ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПАТРИОТИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПАТРИОТИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (38), ноябрь ‘21

Дата публикации 06.11.2021

Поделиться

В статье рассматриваются положения о патриотическом воспитании молодёжи в рамках учебного процесса изложенные в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016 – 2020 годы», в федеральном государственном образовательном стандарте, в пояснительной записке об изменениях в федеральном законе «об образовании». Анализируются возникающие проблемы и противоречия в реализации патриотического воспитания среди школьников, влияние ВПР и ГИА на воспитательный потенциал в социально-гуманитарных предметах.

В настоящее время в образовательном процессе в средней основной школе не теряет своей актуальности воспитание патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у подростков. Но, как показывает практика, эффективность воспитательной работы проводимой в школе недостаточно, и кроме того имеет множество противоречий с которыми сталкиваются дети вне стен школы.

Внедрение необходимости патриотического воспитания подробно изложено в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г.). В этом постановлении даётся определение патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1, с. 3].

Вместе с тем, необходимо заметить, что до настоящего времени недостаточно изучены механизмы организационно-педагогических действий по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи, как в учебно-воспитательном процессе, так и во взаимодействии его с другими социально-культурными институтами воспитания. Мало отрефлексирована методология патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах. Недостаточно разработана педагогическая теория патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах; недостаточно обоснована степень участия образовательных организаций в работе по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи[2, с. 116].

Курсы истории и обществознания обладает исключительным потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов: формирования патриотической позиции и национально-гражданской идентичности школьников. Но все положительные моменты, как в создании историко-культурного стандарта, так и развивающие творческое и критическое дидактические единицы проходят мимо учащихся по причине того, что учителю, как и самим ученикам необходимо сдавать тестовые задания ВПР, а в дальнейшей перспективе ГИА.

Кроме того, ориентированность ФГОС на системно-деятельностный подход [4, с. 20] учащихся к освоению учебной программы не может в полной мере обеспечить равное усвоение воспитательного потенциала предмета. По той причине, что всего 5-7 учащихся добросовестно выполняют задания учителя, а остальные только имитируют деятельность. При всех плюсах системно-деятельностного подхода реальные знания получают не более трети учащихся в классе. Даже при применении идеально подходящего метода мини-проектов только часть учеников выполнят данное задание самостоятельно, остальные просто найдут и скопируют в интернете. Кроме того, проверка знаний учащихся, особенно в переполненных классах осуществляется посредством тестовых заданий связанных с ВПР и ЕГЭ.

Также, в самих учебниках, как истории, так и других гуманитарных предметов превалирует антисоветчина, а Россия официально является правопреемником того государства. Например, в демоверсии ЕГЭ 2022 по истории представлен портрет маршала СССР Тухачевского, расстрелянного в 1937 году по обвинению в государственной измене. Заострение внимания у школьников ещё не имеющих целостное представление об историческом процессе, пагубно влияет на становление патриотических чувств. Дело в том, что не имея представлений о принципе историзма, они примеряют события и явления прошлого на мораль и нравственность настоящего.

Достижение личностных результатов образования выступает приоритетным направлением воспитательной деятельности любой образовательной организации[4, с. 23]. Целенаправленно организованный воспитательный процесс по формированию гражданских и патриотических качеств молодого поколения имеет определённые сложности. С одной стороны, вестернизация и американизация ценностных ориентиров, с другой – обучающиеся молодые люди имеют неустойчивые и размытые представления об окружающем мире, российской истории, обществе и традиционных ценностях. Патриотическое воспитание в современных условиях – это систематический, специально организованный, духовно и нравственно обусловленный процесс подготовки молодого поколения к межкультурному взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными проектами. Также патриотическое воспитание – это процесс воспитания ответственности за судьбу страны, за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие собственных способностей с целью достижения жизненного успех. Возможность интеграции опыта совместной деятельности образовательных организаций всех уровней, учреждений культуры и общественных организаций нацелено на решение единых задач патриотического воспитания с использованием различных форм, средств, методик и технологий[5, С. 2 - 3].

Вместе с тем необходимо заметить, что до настоящего времени недостаточно изучены механизмы организационно-педагогических действий по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи как в учебно-воспитательном процессе, так и во взаимодействии его с другими социально-культурными институтами воспитания. Недостаточно отрефлексирована методология патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах; не разработана единая педагогическая теория патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах. Внедрение в школьную программу нового предмета под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» показывает малую эффективность, по причине противоречий возникающих на почве официальной позиции правительства РФ и министерства культуры в частности, по очернению советского прошлого и деидеологизации подвигов героев Великой Отечественной войны. Ярким примером может послужить фильм «Зоя» в котором героиня терпит пытки за «булочку и трамвайчик», а в общем представлена «блаженной мученицей».

Наиболее острым вопросом сегодня можно считать проблему национального самосознания в странах бывшего СССР и Восточного Европы. Основные политические векторы в этих странах направлены на интеграцию в общеевропейский союз. Одним из главных условий Евросоюза является поддержание необходимого уровня межкультурной и межконфессиональной толерантности. Но политические партии в этих странах часто играют на патриотических чувствах своего народа, используя при этом антироссийскую риторику. В итоге мы являемся свидетелями определенной напряженности в отношениях между странами бывшего социалистического лагеря. Также, говоря о патриотизме, необходимо обратить особое внимание на разграничение понятий патриотизма и национализма[2, с. 117].

В настоящее время формированием патриотически ориентированной личности занимаются образовательные и общественные организации на государственном уровне. В условиях многонационального общества главная задача учёных и педагогов состоит в том, чтобы сформировать образ «здорового» патриотизма, очищенного от примеси ксенофобии, национализма и этноцентризма. И для этого необходимо учитывать исторический опыт, который часто игнорируется. Примером может служить то, что в школьную программу вводятся упоминания таких авторов как И. А. Ильин[3, с. 13], который в своих трудах провозглашает идеи русского фашизма. В. Т. Шаламов, в работах которого превалирует идея того, что СССР ничем не отличался от фашистской Германии. Такие авторы отвращают школьников от идеи любить свою Родину, и обращают их внимание на страны Запада, отворачивая их от традиционных ценностей своего «неправильного» государства.

Отличие современной России от других стран заключается в том, что она является многонациональной страной, конгломератом языков, культур, традиций и конфессий. И большинство народов, населяющих Россию, понимают, что основой формирования идеологии нового общества может стать российский патриотизм, как национальная идея, способная сплотить граждан многонациональной страны. В связи с построением современной концепции патриотического воспитания могут возникать определённые проблемы и противоречия, которые будут касаться идеологического компонента. Соответственно для решения таких проблем необходимо разработать прагматическую составляющую патриотического мировоззрения. Примером может послужить опыт Турции или Китая, где государство добилось успехов в деле формирования патриотизма своих граждан в условиях рыночной экономики. Как было сказано выше, в последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, который неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизнедеятельности личности.

Таким образом, в решении проблемы воспитания патриотизма необходим комплексный подход.

1. Необходимо время на уроках для реализации воспитательного потенциала предмета, что возможно только с отменой ВПР

2. Необходимо увеличение часов внеклассных мероприятий связанных с этой тематикой

3. Необходимо устранение антисоветчины из массовой культуры и образовательного процесса.

Список литературы

  1. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы / постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. – Москва, 2015. – 62 с.
  2. Гуров, В. Н. Патриотическое образование обучающихся в образовательных учреждениях – новый дизайн организации научного исследования // Проблемы современного педагогического образования / В. Н. Гуров – 2020, – С. – 115 – 118.
  3. Ильин, И. А. О русском национализме / И. А. Ильин. – Москва: Российский Фонд Культуры, 2007. – 152 с.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). / Мосвква, 2021. – 126 с.
  5. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся/ Распоряжение президента РФ № 132 от 21 мая 2020 Москва, Кремль 2020. – 5 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее