В обществе, в большинстве культур принято отмечать различные события, устраивать праздники, имеют особое значение разные памятные даты. Многие из данных празднеств сопровождаются определенными процедурами, ритуалами, церемониями. Последние представляют собой определенный набор действий в заданном порядке, со своей специфичной символикой. Церемонии не обошли стороной и такой масштабное событие, как коронация.
Священная коронация представляет собой церемонию, проведение которой означает, что государь принимает на себя полномочия по управлению страной, символизирует его вступление на престол. История происхождения данной церемонии очень давняя, берет свое начало со времен возникновения самой монархии. Священной коронации сопутствует последовательность определенных религиозных обрядов. С течением времени процедура коронации развивалась, менялась.
Начиная с 988 года, когда было принято христианство в стране, со стороны церкви сопровождение восхождения на престол и вступления в свои права монархов характеризовалось применением молитв, использованием крестов и хоругвей.
В Киеве и Новгороде священная коронация проходила в храмах, где князей сажали на княжеский стол. В результате, к своему итоговому варианту данная церемония пришла примерно к 16 веку, несущественно поменявшись еще в 17 веке.
Церемония, сопровождающая венчание князя на престол, древняя, берет свое начало еще с византийских традиций. При это данная процедура очень сложная и длинная, с применением значительного количества обязательной атрибутики. Например, к ним можно отнести разных видов регалии, достаточно большая часть которых находится на сегодняшний день в Оружейной палате.
Изначально процедура венчания на княжение проходила в городе Киеве в Софийском соборе. В Новгороде прошел данную церемонию Александр Невский. В старом Успенском соборе в Москве на Великое Княжение церемонию (с получением ярлыка от татарского хана) прошел Василий Васильевич в первой половине 15 века.
При правлении Ивана IV при проведении священной коронации начали использовать царские регалии.
К ним относились такие, как:
- Подаренный Владимиру Мономаху крест животворящего древа,
- Расшитые золотом и драгоценностями бармы,
- Обязательным считался венец, или всем известная шапка Мономаха.
Как уже было выше сказано, истоки венчания на царство идут от византийской традиции. Венчание на царство Ивана Грозного было проведено на его канонах.
Коронация проходила в Успенском соборе, сопровождалась также торжественным шествие, миропомазанием и проведением причастия.
Византийская традиция распространилась на Восточную Европу. В отличие от нее в Западной Европе вначале проводили миропомазание и причастие, и лишь затем возложение регалий. На Руси же миропомазание и причастие шли после коронации.
Данным порядком подчеркивали роль церкви. Власть правителя считалась «угодной Богу» лишь после одобрения церковью с применением рассмотренных ее ритуалов. Они закрепляли и утверждали власть царя, но при этом и знаменовали превосходство веры.
Ассортимент применяемых при проведении священной коронации царских регалий со времен Ивана Грозного постепенно пополнялся.
Например, для креста животворящего древа, возлагаемого на шею правителя, впоследствии был создан драгоценный оклад.
Шапка Мономаха была привезена на Русь еще в 14 столетии, однако называлась просто венцом. Свое нынешнее название она получила в 16 веке от повествований в «Сказаниях о князьях Владимирских».
При этом в указанных Сказаниях есть легенды, что данные атрибуты (регалии) были привезены аж в 12 веке. Этим хотели подчеркнуть связь с Византией, что давало тогда больший вес и значимость царю, делая его наследниками византийских и римских правителей. Данная легенда способствовала тому, что Москва стала восприниматься третий оплотом православия.
Шапка Мономаха символизировала преемственность власти до начала 18 века. Иван Алексеевич был последним, кто был коронован данной золотой шапкой.
В 1584 царские регалии пополнились скипетром, который символизировал правителя в качестве защитника народа Руси.
Во времена Бориса Годунова, в предпоследний год 16 века, появилась держава. Она являлась знамением царствия.
В результате на Руси к 17 веку в ассортимент применяемых при проведении священной коронации царских регалий входили, возлагаемые по порядку на правителя:
- крест,
- бармы,
- шапка Мономаха,
- цепь,
- скипетр,
- держава.
Исторически сложилось, что рассматриваемые церемонии стали проводиться в Успенском соборе. Важными ее составляющими были:
- перенесение регалий для священной коронации в данный собор,
- Торжественное шествие в него из дворца в Кремле царя со свитой,
- Митрополит, который играл особую роль в церемонии, должен был благословить будущего царя – помазать миром и возложить венец на его голову,
- молебен,
- возложение регалий,
- помазание,
- причащение,
- последующее поклонение в Архангельском соборе царем могилам предков,
- посещение Благовещенского собора.
С середины 17 века было внедрено проведение в самом начале священной коронации чтение коронуемым царем, что свидетельствовало о согласии и обещании правителя опираться на морально-нравственные устои, соответствующие верованиям того времени. Это опять же свидетельство об укреплении роли церкви, ее расширяющейся власти.
Царь же считался Божьим помазанником, его уподобляли Иисусу Христу. Для того, чтоб подчеркнуть его особый статус, то стали по-другому проводить процедуру причащения. Для этого стали использовать алтарь со специальными царскими воротами, что приравнивало правителя к уровню священнослужителей.
Сакральный статус ему также давали и миропомазания.
Данная традиция священной коронации началась с Федора Алексеевича в последней четверти 17 века [8, с. 153−154; 9, с. 28−30].
Далее на престол взошел царь-реформатор Петр I, который принес со своим правлением огромное количество изменений. При нем страна стала империей, а государь - императором. А церемония священной коронации утеряла в большей степени сакральный характер, сменяя его на светский.
В 18 веке успело смениться 8 правителей, из которых церемонию коронации в Успенском соборе прошли почти все, за исключением двух: Иван VI и Петр III. С приходом к власти Петра I церемонии, сопровождающие восхождение правителя на престол, стали лишь одним из этапов общих масштабных торжеств в связи с коронацией, которая стала отмечаться в качестве государственного праздника, дату наступления которого заранее устанавливали в соответствующем манифесте, который назывался «публикацией перед коронацией».
В результате, кроме самой церемонии в торжественную часть входили: роскошный въезд будущего правителя в Москву через украшенные триумфальные ворота, приветствие народом, пиры, балы, иллюминации. Сопровождалось это всё фейерверками.
Императорские регалии пополнились коронационным одеянием и орденом Андрея Первозванного.
Свиту императора в процессии составляли:
- члены императорской семьи
- церемониймейстер,
- герольдмейстер,
- обер-маршал,
- обер-гофмаршал и т.д.,
- зрители.
Начиная с правления Петра Великого, всем участникам церемонии на память о церемонии выдавались специально заготовленные медали, толпе зрителей кидали жетоны.
Екатерина I короновалась в качестве супруги Петра Великого. Для этого изучался опыт западных стран, на основе которого была изготовлена новая императорская корона в виде двух соединяющихся полусфер, с драгоценными камнями. Бармы были заменены на императорскую мантию из золотого штофа, расшитого двуглавыми орлами и подбитого горностаями. Причащение проводилось у царских врат, так как церемонию проходила супруга правителя, а не сам государь.
В целом, в 18 веке основная суть церемонии оставалась прежней, шел рост применяемых символов и регалий, характеризующих власть императора, а также уровня торжественности коронации.
Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II для усиления их статуса самодержавных монархинь после стандартной процедуры коронации были причащены по чину священнослужителей.
После церемонии вступления на престол Елизаветы Петровны возросло число государственных регалий, появились такие нововведения, как: меч, знамя, именуемое тогда паниром, и печать [3, с. 103]. В противовес прежним правителям, Елизавета Петровна приказала подать себе императорские регалии в Успенском соборе. Член Синода, архиепископ новгородский Амвросий (Юшкевич) преподнес ей корону на подушке. Императрица, взяв так же поданные ей державу и скипетр, саморучно возложила на свою голову корону, сознательно преступив сложившуюся традицию возложения регалий на правителей духовными лицами. Считается, что такой жест стал служить символом безусловного господство монарха, «не подвластного никакой земной власти, пусть даже и церковной, в будущем, данный акт Елизаветы взяли себе в пример Екатерина II и Павел I.
С приходом к власти Павла I при церемонии священной коронации начал использоваться далматик, представляющий собой специальную торжественную церковную мужскую одежду. Павел I самостоятельно возложил на себя такие атрибуты царской власти, как корону (которую впервые подал правителю обычный человек, а не священнослужитель), далматик и мантию.
В результате, проведя данный анализ, можно увидеть, что, начиная с 16 века и по 18 век, включительно, церемония священной коронации включила в себя различные традиции, как отечественные, так и Западной Европы, и начальные византийские.
Был сформирован окончательный вариант царских регалий. Сама церемония стала лишь частью среди общих коронационных торжеств, что говорило о снижении политической власти церкви, и усилении роли императора, которая стала приобретать сакральный характер, ставя его во главу Русской православной церкви.
Список литературы
- Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М.: Молодая гвардия, 2004.
- Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2005.
- Волкова М. А. Коронационные регалии в церемонии императорской коронации в России XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2010. № 2. C. 99−108.
- Лобашкова Т. А. История развития коронационных торжеств как русской традиции // Труды Историко-архивного института. М., 1996. Т. 33. С. 42−57.
- Логунова М. О. Гендерное прочтение коронационного церемониала Российской империи XVIII в. // Клио. 2012. № 11(71). С. 52−56.
- Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2002.
- Успенский Б. А. Царь 4 патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.: Языки русской культуры, 1998.
- Успенский Б. А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000.