Идеальное государство: реальность или миф

Идеальное государство: реальность или миф

Тысячелетиями люди мечтали об идеальном государстве. В XXI на фоне глобализации и большом количестве глобальных проблем вопросом об идеальном государстве задаются всё чаще, и эта проблема становится всё острее, поэтому в данной статье будут приведены доказательства того, что идеальное государство это миф.

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (113), Апрель ‘23

Дата публикации 24.04.2023

Поделиться

Актуальность: в условиях растущей глобализации, у людей появилась возможность больше знать о жизни в других странах. Рост инфантильности общества, особенного у молодого поколения стал уже общемировой тенденцией. Всё это приводит к тому, что у людей снижается уровень критического мышления. Пользуются сомнительными информационными источниками и информационными источниками и, в конце концов, недовольны своим государством, считая, что где-то жизнь лучше. На основании всего вышеописанного, считаю, что вопрос об «идеальном государстве» актуален как никогда.

Идеальное государство-это государство, которое соответствует идее государства; вечно существует в структуре парадигмы.

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Важнейшее значение этого учения заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова.

Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать реальность и идеи относительно её улучшения. Платон различал существующие государства – реальность и идеальные – идеи. Согласно Платону реальные государства нужно преобразовывать так, чтобы  они всё больше были похоже на идеальные. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Под справедливостью он понимал то, что во-первых интересы целого (государства) выше интересов частного (отдельных людей).Сутью справедливости для него являлось невмешательство одного сословия в дела другого. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия, которые несут три основных начала государства:

  1. философов-правителей – разумное (мудрость);
  2. воинов (стражников) – яростное (мужество);
  3. ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством) – вожделеющее.

Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них.

За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важный вопрос: почему правящие сословия посвящают свою жизнь служению общему благу? Для этого, по мнению Платона, нужны следующие условия:

  1. Разделение труда. Благо человека должно совпадать с общим благом, Поэтому философы рассматривают благо государства как собственное.
  2. Образом жизни. Стражники не должны иметь частной и даже личной собственности, т.к. это разрушает их единство.
  3. Целенаправленное воспитание.

а) Прежде всего, нужно воспитать как у правителей и стражников, так и у простых граждан сознание того, что все люди одинаковые.

б) Особая роль в государстве отводится искусству, т.е. должны подбираться только такие произведения литературы и музыки, которые будут воспитывать самые благие качества в человеке. Также их берут на войну для воспитания других необходимых качеств.

В 20 лет самые подготовленные отбираются для дальнейшего обучения. По достижении ими 30 лет производится второй отбор. 5 лет они учатся диалектике. Только тогда они занимают различные государственные должности. Платон считал, что идеальное государство должно быть закрытым, чтобы в него не могли попасть ложные ценности и небольшим по территории, чтобы им было проще эффективно управлять.

Платон верил, что его идеальное государство достижимо двумя способами:

1)Среди потомков царей могут найтись философы, которые будут мудро править, а граждане безропотно им повиноваться.

2)Придя к власти, философы вышлют всех старше 10 лет, а остальным дадут правильное воспитание.

Недостатки учения:

1)Невозможность доказать существование идеи государства, следовательно, представления о его устройстве субъективны.

2) Непривлекательный образ жизни стражей. Невозможность иметь частной и даже личной собственности.

Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.
Преимуществами данного учения является то, что:

1)Воспитанию граждан должно уделяться особое внимание.
2) В обществе существовало чёткое разделение труда.

Проанализировав учение Платона, получим доказательства того, что идеальное государство миф:

1)Справедливость понятие субъективное, значит, если согласно данной модели в рамках эксперимента создать идеальное государство, то оно будет идеально не для всех.

2)Представления об идеале субъективны, следовательно, идеальное государство невозможно.

3)Если ставить интересы целого выше интересов частного, то это значит, что из-за человеческого фактора интересы частные могут игнорироваться.

4)В учении Платона мало говорится о сословии ремесленников и земледельцев, что, по сути, умаляет их значение. А значит, государство перестаёт быть идеальным.

5)Сословия философов-правителей и стражников сливаются в одно правящее сословие, что можно трактовать как формирование сословия угнетателей и угнетаемых, т.е. не идеального государства.

6)Требования, предъявляемые к стражникам и философам-правителям, завышены, что ущемляет права, свободы и интересы лиц принадлежащих к их числу.

7)Невозможность перехода из одной страты в другую (каждый чётко выполняет свои функции).

Вывод: идеальное государство невозможно. Тотальный контроль, замкнутость общества, низкая социальная, отсутствие главных принципов демократии мобильность – то, без чего невозможно обеспечить жизнь и функционирование «идеального государства». Эти признаки враждебны социальной природе человека, а тем более в современном обществе.

Список литературы

  1. Платон «Государство». «Академический проект», Москва,2015
  2. Царьград. АЛЕКСАНДР ДУГИН: ОНТОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. (Дата обращения: 26.02.2022)
  3. Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова. «ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА. (Дата обращения: 26.02.2022)

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary