Реформационное движение в Англии при последних Тюдорах

Реформационное движение в Англии при последних Тюдорах

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

37

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (88), октябрь ‘22

Дата публикации 23.10.2022

Поделиться

В данной статье автор рассматривает процесс Реформации в Англии в рамках правления последних представителей династии Тюдоров.

После того, как Генрих VIII в 1547 году умирает, английский престол перешел к девятилетнему Эдуарду VI. Так как новый король рос в период Реформации, то можно сказать, что все ее плоды он познал глубоко и принял их. Он воспитывался в той религии, которая поддерживалась при дворе Генриха VIII, где богослужение проходило на английском языке. Эдуард VI не знал какой была религия до реформации, соответственно он не был привязан к прошлым церковным канонам, в отличие от его родителей. Эдуард являлся номинальным королем, его отец сформировал и совет регентов, состоявший из шестнадцати приближенных, которые также носили титулы главных министров государство, что было указано в завещании Генриха VIII. До того момента, пока Эдуард VI не достигнет возраста совершеннолетия, его действиями должен был управлять совет регентов. Одними из наиболее близких к королю регентов из всех шестнадцати были Эдуард Сеймур (позже ставший герцогом Сомерсетом) и Уильям Пэджет. Отмечается, что Сеймур стал регентом не случайно, так как он был прямым родственником по женской линии Генриха VIII, поэтому он и назначил его [1, с. 383].

Англиканская церковь становилась все более подвластна лютеранству. Начало этому положили некоторые документы, изданные в период с 1548 года по 1551 год, а именно «Книга общих молитв» и различные статуты парламента, королевские указы и обращения Кантерберийского архиепископа, тем самым они ставили некую точку на вопросе о богослужебной реформе. Необходима была систематизация выхода в свет положений учений уже реформированной английской церкви. Кранмер, будучи уже архиепископом, в 1551 году начинает заниматься разработкой по наставлению короны общегосударственного вероучения. Прежде чем данное учение было принято, оно было рассмотрено Тайным советом, который был ближним государственным органом к королевской власти, собранием высших чиной церкви. Само учение получило название «42 статьи» и было издано в 1553 году. Ключевые пункты носили протестантский характер – прежнее католической учение о чистилище было признано не действующим, а также процессы индульгенций, поклонение иконам или мощам, запрещено было обращаться к святым. До этого в католицизме признавалось семь таинств, в новом реформационном учении сохранилось только два – крещение и причащение. Обряд причастия отныне должен был проходить под обоими формами и для мирян, службы разрешались только лишь на общедоступном для горожан языке, брачные связи для духовенства стали допустимыми [2, с. 149].

Как только Эдуард VI достиг возраста пятнадцати лет он умирает, в следствие чего остро возникает проблема о престолонаследии. Так как наследников у него не было, королевская власть должна была быть передана дочери Екатерины Арагонской – Мария Тюдор. Мария же в свою очередь являлась приверженцем католицизма, что могло подорвать уже сложившуюся в Англии протестантскую веру. На данном этапе в борьбу за власть вступает герцог Нортумберленд, идеи которого были направлены на укоренение английской реформации и получение престола. Он принимает попытку поставить на престол Джейн Грей, которая была родственницей Генриха VIII, выдав ее замуж за своего сына Гилфорда. Однако эта попытка не увенчалась успехом, так как по инициативе Марии произошел вооруженный мятеж в Восточной Англии. По истечению девяти дней Тайным советом было принято решение в пользу Марии Тюдор. Судьба Джейн Грей и ее мужа Гилфорда закончилась смертельной казнью. Правление Марии было ознаменовано как «кровавое», так как по ее воли было совершено множество казней протестантов, в том числе и Томаса Кранмера. После смерти Марии Тюдор в 1558 году трон занимает Елизавета I, которая была дочерью Генриха VIII и Анны Болейн [3, с. 297]. В отличие от своей предшественницы, Елизавета не была сторонником католицизма, но она также и не принимала некоторые аспекты протестантизма.

Елизавета I понимала, что в Англии сталкиваются две противоборствующих силы – католическая партия и протестантская, однако обе они относительно немногочисленны. Большая часть населения, в особенности верхние слои общества, отстаивали идеи о независимости государства от папства, что же касалось религиозных основ, она не вникала в догматическое устройство и можно сказать не показывала негативное отношение к католичеству.

При Елизавете вновь происходят изменения в структуре церкви. Независимость английской церкви от Рима снова возвращается, верховной главой церкви заново провозглашается король или королева Англии. Епископство не уничтожалось как таковое, но входило под контроль короны. Догматическая основа в свою очередь имела незначительные различия от католичества. Некая неоднозначность пришедшего катехизиса привела к получению права трактовать его различными способами. Искоренив оскорбительные догматы устройства прежней Церкви, суровые постановления против еретиков, истребив духовное правосудие, она можно сказать не отошла от установок старой Церкви, которая существовала при Генрихе VIII, в больше степени начало даже сближение ее с главными правилами протестантизма в форме такой, каким он был утвержден в Англии [2, с. 168].

По соглашению с первым и ближайшим своим советником и с согласия парламента, она, хотя и отменила громкий титул "Высшей главы Церкви", однако же оставила за собой наиболее существенные права главенства, в смысле контроля и руководства преобразованиями в церковной среде. И высшее, и низшее духовенство должны были признать эти права и закрепить их присягой. Затем, 42 параграфа "исповедания веры" Кранмера были пересмотрены, но умеренно и в виде "39 параграфов" утверждены собранием духовенства в Лондоне в 1562 году, а в 1571 году приняты парламентом как закон, обязательный для всех. При этом был сохранен и блеск, и торжественность богослужения, и облачения священников, и наиболее существенные должности из иерархического строя [4, с. 264].

В Тридцати девяти статьях подчеркивается высший авторитет Писания, как и во всем протестантском движении. Однако англиканцы сохранили тесные связи со своим католическим наследием, утвердив важность традиции. Они не заявляли о равенстве авторитетов Писания и традиции, как это делали католики, но все-таки как можно ближе следовали традиции. Кроме того, они утверждали, что, когда Писание молчит о каком-то вопросе, церковь имеет власть утверждать обязательную традицию по этому вопросу. После того как церковь применит свою власть и установит традицию, каждый верующий и каждая поместный приход должны последовать ей. Изменения могут прийти только от церкви в целом. То есть больший акцент делался на общую традицию, чем на совесть и свободу человека. Церковь Англии преимущественно оставалась литургической. Те, кто уделял основное внимание традиционным ритуалам, стали называться «высшей церковью», а те, чьи богослужения стали проходить в евангелической манере, стали называться «низшей церковью» [5, с. 167].

Таким образом, Елизавета основала англиканскую Церковь – родственную протестантству по своему учению и независимости от папы и, в то же время, родственную католицизму по обрядам и внутреннему строю. В Англии было, конечно, уже и тогда достаточное количество людей, которые были не согласны с этим строем или нон-конформисты, были и еще более ярые сторонники кальвинизма и пресвитерианства, индепенденты, то есть независимые – одним словом, все те элементы, которые позднее обозначались одним общим названием - пуритане. Но они не смели при правлении Елизаветы поднять голову и должны были выжидать наступления иных времен, более благоприятных для своей пропаганды.

Список литературы

  1. Ивонин Ю. Е., Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры ХVІ - ХVІІІ вв. – Смоленск: Русич, 2004. – 464 с.
  2. Спиц В. Льюис. История Реформации. Возрождение и движение Реформации. – М.: Фонд Лютеранское наследие, 2003. – 452 с.
  3. Керолли Э. Мария Кровавая. – М.: АСТ, 2001. – 329 с.
  4. Линдсей К. Разведенные, обезглавленные, уцелевшие: Жены короля Генриха VIII. – М.: Крон - Пресс, 1996. – 336 с.
  5. Кернс Е.Эрл. Дорогами христианства. – М.: Протестант, 1992. – 416 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее