В данной статье рассмотрим понятия «культура речи» и трех ее составляющих аспектов, их особенности, характерные черты.
Культура речи – понятие многозначное. Во-первых, это раздел науки о языке, самостоятельная лингвистическая единица, во-вторых, совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для общения, синоним «культуры языка», использование для общения. Культура речи исследует проблемы, связанные с состоянием культуры и общества. Культура речи содержит в себе три составляющих аспекта: нормативный, этический, коммуникативный.
Рассмотрим особенности и отличительные черты каждого аспекта. Нормативный аспект – это соблюдение правил произношения слов, их образования, словоупотребление, построение словосочетаний и предложений. Данный аспект предполагает знание правил и их использования в литературной речи. Нормативный аспект регулирует соблюдение языковых норм. Например: нельзя говорить «зво́нит», «средства́», «ложи», «по окончанию», «по приезду», а надо «звонит́», «сре́дства», «клади», «по окончании», «по приезде».
Этический (этикетный) аспект – это соблюдение правил речевого этикета, владение говорящим его нормами, принятыми в данном обществе. Это общепринятый порядок культурного речевого общения. Этический аспект регулирует нормы речевого этикета и в поведении. Например, в стереотипах приветствия, прощания, знакомства, благодарности. Так нейтральные формы приветствия «Здравствуйте!», «Добрый день!», «До свидания!» уместны во всех случаях, а такие формы как «Привет!», «Пока!», «До скорого!» возможны только между близкими людьми.
Коммуникативный аспект – это употребление языковых средств, соответствующих целям общения, влияние на речь сферы и ситуации общения. Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы должны сказать. Например, доклад в институте вы читаете в официальной обстановке, а обсуждение новости с приятелем в кафе в неофициальной. Это речевые ситуации. Сфера общения определяет выбор стиля речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический. А ситуации общения определяет выбор речевого жанра, объема высказывания, его вид (монолог, диалог), приспособления речи к потребностям и возможностям адресата.
Например, на остановке мы читаем объявления: «Маршрут автобуса отменен ввиду ремонтных работ», а прохожему мы скажем по-другому: «Автобус не ходит, дорогу ремонтируют».
Таким образом, культура речи – это владение нормами литературного языка в его в его устной и письменной речи. Критерием культуры речи относятся: содержательность, правильность, логичность, коммуникативная уместность, выразительность, лаконичность.
В культуру речи не должны не должны входить грубые, вульгарные выражения, диалектизмы, просторечные слова, канцеляризмы.
В заключение хочу подчеркнуть: культура речи играет важную роль в жизни каждого, так как она отражает мысли человека, уровень его воспитания, образования. Если вы хотите привлечь внимание собеседника быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи.
Список литературы
- Новикова И.Н. «Понятие о культуре речи».
- Ширяев Е.Н. «Культура речи».
- Головин Б. Д. «Основы культуры речи».
- Рыбченкова Л.М. «Русский язык».