Особенности функционирования тактики "апелляция к чувству стыда" в речевом поведении

Особенности функционирования тактики "апелляция к чувству стыда" в речевом поведении

В статье рассматриваются особенности функционирования тактики апелляции к чувству стыда, а также приводятся основные теоретические понятия, необходимые для понимания особенностей данного феномена.

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (22), июль ‘21

Поделиться

Человек, представленный в лингвистике как языковая личность, в течение своей жизни принимает участие в неограниченном количестве актов коммуникации. В соответствии с целью общения он выбирает ту или иную модель речевого поведения, чтобы обеспечить успешную и, главное, эффективную межличностную коммуникацию. Для того чтобы акт общения в итоге оправдал ожидания и завершился благополучно, говорящий или пишущий использует определенный набор речевых средств и приёмов, способствующих реализации его интенции. Данный речевой арсенал детерминируется коммуникативной стратегией.

Понятие речевого поведения. В настоящее время речевое поведение, являясь сложным явлением, затрагивающим в большей степени социальную сторону жизни общества, входит в сферу исследовательских интересов таких дисциплин, как функциональная стилистка, культура речи, риторика и др. И несмотря на это, в науке нет единого определения речевого поведения. Но в данной статье мы будем использовать определение, которое было предложено И. Н. Борисовой: «это эмпирически наблюдаемая, мотивированная, намеренная, адресованная коммуникативная активность индивида в контексте ситуации речевого взаимодействия, связанная с выбором и использованием речевых и языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей».

Понятие коммуникативной стратегии. На сегодняшний день в лингвистике существует множество определений коммуникативной стратегии. Однако в данной статье мы будем отталкиваться от точки зрения О. С. Иссерс, которая под коммуникативной стратегией понимает «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели». При этом лингвист связывает данное понятие непосредственно с этапом планирования, когда не только определяется сама стратегия, но и намечаются используемые тактики, средства и приемы в соответствии с общей целью коммуникации. Данное лингвистическое явление (стратегия), определяющее способ достижения цели говорящего, предполагает «планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию плана общения». Исследователь, продолжая когнитивный подход, проводит параллель между лингвистикой и военным делом, где стратегия тесно связана с расчётами военных действий, однако в языкознании О.С. Иссерс представляет это как подготовку к действиям, сопряженным с социальной конфронтацией или сотрудничеством.

Понятие речевой тактики. Каждая речевая (коммуникативная) стратегия характеризуется определенным набором речевых тактик.

Если речевую стратегию понимать как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, то речевой тактикой следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии. [2, с. 110]

Далее мы рассмотрим особенности функционирования тактики апелляции к чувству стыда на примерах.

Источниками материала выступили:

• Российские кинофильмы и телесериалы производства 2000 – 2021гг.;

• Живая речь.

1. Тактика апелляции к чувству стыда является универсальной – она может использоваться как в официальной сфере общения, так и в неофициальной.

*после драки между Максимом (нынешним парнем Жени) и Константином (бывшим парнем Жени) на почве ревности*

Женя: Я перестала тебя узнавать//

Максим (парень Жени): Ты удивишься / но я тебя тоже//

Женя: Ты раньше таким не был//

Максим: Чо ты несёшь / Жень / я такой, какой и был / а вот ты явно изменилась / не исключаю даже, что и изменила//

Женя: Как тебе не стыдно?!//

Максим: Стыдно? / ну прости, что мне стыдно смотреть на фотографии, где мою девушку лапает её бывший//

(сериал «257 причин, чтобы жить» 2021г.)

Диалог происходит между возлюбленными. Максим подрался с бывшим молодым человеком Жени из-за того, что приревновал её. Женю же возмущает поведение Максима.

Тактика «апелляции к чувству стыда» выражается прямо: «как тебе не стыдно!?, функционирует в рамках стратегии «изменение картины мира» (основная стратегия).

Женю возмущают слова Максима о том, что она могла ему изменить. И Женя пытается продемонстрировать своё возмущение.

Средства, реализующие тактику: местоимение в форме Д.п. ед.ч. + частица «не» + предикатив «стыдно».

*разговор во дворе дома*

Сосед №1: Ну тебе не стыдно?/ дерево срубил / люди сажали / старались / хотели чтоб двор зелёным был// тем более двор не только твой//

Сосед №2: Да оно мне весь свет с северной стороны загораживало / что я сделаю//

(запись живой речи)

Диалог происходит между соседями по многоквартирному дому. Сосед №1, выйдя на улицу, замечает, что сосед №2 срубил дерево, которое росло во дворе дома. Соседа №1 это возмутило.

Тактика «апелляции к чувству стыда» выражена прямо: «ну тебе не стыдно?», реализуется в рамках стратегии «выражения возмущения» (основная стратегия).

Главная цель соседа №1 – выразить возмущение по поводу сложившейся ситуации. Сосед №1 апеллирует к чувству стыда за то, что сосед №2 срубил дерево, которое люди сажали, стараясь облагородить двор; за то, что люди тратили свои силы и время, а сосед №2 отнёсся ко всему этому эгоистично, думая только о себе.

Тактика апелляции к чувству стыда в данной ситуации вполне уместна, поскольку может использоваться в коммуникации между людьми, находящимися в разного рода отношениях.

Средства, реализующие тактику: местоимение в форме Д.п. ед.ч. + частица «не» + предикатив «стыдно» + сущ. «дерево» + глагол прош. вр., муж. р., 3 лица, ед.ч. «срубил».

В обоих случаях демонстрируется функционирование тактики апелляции к чувству стыда, но в первом случае сфера общения неофициальная, а во втором – официальная.

2. Основная структура, реализующая тактику апелляции к чувству стыда: местоимение в форме Д.п. ед.ч. + (частица «не») + предикатив «стыдно».

. Санёк (друг Миши): Дурак / ну ты и дурак / дурак ты Миша!//

Миша: Ну может хватит? / зачем ты это повторяешь?//

Санёк: А ты зачем от жены ушёл?//

Миша: Ну / потому что это было бы как минимум нечестно//

Санёк: А тебе не стыдно жену бросать после стольких лет брака?//

Миша: Да / только в соответствующем контексте надо смотреть//

Санёк: А я тебе скажу нет / Миша / потому что семья это святое! / она мне детей рожала / она меня и в старости выхаживать будет//

(к/ф «Давай разведёмся!» 2018г.)

Диалог происходит между близкими друзьями. Миша встречается со своим лучшим другом Сашей и рассказывает ему о том, что ушёл от жены.

Тактика «апелляции к чувству стыда» выражается прямо: «а тебе не стыдно жену бросать после стольких лет брака?» и функционирует в рамках стратегии «вразумления» (вспомогательная стратегия). Санёк говорит о том, что семья – это святое, поэтому Мише должно быть стыдно за то, что он бросил семью.

Цель Саши – помочь Мише одуматься и вернуться к жене.

Средства, реализующие тактику: местоимение в форме Д.п. ед.ч. + частица «не» + предикатив «стыдно» + сущ. в В.п. «жену» + глагол в ф. инф. «бросать». + риторический вопрос.

3. Тактика апелляции к чувству стыда чаще всего выражается косвенно – тип, предполагающий скрытое, имплицированное выражение подлинных смыслов.

Алексей (биологический отец Кьяры): (рассматривает бумагу с тестом на отцовство)

Мать Кьяры: Ты скотина! / сволочь такая / тест ДНК ему / надо же / больше тебе ничего не надо?// я у тебя деньги просила хоть раз? / я тебе позвонила хоть раз? / да если бы она сама к тебе не рвалась / ты бы в жизни её не увидел / сволочь такая!// тест ДНК ему / надо же / не верит он!// и не пей мне в лицо свой кофе!//

Алексей (биологический отец Кьяры): А как её зовут? / Кьяра? / это ты такое извращенство придумала? //

Мать Кьяры: Кьяра / между прочим / значит светлая// а ты / Темников// темень беспросветная//

(к/ф «После тебя» 2016г.)

Коммуникация происходит между бывшими любовниками, у которых есть общая дочь. Кьяра захотела познакомиться со своим биологическим отцом. Алексей, узнав, что у него есть ребёнок, захотел провести тест на отцовство. Мать Кьяры была этим оскорблена.

Использованием данной тактики, мать Кьяры хочет подчеркнуть то, что она глубоко оскорблена мыслями Алексея о том, что она просто хочет «стрясти» с него денег. Приведённый косвенный вариант тактики изобилует оскорблениями и множеством вопросов, на которые не ждут ответов: «Ты скотина! / сволочь такая / тест ДНК ему / надо же / больше тебе ничего не надо?// я у тебя деньги просила хоть раз? / я тебе позвонила хоть раз? / да если бы она сама к тебе не рвалась / ты бы в жизни её не увидел / сволочь такая!// тест ДНК ему / надо же».

Тактика функционирует в рамках стратегии «изменение картины мира» (основная семантическая (когнитивная) стратегия).

В данном случае, средством реализации тактики является интонация.

Таким образом, представленные в данной статье особенности функционирования тактики апелляции к чувству стыда, а также примеры, демонстрирующие эти особенности, дают возможность получить наиболее полное представление о тактике «апелляция к чувству стыда» в русском речевом поведении.

Список литературы

  1. Борисова, И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. –Москва: Изд-во КД «ЛИБРОКОМ», 2009. – 320 с.
  2. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Изд. 5-е. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – 288 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary