Молодежное предпринимательство и развитие предпринимательского образования

Молодежное предпринимательство и развитие предпринимательского образования

Молодежное предпринимательство – это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности региона. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий. Эти проблемы связаны как с финансовыми трудностями в создании предприятий, так и с недостаточной образованностью молодых людей и их нужно решать. Развитие как предпринимательского образования, так и молодежного предпринимательства в частности позволит сделать существенный вклад в развитие экономики России.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Молодежное предпринимательство по праву относится к наиболее перспективным направлениям развития предпринимательского сектора экономики России, поскольку молодежь является той социальной группой, которая отличается наибольшей мобильностью, креативностью, склонностью к инновациям и риску, а инновации, как известно, составляют базис предпринимательской деятельности

Среди факторов, препятствующих развитию предпринимательства в России можно выделить такие как: неразвитость рыночной инфраструктуры; сложность доступа предпринимателей к банковским финансово-кредитным ресурсам; отсутствие финансовой поддержки со стороны государства предпринимательских проектов; слабая профессиональная подготовка к организации и ведению предпринимательской деятельности.

Мало что изменилось за прошедшие годы, поскольку в стране по-прежнему не сформировалась благоприятная институциональная среда для развития предпринимательства, а потому представители этого профессионального слоя зачастую демонстрируют поведение, неадекватное понятию «цивилизованное предпринимательство», что является следствием адаптации к условиям нецивилизованных рыночных отношений и ситуации повышенного риска предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день численность предпринимателей на душу населения в РФ существенно отстает от западных стран. Такое положение дел не позволяет нам увеличивать конкурентоспособность своей экономики.

Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию? Один из путей — это вовлечение системы высшего образования в орбиту предпринимательства: организация в университетах экосистемы развития предпринимательства, создание проектов и программ соответствующей профориентации, обучение предпринимательству, акселерация бизнес-идей студентов и преподавателей совместно с предпринимательским сообществом. Такой комплексный подход позволит нам в течение 3–5 лет подготовить основу для экономического рывка, создаст условия для появления предпринимателей новой формации.

Развитие молодежного предпринимательства и пути его закрепления в профессиональных стратегиях молодежи составляют особую нишу в пространстве научно-исследовательского дискурса. Его анализ позволяет сделать вывод о том, что в этом направлении имеются определенные теоретические и эмпирические разработки, посвященные особенностям молодежного предпринимательства в России и перспективам его развития , а также роли системы образования в развитии молодежного предпринимательства как оплота инновационного предпринимательства и инновационного развития общества в целом.

Обучение предпринимательству имеет стратегическое и оперативное значение. В настоящее время в России существует острая необходимость в грамотных предпринимателях, поэтому важно, чтобы молодое поколение становилось профессиональными предпринимателями.

Важной составляющей, для эффективного развития и понимания всего процесса выстраивания бизнес-модели предпринимателю могут помочь наставники, реальные менторы, которые сами делали те же шаги и могут уберечь от «грабель».

Молодежное предпринимательство – это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности региона.

Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания своих предприятий. Эти проблемы связаны как с финансовыми трудностями в создании бизнеса, так и с недостаточной образованностью молодых людей. Сюда относятся высокие ставки налогов и процентов за кредиты, отсутствие начального капитала, ограниченность или отсутствие экономических и производственных связей ввиду непродолжительности своей деятельности и недостаточности опыта.

Эти и другие проблемы требуют обязательного их решения путем государственной поддержки молодежного предпринимательства. Ввиду неинформированности молодых людей о существующих методах поддержки молодежного предпринимательства существует необходимость в проведении различных акций, конкурсов, создании информационных баз в учебных заведениях. Все эти меры будут способствовать тому, что молодые люди перестанут воспринимать предпринимательство, бизнес как недоступную им сферу деятельности.

Для того, чтобы молодежи легче и быстрее стартовать со своими идеями нужна развитая экосистема предпринимательства. Должны быть акселераторы, площадки, на которых можно, например, создавать свои прототипы. Нужна как технологическая поддержка, так и интеллектуальная.

Существует платформа университетского технологического предпринимательства. Она состоит из целого ряда компонентов, все из которых направлены только на одно -  на перевод части университетов, на формат предпринимательских университетов.  Предпринимательский университеты – это те университеты, которые делают прямой вклад  в экономику ровно в той мере, в которой делают вклад  в экономику предприниматели. За счет поддержки, а где- то и проактивного создания технологический  стартапов данные университеты будут помогать развиваться экономики России.

Таким образом, на сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России.

Последний год мы стали переформатироваться, больше говорить не о популяризации предпринимательства как об одной из главных траекторий в развитии, а о профориентации в сторону предпринимательства. Говоря о такой работе, мы говорим, что чем раньше профессионально ориентируем  нашу молодежь в сторону предпринимательства или от предпринимательства, помогая им делать правильный выбор, осознанный выбор, а не эмоциональный выбор, тем самым мы сможем обеспечить появление предпринимателей с высокой степенью выживаемости. Как мы знаем,  разных странах мира разная статистика, но выживаемость среди начинающих предпринимателей на траектории трех лет примерно 5%. Стало быть остальные 95% начав, заканчивают с проблемами, со слезами и долгами. Задача государства, чтобы приходили в большей степени те, у которых есть потенциал и необходимые для этого ресурсы.

Создание благоприятных условий, стимулирующих молодёжь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня.

В России в настоящее время отмечается бум предпринимательских курсов, но пока сложно говорить об устойчивом успехе, так как программ и курсов по предпринимательству в университетах не так много.

 Кроме того, в России подобные курсы существуют около десятилетия, а данные о содержании и результатах этих программ зачастую не представлены в открытом доступе.

Обучение предпринимательству в вузах является областью, с одной стороны, про которую много (и все больше) пишут в научных источниках, а с другой — в которой все больше остается неизвестного, а систематизация уже накопленного опыта недостаточна.

По частоте упоминания в престижных университетах мира явными лидерами стали две подгруппы навыков: общие навыки, которые характерны для разных рабочих мест, но тесно связаны с предприимчивостью и управленческие и экспертные навыки, которые характерны для разных специальностей и не привязаны к предпринимательской или инновационной деятельности.

Это говорит, во-первых, о необходимости как специфических, так и общих навыков для обучения предпринимательству, а во-вторых, о важной составляющей обучения предпринимательству, которая основана на управленческих навыках и экспертизе, а также на общих навыках, которые тесно связаны с предприимчивостью.

Общие предпринимательские навыки имеют большее значение для привлечения аудитории на программы, поэтому они чаще фигурируют в описаниях программ в целом (описания на сайтах имеют во многом рекламный характер), однако это не всегда проецируется в конкретные курсы, которые этим навыкам напрямую обучают.

Большое разнообразие выявленных навыков позволяет сделать вывод об отсутствии консенсуса в отношении систематизации и классификации навыков для такой предметной сферы, как обучение предпринимательству в вузах.

Более того, поскольку навыки — исходя из теории человеческого капитала — являются важной основой образования, такое разнообразие подвергает сомнению релевантность проведения прямых аналогий и рейтингования университетов по обучению предпринимательству, так как оказывается, что в разных странах мира и в разных университетах цели программ и курсов по обучению предпринимательству сильно различаются.

Важно обучать предпринимателей не только профессиональной экспертизе, но и  сопутствующим вещам, таким как реклама, маркетинг, масштабирование на другие рынки и т. д.

Очевидно, что для разных «профилей» актуальны различные типы навыков из разработанной классификации. Например, характеристики, связанные со специфической управленческой деятельностью, свойственной предпринимателям, более актуальны для предпринимателей — «лидеров проектов», чем для «ученых/инженеров».

Также стоит обращать внимание на те специфические навыки, которые соответствуют особенностям конкретной программы и/или курса (например, с учетом отраслевой ориентации).

Главные факторы не успеха развития предпринимательства на территории ВУЗов: 1) ВУЗы сами по себе закрыты и не вовлекают бизнес сообщества; 2) ВУЗы не вовлекают будущих заказчиков на те услуги, продукты, которые могут продуцировать и создавать студенты; 3) отсутствие как такого института наставничества в университетах. И все это взаимосвязывается в одну единую систему недостаточности коммуникации студентов с бизнес-сообществами, ч бизнес наставниками и т. д. Безусловно, есть ведущие ВУЗы, которые развивают молодежное предпринимательство, есть успешные практики, но, к сожалению, эти успешные практики не масштабируются в пределах нашей страны.

Для дальнейшего развития в России обучения предпринимательству в вузах, в частности, с использованием опыта реализации курса, разработанного с участием РВК, рекомендуется уделить повышенное внимание следующим двум ключевым факторам: 1) преподаватели и используемые ими педагогические практики. В качестве важнейших (практически обязательных) требований рекомендуется наличие предпринимательского опыта у преподавателя, погруженность в проблемную область (как минимум, с точки зрения интереса к новостям и свежим разработкам в предпринимательстве). Обнаружено, что практики командной работы (например, «мозговой штурм») показывают наибольшую эффективность. Учитывая, что реализация этих практик требует от преподавателя конкретных навыков, которые относительно нетрудно освоить, можно рекомендовать организацию соответствующей подготовки преподавателей (как очно, так и заочно), например, в том формате, в каком это реализует РВК; 2) наличие тесных рабочих контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры). В данном случае возможности преподавателя зачастую ограничены, поэтому рекомендуется на институциональном уровне обеспечить максимальную мобилизацию сети бизнес-партнеров вуза/факультета/департамента для того, чтобы студенты могли «прикоснуться» к реальным практикам из внешней среды. Без контактов с внешними специалистами шансы курса на успех резко снижаются.

Молодежь – самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и которая эффективно воспринимает полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы. Именно поэтому развитие как предпринимательского образования, так и молодежного предпринимательства, в частности, позволит сделать существенный вклад в развитие экономики России.

Список литературы

  1. Авдеева И.Л., Головина Т.А., Полянин А.В. Государственное регулирование приоритетных направлений предпринимательства в условиях цифровой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 4. С. 13–21.
  2. Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды // Российское предпринимательство. 2019. Т. 18, № 3. С. 427–438.
  3. Солонина С.В., Болдырева Л.В., Ануфриева А.П. Инвестиционный климат в России: методы оценки и проблемы улучшения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. № 1. С. 109–114.
  4. Шелуха А. Условия развития малого предпринимательства // Предпринимательство. 2020. № 1. С. 116.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary