчима, а также любовь Тома и Софьи, соседской дочери, обладающей восхитительным характером и добрым сердцем, но при этом наивной и поверхностной. Далее следует путешествие Тома в Лондон вместе с Бенджамином Партриджем, некогда школьным учителем, обвинённым своей женой в распутстве, и тоже изгнанным мистером Олверти из родных мест. Окончательное представление о жизни и нравах современного английского общества Том получает в самом Лондоне.

«Том Джонс не идеальный, но, без сомнения, положительный герой, несмотря на многочисленные поступки» [2]. Он добр, красив, благороден, ничего не боится, сострадателен. Он свободен от ненависти, чрезмерного самолюбия и злобы и никогда в жизни не совершил ни одного по-настоящему бесчестного поступка. При этом его мучает невероятное осознание собственной неправоты. Поэтому в конце произведения верится, что он больше никогда не поступит плохо, поскольку перед ним открылся путь к добродетели. Антагонист Бланфил, наоборот, хитёр, тщеславен и труслив. Его жизнь полностью основана на расчёте, страхе за собственную жизнь, жажде материальных благ, самоутверждении за счёт других. Приятно в конце романа узнать, что он получает по заслугам – обречён на позорное изгнание. А Том женится на своей возлюбленной Софье.

Рассказывая историю своего героя, Филдинг использует мотив дороги, известный литературной традиции предшествующих веков (в частности, в плутовском романе XVI-XVII вв.), но делает это гораздо шире, показывая весь уклад жизни Англии первой половины XVIII века, характеры представителей разных социальных слоёв общества – от проституток, начиная с образа бедной Молли Сигрим, и солдат, любящих отпускать «остроты по адресу офицеров, часто непристойные и близко граничащие с клеветой» [6, с. 344], до представителей аристократии (Олверти, Вестерн и др.).

Сюжет напоминает знаменитую сюжетную пару Сервантеса. Отношения между Томом Джонсом и Партриджем напоминают отношения Дон Кихота и Санчо Панса в романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихат Ламанчский». Благодаря сервантесовскому сюжету, Филдингу удаётся ввести в роман черты различных слоёв британского общества, благодаря ряду интермедий (например, роман «О горном отшельнике», история мисс Фицпатрик), рассказанных второстепенными персонажами, встречающимися на пути главных героев. Романы дополняются новыми приключениями, событиями и новыми персонажами. Сюжет осложняется тем, что Том Джонс следует за своей возлюбленной Софией. И её приключения не только перекликаются с приключениями Тома, но и пародируют их. «Авторские рассуждения, замечания, оговорки постоянно встречаются и по ходу развёртывания романного действия» [1, с. 57]. При этом автор с юмором относится ко всем героям романа, даже самым симпатичным, что подтверждает его определение романа как комической эпопеи. Самые серьёзные и патетические сцены книги (например, жизнь Тома в тюрьме) сопровождаются саркастическим комментарием рассказчика.

Таким образом, эпический размах у Филдинга опирается на исторический контекст. Писатель показывает людей «всех званий и состояний» [4, с. 411]. Недаром он в качестве эпиграфа приводит слова из «Поэтического искусства» Горация: «Видел нравы многих людей» [3, с. 6].

Однако Филдинг не считал правильным точно следовать историческим событиям. Для него важно было показать главные события из жизни героев, их внутреннее восприятие происходящего. С этой целью Филдинг использует приём контраста, изображая добропорядочных людей и проявлявших хитрость и злобу, сравнивая людей одного и того же класса, а также выделяя какую-либо черту характера в представителях разных социальных слоёв общества.

Том Джонс – благородный герой, но совершающий ошибки. Однако он не лишён мук совести. Блайфил умеет быть сдержанным, но в конце концов становится злодеем. Он часто говорит о добродетели, но при этом совершает лицемерные поступки, за которыми кроется его эгоизм.

Для Филдинга важно было рассказать читателю правдивую историю. Но его принцип правдивости не исключает доли вымысла, выраженного с помощью комических пассажей. В качестве комических приёмов писатель использует юмор и иронию. Так, например, он подтрунивает над миссис Гонорой, повествуя, что «она смотрела на всех красивых мужчин с одинаковым вниманием и приветливостью, вроде того как здравомыслящие и добродетельные люди смотрят на всё доброе» [4], и сравнивает её любовь к мужчинам с любовью Сократа к человечеству, «отдавая предпочтение одному перед другим за телесные, как Сократ за духовные, качества» [6, с. 201-202].

Помимо типических характеров, Филдинг выделяет в своих героях их индивидуальные черты. Типичное вместе с индивидуальным даёт, по мнению Филдинга, полное представление о характере героя. Он смотрит на персонажей, как на актёров, сообразно ситуациям играющих разные роли: «Один дурной поступок в жизни так же мало делает человека подлецом, как и одна дурная роль, сыгранная им на сцене. <…> В жизни человек не хуже, чем актёр, может осуждать свои поступки» [6, с. 304].

Как просветитель Г. Филдинг продолжает развивать идею зависимости поступков человека от среды и жизненных обстоятельств. Так, он показывает, как изгой Том вынужден выживать в новых условиях, преодолевая трудности своей отстранённости от аристократического круга, в котором он вырос. При этом новые обстоятельства жизни не делают его чёрствым, а наоборот, приводят к благоразумию. В конце всех приключений его человеческая природа, живой темперамент, обретает умеренность.

Таким образом, используя принцип историзма, приём контраста, мотив дороги в «Истории Тома Джонса, найдёныша», Г. Филдинг стал теоретиком «комического эпоса», в предисловии и вводных главах романа определив его как «комедийную эпическую поэму в прозе» [3, с. 440]. Писатель пояснил, что фабула и действие в таком произведении отличаются от серьёзных романов своей забавностью и лёгкостью. «Этот роман обозначает собой переход в истории эпического жанра нового времени, – пишет автор, – „Том Джонс“ глубокими корнями связан с искусством до него и открывает дорогу новому» [6].

Г. Филдинг критически относится к правящему классу Англии и больше всего симпатизирует людям из низких сословий, тем самым создавая почву для развития реалистического метода в литературе следующего века. Недаром писатель выбрал слова Горация «Я видел манеры многих людей» в качестве эпиграфа к «Истории Тома Джонса». Он показал различные сферы реальной жизни английского общества и своего главного героя изобразил в самых разных отношениях, показав его в дружбе и любви, в семье и на пути совершенствования своего характера.

Список литературы

  1. Малявин П.А. Авторские беседы с читателем в романе Г.Филдинга «История Тома Джанса, найдёныша» // Вестник Университета Российской академии образования. – 2010. – № 3. – С. 57–60.
  2. Маслова М.А. Теория «комического эпоса» Г. Филдинга //Вестник Минского университета. – 2014. – № 4. URL: teoriya-komicheskogo-eposa-g-fildinga (1).pdf (дата обращения: 24.06.2023).
  3. Филдинг, Г. Избранные произведения : В 2 т. : Переводы с англ. / [Примеч. Ю. Кагарлицкого] ; [Вступ. статья: С. С. Мокульский]. Т. 1. – М. : Гослитиздат, 1954. – 756 с.
  4. Филдинг, Г. История Тома Джонса, найдёныша / Пер. с англ. [и примеч. А. Франковского]. – М.: Худож. лит. 1973. – 879 с. – URL: История Тома Джонса, найденыша - читать бесплатно онлайн полную версию книги автора Генри Филдинг (Начало книги) #1 (fb2.top) (дата обращения: 24.06.2023).
  5. Филдинг, Г. История Тома Джонса, найдёныша : роман / Пер. с англ. А. Франковского. – СПб. : Азбука, Азбука-Ттикус, 2016. – 960 с. – URL: untitled (azon.market) (дата обращения: 24.06.2023).
  6. Филдинг, Г. История Тома Джонса, найдёныша: в 2 ч. Ч. 1 / Пер. с англ. А. Франковского [; Вступ. статья Ю.И. Кагарлицкий «Великий роман и его создатель»]. М.: Правда, 1982. – URL: История Тома Джонса, найденыша. Том 1 - Филдинг Генри :: Режим чтения (royallib.com) (дата обращения: 24.06.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary