ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

78

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (139), Октябрь ‘23

Дата публикации 20.10.2023

Поделиться

Субъективные элементы политики традиционно оказывали существенное воздействие на политический процесс, определяя логику его развития, характер взаимоотношений власти и общества, направленность политической коммуникации. Поэтому актуальным представляется изучение ценностной картины мира, эмоциональных состояний субъекта, политического сознания и их мониторинг в превентивных целях.

В условиях современного информационного общества, когда процессы хранения, обработки и передачи информации вышли на принципиально новый уровень, нельзя недооценивать важность для того или иного государства его международного имиджа, его статуса и того, как страну воспринимают за рубежом. Российская Федерация не является исключением из правил, и формирование имиджа государства для зарубежных потребителей информации, безусловно, является одним из основных направлений международной политики нашей страны. Следует отметить, что с конца двадцатого века наблюдается беспрецедентное ускорение трансформации коммуникационных технологий.

Основной причиной такой активизации стало повсеместное распространение интернет-технологий в сочетании с глобализацией, которая способствует расширению информационных потоков далеко за пределы одного государства. Эти потоки очень быстро интегрируются в глобальное информационное пространство, чему способствует совершенствование и развитие систем связи и методов передачи информации с использованием космического пространства. То, как правительство формирует восприятие своего государства в глазах мирового сообщества, во многом влияет на его развитие.

Сначала вам нужно разобраться в концепциях международного имиджа и государственной политики. В данной статье международный имидж государства понимается как скорректированный психологический образ страны, имеющий свой характер и эмоциональную окраску, или, другими словами, отражение реального государства, помещенного в определенную эмоциональную среду. [ 1]

Государственная политика – это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. Он разрабатывает и согласовывает с основными политическими субъектами систему целей государственного управления, а также доводит эту систему целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.[2] Из приведенных выше определений становится ясно, что основная ответственность за процесс создания имиджа страны лежит на действующем правительстве. Формирование имиджа государства – это совокупность имиджевых мероприятий о государстве, которые влияют на зарубежное общественное мнение через средства массовой информации. От этого процесса зависит стабильность имиджа, который включает в себя как спонтанные, так и целенаправленные действия и события. Важно учитывать, что содержание мер, направленных на формирование имиджа, определяется исходя из особенностей политической системы государства, а также характера его политического режима.

Среди свойств и характеристик, присущих международному имиджу государства, необходимо выделить:

1) расширение границ восприятия государства глазами иностранной аудитории;

2) его мобильность и постоянное изменение под влиянием внутренних и внешних факторов;

3) стремление идеализировать государство.

Необходимость формирования позитивного имиджа страны сегодня является очевидным фактом, поскольку правильная ориентация процесса создания позитивного имиджа выполняет ряд важных функций, а именно:

1) позитивное восприятие государства способствует его успеху на международной арене, тем самым создавая ряд ассоциаций практически с любой деятельностью страны;

2) информационно-просветительская роль для подрастающего поколения, формирование позитивного восприятия своей страны у граждан государства;

3) привлечение в страну иностранных финансовых и интеллектуальных инвестиций;

4) создание возможности для проведения более успешной внутренней и внешней политики.

Современный образ России многогранен и противоречив, что неудивительно, учитывая события, произошедшие за последние несколько лет. Нет никаких сомнений в том, что военная операция России в Сирии, события на Украине и международный скандал, связанный с отравлением бывшего сотрудника, оказали значительное и, что немаловажно, негативное влияние на международный имидж Российской Федерации. Сегодняшнее восприятие России в мире характеризуется, во-первых, восприятием нашей страны как национального государства, которое не стремится интегрироваться в западное общество с его демократическими ценностями и во многом идентифицирует себя с державой, расположенной между Западом и Востоком. но не принадлежащий ни к одному из них.

Этот имидж страны был укреплен введением экономических санкций и началом программы импортозамещения. "У нас особый, своеобразный путь развития" — эта фраза, наверное, знакома каждому россиянину. Во-вторых, формирующийся имидж России - это резкий перевес информативности по отношению к главе государства [3]. Доля материалов с упоминанием лидеров государства составляет в среднем 35% от всех публикаций в зарубежных СМИ. Практически любой вопрос, касающийся страны, обсуждается за рубежом через призму личности президента.

В-третьих, восприятие нашей страны как правопреемницы СССР в XXI веке сохраняет в зарубежных СМИ признаки прошлого коммунистического государства со стереотипами холодной войны. Однако парадоксально в этой ситуации, что Россия не занимает того места на международной имиджевой карте, которое когда-то было отведено СССР. Имидж страны в экономике недооценивается в средствах массовой информации. Это подтверждается долей медицинских сюжетов о России, которая составляет в среднем менее 2% от общего количества мировых новостей в зарубежных СМИ. Во многом это связано с проблемами идентичности российского государства, которое еще не заняло свою информационную нишу в пространстве космоса.

Характерной чертой современного политического процесса является повышенное внимание к политической риторике. Язык общения с иностранными лидерами должен поддерживать имидж, а не критиковать его. Использование активной лексики, целью которой является отождествление ценностей зарубежных стран с культурными и ценностными ориентациями России, позволяет нам преодолеть многие противоречия. Еще одним важным моментом является способность объяснять другим обществам, на каких принципах строится коммуникация. Конфликтующие стороны практически не слышны и понимают позицию друг друга. В таких случаях важно использовать прямые и правдивые заявления. Разнообразие тем, политическая риторика и диверсификация коммуникационных технологий на международной арене способствуют разрешению многих конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, положительно сказывается на имидже России в мире.

Процесс создания международного имиджа государства не является полным без разработки имиджевых характеристик диптихов. Регулирующими институтами в этой ситуации являются средства массовой информации, демократическое общество и конституционный орган. В сложившейся ситуации самую свежую и актуальную информацию получает Министерство иностранных дел Российской Федерации – главный орган по формированию имиджа нашей страны. В процессе создания имиджа Министерство иностранных дел несет ответственность за предоставление информации обо всех событиях, происходящих в мире. Еще одним органом, одной из главных целей которого является обеспечение привлекательности России для иностранного гражданина во всех отношениях, является Россотрудничество. Она использует все доступные ей сильные "мягкие" инструменты. Кроме того, различные фонды и культурно-образовательные организации занимаются трансляцией имиджа страны.

Важно понимать, что достаточно значимые методы и накопление такого нематериального ресурса, как имидж, требуют длительного периода времени. Исходя из этого, имиджевая стратегия государства разрабатывается на долгосрочную перспективу и должна иметь возможность трансформироваться, при необходимости, в соответствии с потребностями и запросами определенного временного интервала. Восприятие Российской Федерации как высоконадежного, миролюбивого партнера напрямую соответствует национальным интересам страны. Ведь, как вы знаете, внешней политической целью является обеспечение реализации внутренних.

Список литературы

  1. Глобальный индекс миролюбия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/global-peace-index/global-peace-index-info. – Загл. с экрана.
  2. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / И. А. Василенко, Е. В. Василенко, Н. Н. Емельянова [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Экономика, 2021. – 247 с.
  3. Исследование Pew Research Center [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014/07/10/6839. – Загл. с экрана.
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2021 г.) / Министерство иностранных дел Российской Федерации : [сайт]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b16005 1bf7f. – Загл. с экрана
  5. Критика России дошла до абсурда [Электронный ресурс] // ИноТВ. – Режим доступа: http:// russian.rt.com/inotv/2014-02-07/Aftonbladet-Kritika-Rossii-doshla-do. – Загл. с экрана.
  6. МИД РФ: Евросоюз вслед за Вашингтоном объявил войну RT и другим российским СМИ [Электронный ресурс] // RT. – Режим доступа: http://russian.rt.com/article/79477.6. – Загл. с экрана.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее