РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (220), Май ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается роль поэтического текста на уроке французского языка, даётся определение термину «поэтический текст», исследуются особенности поэтического текста, как методического ресурса, анализируются этапы работы над поэтическим текстом на уроке французского языка.

Современная методика обучения иностранным языкам предполагает  использование разнообразных методических ресурсов на уроке. Одним из наиболее распространённых является поэтический текст. Вопрос о его использовании на уроке французского языка неоднократно поднимался в работах как зарубежных исследователей – Ж.Мольпуа, Ж.Пейтар, Б. Йенинг, Э.Коркут, так и отечественных методистов – Трубициной О.И., Осиповой Н.В., Шолпо И.Л, Касюк Н.С.

Ж. Мольпуа считает поэтический текст формальным пространством, где наиболее остро проявляется концентрация языка и образности. Поэтический текст, отмечает исследователь, является тем ресурсом, который гармонично сочетает в себе работу формой с одной стороны и  с другой стороны идеями и образами, заложенными автором. Именно это служит для исследователя основанием для признания чрезмерной важности поэтического текста на уроке французского языка.

Э. Коркут в поэтическом тексте определяет поэзию одним из наиболее творческих методов выражения мыслей идей и чувств, а поэтический текст – лучшим способом языкового выражения. Следует отметить, что Коркут признаёт поэтический текст одним из фундаментальных методических ресурсов на уроке французского языка.  Поэтический язык является, считает Коркут, одной из форм иностранного языка, который также необходимо изучать. Более того, заключает исследователь, использование поэтических текстов, может мотивировать обучающихся на дальнейшее изучение французского языка.

Отметим, что отечественные исследователи разделяют точки зрения зарубежных учёных. Осипова Н.В., подчёркивая неоспоримое место поэтического текста при изучении французского языка, убеждена, что использование поэтических текстов может быть начато на самых первых уроках иностранного языка благодаря использованию детских считалок, песенок и детских небольших четверостишиях.

Шолпо И.Л. утверждает, что в рамках урока французского языка, поэтический текст обладает рядом существенных преимуществ перед другими методическими ресурсами. Шолпо И.Л. считает, поэтический текст помогает учителю привлечь внимание обучающихся к изучаемому языку, но что, как мы считаем, важнее – позволяет обучающимся настроиться на работу. Помимо это, как добавляет учёный, поэтический текст является эффективным ресурсом для совершенствования различных аспектов языка.

Н.С. Касюк определяет особенности поэтического текста. К ним относятся: образность восприятия мира, наличие особенной метричности и рифмы, эстетическая организованность, более медленное восприятие поэтического текста читателем. Основываясь на концепции предлагаемой Касюк Н.С., заключим, что главными отличиями поэтического текста от других методических ресурсов является наличие ритмической структуры и рифмы, а также образного отражения мира. Единственным недостатком, согласно Касюк Н.С., является более медленное восприятие поэтического текста читателем, в качестве которого на уроке французского языка выступает обучающийся.

Поэтический текст действительно является универсальным методическим ресурсом. Алиев З.Г., Абдулаева Р.Н., Тетакаева Л.М., анализируя место поэтического текста на уроке, говорят, что он может быть использован на следующих этапах:

  • Начало урока – для фонетической разминки
  • Этап введения нового материала, первичное закрепление и тренировка языкового навыка
  • Любой этап урока – для стимулирования развития речевых навыков
  • Окончание урока – для релаксации, для разрядки

Видим, что поэтический текст является находкой для учителя французского языка, позволяющей отработать разные языковые аспекты на любой стадии урока.

Рассмотрим существующие подходы к работе над поэтическими текстами на уроке иностранного языка. Н.В. Осипова, выделяет следующие этапы в работе над поэтическим текстом: подготовительный этап, этап непосредственной работы над поэтическим текстом, заключительный этап. Концепция работы с поэтическим текстом на уроке, предлагаемая Осиповой Н.В., доказывает, что работа над поэтическим текстом является структурированным процессом, в ходе которого существуют стадия подготовки, стадия работы с поэтическим текстом, и завершающая стадия.

О.И. Трубицина предлагает пошаговый алгоритм работы над поэзией. Последовательность включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка обучающихся к восприятию стихотворения с целью снятия языковых и социокультурных трудностей и последующая постановка предтекстового задания, направленного на понимание содержания поэтического материала
  • Первое прослушивания поэтического текста
  • Проверка предтекстового задания, обсуждение прослушанного, анализ рифм
  • Перевод стихотворения на родной язык

Алгоритм работы, предлагаемый Трубициной О.И., уточняет этапы  и формы работы над поэтическим текстом. Отметим, что в данной концепции особое место занимает этап подготовки.  Считаем, что от тщательной подготовки во многом зависит успех использования поэтического текста, как методического ресурса. Также обратим внимание на этапы перевода поэтического материала поскольку грамотная организация работы на этих этапах позволит обучающимся лучше понять иноязычное произведение и следовательно – ближе познакомиться с продуктом культуры страны изучаемого языка.

Таким образом, видим, что поэтический текст является ценным методическим ресурсом на уроке французского языка. Возможность его использования на любых этапах урока для работы над всеми аспектами языка подтверждает универсальность поэтического текста и его неоспоримое место на уроке иностранного языка.  Однако наибольшую пользу поэтический текст способен принести при грамотной организации работы над ним.

Список литературы

  1. Ece Korkut L’analyse poétique en classe de FLE. Hacettepe Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi 32. 2007. p. 179-186
  2. Bao Yening De la dimension des textes poétiques. Synergies Chine №7 -2012 p. 169-178
  3. Renata Aiala Le texte litteraire en classe de français langue etrangère. Revista Letras Raras №1 – 2015. р. 9-19
  4. Алиев З.Г., Р.Н. Абдулаев, Л.М. Тетакаева Способы формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку. Мир Науки, Культуры и Образования №6. 2020. С. 221-223
  5. Баженова Н.Г., Пушканова М.С. Использование поэтического материала как средства формирования произносительных навыков на младшем этапе обучения французскому языку
  6. Елисеева А.А. Ершова К.Р. Использование поэтических текстов в обучении иностранному языку Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития. 2022. С. 108-113
  7. Осипова Н.В. «Место и роль поэтических текстов на уроке иностранного языка (на материале французского языка). Преподаватель XXI век. 2017. №4. С. 125-133

Другие статьи из раздела Филология, лингвистика

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее