РОЛЬ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РОЛЬ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

61

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (172), Июнь ‘24

Дата публикации 05.06.2024

Поделиться

Статья посвящена исследованию применения медиатехнологий в сфере межнациональных коммуникаций среди молодежи на примере Республики Татарстан. В работе анализируются официальные сообщества социальной сети «ВКонтакте» Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, Республиканского центра «Патриот» и Молодой гвардии Республики Татарстан. Основное внимание уделяется роли медиа в формировании гражданской идентичности и патриотического воспитания. Результаты исследования показывают, что медиаконтент, направленный на освещение современного общества и государства, вызывает наибольший эмоциональный отклик аудитории.

Введение. Гражданская идентичность – это ощущение принадлежности к определенной гражданской общности, которое формируется на основе общих ценностей, убеждений и идеалов. Она играет ключевую роль в формировании нашего восприятия себя как членов общества и нашего отношения к этому обществу.

Однако, проблема гражданской идентичности заключается в том, что она может быть подвержена изменениям и влиянию различных факторов, включая медиатехнологии. В современном мире, где информация легко доступна и быстро распространяется, медиатехнологии могут значительно влиять на формирование гражданской идентичности, особенно среди молодежи.

Взгляды на будущее и возможности развития общества неизменно ассоциируются с молодым поколением, которое стимулирует все новое. Поэтому в периоды глубоких вызовов исследование роли молодежи и ее готовности к осуществлению своего потенциала как активного участника процессов, направленных на преодоление общественных проблем, становится не просто важным, но и актуальным как никогда ранее.

Методика. Методологическую базу исследования составили результаты сравнительной аналитики официальных сообществ социальной сети «ВКонтакте» Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, Республиканского центра «Патриот», Молодой гвардии Республики Татарстан. Массив данных, подвергавшийся анализу, составил контент (посты и реакции на них участников сообществ, представленные в формате отметок «мне нравится» и комментариев), размещенный в сообществах в течение 2023 года (с января по декабрь включительно). Обработка данных осуществлялась с помощью дедуктивного контент-анализа, проведенного по двум основаниям: содержание медиаматериала и характер медиаконтента.

Результаты.

Для выявления уровня использования возможностей медиатехнологий в формировании гражданской идентичности у региональной молодежи был проведен контент-анализ социальных сетей Министерства по делам молодежи Республики Татарстана и региональных молодежных организаций – Республиканский центр «Патриот», Молодая гвардия Республики Татарстан.

Для изучения была выбрана социальная сеть «ВКонтакте». Согласно отчету Мediascope от апреля 2023 года, «ВКонтакте» самая популярная социальная сеть России [1]. К концу 2022 года она охватывала уже 86% российской интернет-аудитории. Ежедневная аудитория ВКонтакте в марте 2023 года составляла 53,6 млн – на 12% больше, чем в марте прошлого года. Причем больше всего времени во ВКонтакте проводят пользователи от 12 до 24 лет — 61,7 минуты в сутки. Хотя конкретные цифры по Республике Татарстан не упоминаются в общедоступных исследованиях, можно предположить, что тенденции аудитории ВКонтакте в Республике Татарстан отражают общероссийские.

Группы «ВКонтакте» данных организаций были выбраны, так как занимают лидирующее положение по числу подписчиков. Перечень анализируемых сообществ представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Перечень анализируемых сообществ «ВКонтакте»

Наименование группы

Ссылка на группу социальной сети «ВКонтакте»

Количество подписчиков

1

Министерство по делам молодежи РТ

https://vk.com/minmol_rt

25 690

2

Республиканский центр «Патриот»

https://vk.com/rtpatriot

4 833

3

Молодая Гвардия Республики Татарстан

https://vk.com/mger.tatarstan

3 422

 

Содержание медиаматериалов описывалось с помощью карты экспертной оценки медиаконтента, направленного на решение задач патриотического воспитания, предложенной Л. А. Косолаповой и Д. И. Мясниковой [2], согласно которой выделяется пять содержательных типов патриотического медиаконтента: природа страны, культура страны, история страны, современное общество, современное государство.

При оценке характера медиаконтента учитывалось, является ли он деятельностно-направленным (предоставляет ли участникам сообщества принять участие в какой-либо просоциальной активности, выступающей проявлением конструктивного патриотизма) или же представлен в констатирующе-описательной форме (соотносимое с проявлениями слепого патриотизма). В процессе обработки данных использовалась двойная кодировка информации вручную (без использования средств автоматизированного анализа). Помимо этого, фиксировалось количество отметок «мне нравится» для каждого поста, интерпретируемое как показатель эмоционального отклика аудитории, а также количество комментариев, которое трактовалось как отклик в формате смыслопорождения. Статистическая обработка результатов включала расчет средних значений и процентных соотношений показателей.

Также каждое сообщество было проанализировано социально-демографическим характеристикам, активности и вовлеченности аудитории в публикуемый контент. Результаты анализа представлены в Таблице 2. Была выдвинута гипотеза о зависимости вовлеченности аудитории от вида контента. Был проведен количественный анализ публикаций по видам с целью выяснить влияет ли вид публикуемого контента на вовлеченность аудитории. Публикации были разделены на три вида: короткие вертикальные видео, текстовый яркими фотографиями и горизонтальные видео. Для анализа жанровой направленности публикаций сообществ были выделены следующие основные жанры: отчеты о событиях, анонсы мероприятий, просветительские материалы, праздники и информирующие сообщения.

Таблица 2.

 Анализ активности в анализируемых сообществах

Наименование

Кол-во подписчиков

Процент молодежи от подписчиков

Частота публикаций

Количество выпущенных постов

Среднее количество лайков

Средний показатель ER

Средний показатель VR

Министерство по делам молодежи РТ

25 690

68,45

1–3 в день

2 194

35

0,1721

11,77

Республиканский центр «Патриот»

4 833

61,25

3 в неделю

450

31

0,726

50,43

Молодая Гвардия Республики Татарстан

3 422

68,21

1–2 поста в день

931

32

1,021

26,925

 

Подробнее остановимся на результатах анализа каждого сообщества.

Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. Число подписчиков группы составляет 25 690 человек. Демографический состав подписчиков группы совпадает с целевой аудиторией Министерства по делам молодежи Республики Татарстан. Большая часть подписчиков проживает в Казани, но также заметно представительство из других городов республики, включая Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и Зеленодольск.

Активность сообщества проявляется в регулярном обновлении контента: с января по декабрь 2023 года количество публикаций варьировалось от одной до трех в день. Проанализировано 1 047 поста. В среднем, посты получают около 37 отметок «мне нравится». Комментарии пользователей встречаются редко, большинство постов собирает от нуля до десяти комментариев, в среднем около двух.

Средний коэффициент вовлеченности публикаций составляет 0,1683%, что свидетельствует о сравнительно низкой активности аудитории. Коэффициент видимости равен 12,08%, то есть примерно 12% от общего числа подписчиков регулярно просматривают публикации.

Таблица 3.

Анализ зависимости среднего коэффициента вовлеченности от вида публикации группы Министерства по делам молодежи РТ

Вид публикации

Количество за данный период, шт

Соотношение к общему числу публикаций, %

Средний коэффициент вовлеченности, %

Короткие вертикальные видео

92

4,2

0,134

Текстовый с яркими фотографиями

1 722

77,3

0,171

Видео (горизонтальные)

380

17,4

0,185

 

По теме формирования гражданской идентичности релевантными оказались 182 поста с суммарным количеством отметок «мне нравится» 9 030 и суммарным количеством комментариев 198.

Контент-анализ массива данных по критерию «содержание медиаконтента», результаты которого представлены в Таблице 4, позволил отметить значительное преобладание в его структуре информации, относящейся к категории «современное общество». Контент, связанный с историей страны и государственной политикой освещается примерно в одинаковом количестве. А вот искусство занимает более скромные позиции, контент, связанный с природой практически не представлен. При этом наибольший эмоциональный отклик получили сообщения, касающиеся современного общества и государства, отклик в формате комментариев был в наибольшей степени характерным для этих же категорий.

Таблица 4.

Содержание патриотического медиаконтента

Содержательные категории

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

Природа страны

1,1

20,5

0

Искусство страны

14,3

25,19

0,23

История страны

24,17

34,11

0,13

Современное общество

37,91

44,05

0,83

Современное государство

22,52

92,5

3,12

 

Включение в анализ результатов кодировки контент-единиц по основанию «характер медиаматериала» (Таблица 5) позволило отметить, что в структуре медиаконтента рассматриваемого сообщества преобладают материалы, соотносимые с проявлениями слепого патриотизма, что особенно очевидно для тех из них, которые относятся к содержательным категориям «современное общество», «современное государство» и «история страны». При этом наиболее яркий эмоциональный отклик аудитории вызывают материалы, характер которых также соотносится идеями слепого патриотизма. То же касается различий в количестве комментариев для большинства содержательных категорий: большее количество комментариев к постам, отнесенным к категориям «история страны», «искусство страны» и «современное общество», ассоциируется с возможностями проявления слепого патриотизма. Исключение составляет содержательная категория «современное государство», в которой выявлена противоположная тенденция.

Таблица 5.

Характер медиаконтента

Содержательные категории

 

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

К

С

К

С

К

С

Природа страны

100

0

20,5

0

0

0

Искусство страны

61,54

38,46

14,8

41,8

0,31

0,1

История страны

38,64

61,36

19,29

43,4

0,06

0,18

Современное общество

31,88

68,12

21,73

54,51

0

1,21

Современное государство

34,14

65,86

39,41

120

5,14

2,07

 

В рамках исследования жанровой структуры медийных публикаций был проведен контент-анализ, результаты которого отражены на Рисунке 1. Анализ показал, что наибольшую долю составляют статьи, посвященные отчетам о событиях, занимающие 37% от общего числа материалов. Следующими по популярности являются анонсы мероприятий с 21% и информирующие сообщения с 13%. Просветительские материалы и праздничные статьи занимают 12% и 11% соответственно. Наименьшую часть составляют интервью – всего 6%.

Рисунок 1. Диаграмма результатов анализа жанровой направленности публикаций Министерства по делам молодежи Республики Татарстан

 

Республиканский центр «Патриот». Количество участников группы составляет 4 833 человек. Согласно анализу данных группы около 60% подписчиков относятся к молодежи (14-18 лет – 26,3%, 19-24 года – 26,61%, 25-29 лет – 3,95%, 30-34 года – 4,39%). Среди молодых подписчиков в возрастной категории 19–24 года преобладают мужчины, в то время как в возрастной группе 14–18 лет большинство составляют женщины. Большая часть участников группы проживает в Казани и других городах Татарстана.

Страница активно обновляется и поддерживает свое присутствие в социальной сети «ВКонтакте», публикуя посты трижды в неделю. За 2023 год было размещено 136 постов. В среднем, каждый пост получает около 47 лайков, при этом комментарии от пользователей совсем нет. Средний показатель вовлеченности публикаций составляет 1,0859%, что указывает на относительно низкую активность аудитории. Коэффициент видимости равен 73,63%, то есть более половины подписчиков регулярно просматривают публикации сообщества.

Таблица 6.

Анализ зависимости среднего коэффициента вовлеченности от вида публикации группы Республиканского центра «Патриот»

Вид публикации

Количество за данный период, шт

Соотношение к общему числу публикаций, %

Средний коэффициент вовлеченности, %

Короткие вертикальные видео

10

2,2

0,765

Текстовый с яркими фотографиями

241

53,5

0,929

Видео (горизонтальные)

199

44,2

0,478

 

Результаты контент-анализа массива данных по основанию «содержание медиаконтента» представлены в Таблице 7. Здесь также наблюдается значительное преобладание категории «современное общество». Искусству посвящена только 1 публикация за год, а категории «природа страны» и вовсе не представлена. При этом наибольший эмоциональный отклик получили сообщения, касающиеся современного общества и государства. Комментарии пользователи не оставляют, что показывает слабо выстроенный диалог с аудиторией.

Таблица 7.

Содержание медиаконтента группы Республиканского центра «Патриот»

Содержательные категории

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

Природа страны

0

0

0

Искусство страны

0,73

134

0

История страны

9,49

18,8

0

Современное общество

83,21

52,8

0

Современное государство

6,57

20,6

0

 

Рассматривая характер медиаматериала сообщества, который представлен в Таблица 8, можно сделать вывод, что преобладают материалы, соотносимые с проявлениями слепого патриотизма, что видно по всем категориям, исключая искусство. При этом наиболее яркий эмоциональный отклик аудитории вызывают материалы, характер которых также соотносится идеями слепого патриотизма.

Таблица 8.

Характер медиаконтента группы Республиканского центра «Патриот»

Содержательные категории

 

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

К

С

К

С

К

С

Природа страны

0

0

0

0

0

0

Искусство страны

100

0

134

0

0

0

История страны

8,33

91,67

15

19,18

0

0

Современное общество

16,81

83,18

31,7

58

0

0

Современное государство

22,22

77,78

4,5

41,43

0

0

 

Жанровая структура медийных публикаций отражена на Рисунке № 3. Доля отчетных материалов составляют здесь большую часть – 60%. Следующими по популярности являются информирующие сообщения с 20% и анонсы мероприятий с 14%.

Публикации,посвященные поздравлениям с праздником занимают 6%. Остальные жанры не представлены в сообществе за исследуемый период.

Рисунок 2. Диаграмма результатов анализа жанровой направленности публикаций Министерства по делам молодежи Республики Татарстан

 

Молодая гвардия Республики Татарстан. Количество подписчиков группы достигло 3 422 человек. Согласно анализу данных группы, около 68,21% подписчиков относятся к молодежи (14–18 лет – 5,81%, 19–24 года – 25,24%, 25–29 лет – 20,75%, 30–34 года – 16,41%). Половозрастной анализ показывает, что среди молодых подписчиков в возрастной категории 19–24 года преобладают женщины, в то время как в возрастной группе 25–29 лет большинство составляют женщины. Большая часть участников группы проживает в Казани и других городах Татарстана.

Страница регулярно обновляется и активно ведет свою деятельность в социальной сети «ВКонтакте», публикуя посты ежедневно 1-2 раза. За 2023 год сообщество опубликовало 325 постов. В среднем, каждый пост получает около 34 лайка, при этом комментарии от пользователей встречаются редко. Средний показатель вовлеченности публикаций составляет 1,03%, что указывает на относительно: низкую активность аудитории. Коэффициент видимости равен 25,02%, то есть более половины подписчиков регулярно просматривают публикации сообщества.

Таблица 9.

Анализ зависимости среднего коэффициента вовлеченности от вида публикации группы Молодая гвардия Республики Татарстан

Вид публикации

Количество за данный период, шт

Соотношение к общему числу публикаций, %

Средний коэффициент вовлеченности, %

Короткие вертикальные видео

38

4,2

1,345

Текстовый с яркими фотографиями

759

81,5

1,000

Видео (горизонтальные)

134

14,4

1,049

 

Результаты контент-анализа массива данных по основанию «содержание медиаконтента» представлены в Таблице 10. Как и в прошлых сообществах преобладает категория «современное общество». Категория «природа страны» вновь совсем не представлена. Но здесь больше уделяют времени на тему искусства. Эмоциональный отклик наибольший вызывала тема искусства, при этом ни одна категория не выделяется по количеству. В формате комментарии лидирует также категория «искусство страны».

Таблица 10.

Содержание медиаконтента группы Молодая гвардия Республики Татарстан

Содержательные категории

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

Природа страны

0

0

0

Искусство страны

3,38

41,27

0,36

История страны

10,16

36,75

0,06

Современное общество

66,46

34,3

0,2

Современное государство

20

37,52

0,2

 

Результаты анализа характера медиаматериала сообщества в Таблица 11. Здесь не меняется тенденция с преобладанием материалов, соотносимые с проявлениями слепого патриотизма, что видно по всем категориям. При этом наиболее яркий эмоциональный отклик аудитории вызывают материалы, характер которых также соотносится идеями слепого патриотизма.

Таблица 11.

Характер медиаконтента группы Молодая гвардия Республики Татарстан

Содержательные категории

 

Количество постов, %

Среднее значение для одного поста

количество отметок «Мне нравится»

количество комментариев

К

С

К

С

К

С

Природа страны

0

0

0

0

0

0

Искусство страны

18,18

81,82

28

44,2

0

0,44

История страны

9,09

90,91

42,66

36,16

0

0,06

Современное общество

12,5

87,5

36,33

32,5

0,18

0,20

Современное государство

3,08

96,92

32,5

37,68

0

0,2

 

Жанровая структура медийных публикаций отражена на Рисунке 3. Доля отчетных материалов составляют значительную часть – 81,23%. Примерно в равной степени представлены жанры «информационные сообщения», «праздники», «анонсы мероприятий» – 5-6%. Также совсем в незначительной степени представлены интервью и просветительские материалы.

Рисунок 3. Диаграмма результатов анализа жанровой направленности публикаций Министерства по делам молодежи Республики Татарстан

 

По итогам анализа была составлена сводная таблица, где продемонстрированы показатели вовлеченности (ER) в зависимости от группы и вида публикации. Сводная таблица представлена в Таблице 12.

Таблица 11.

Сводная таблица показателей вовлеченности

Наименование

Короткие вертикальные видео

Текстовый с яркими фотографиями

Видео (горизонтальные)

Министерство по делам молодежи РТ

0,134

0,171

0,185

Республиканский центр «Патриот»

0,765

 

0,929

0,478

Молодая Гвардия Республики Татарстан

1,345

1,000

1,049

 

Исследовательские работы доктора социологических наук И. А. Полуэхтова [3] указывают на предпочтение молодежью коротких форм видео. Анализ вовлеченности, основанный на типе контента, подтверждает, что коэффициент вовлеченности коротких вертикальных видео превышает аналогичные показатели для других форматов. Однако, исследование также выявляет, что организации недостаточно активно используют данный формат контента: в сравнении с другими форматами, использование коротких вертикальных видео колеблется от 0,2% до 4,2%. Это указывает на необходимость увеличения использования данного формата для повышения вовлеченности аудитории. В Таблице 12 представлены соотношение вида контента всех анализируемых сообществ по количеству в 2023 году. По этим данным можно прийти к выводу, что вертикальные видео еще не так часто используют.

Таблица 12.

Форматы контента сообществ в 2023 году

Короткие вертикальные видео

Текстовый с яркими фотографиями

Видео (горизонтальные)

6,52 %

82,46 %

11,02 %

 

По результатам анализа, можно сделать вывод, что медийные средства молодежной политики используются в качестве публикации отчетных материалов, а также преобладают публикации, соотносимые с проявлениями слепого патриотизма и аудитория реагирует больше именно на этот характер контента, нежели на материалы, соотносимые с конструктивным патриотизмом.  Анализ активности аудитории показал, что в более маленьких тематических группах вовлеченность выше. Поэтому создание отдельных сообществ молодежных организаций, деятельность которых направлена на формирование гражданской идентичности и патриотизма молодежи, является более эффективным подходом. Однако не следует забывать о таких крупных сообществах, как Министерство по делам молодежи Республики Татарстан – с помощью больших охватов следует знакомить молодежь с такими тематическими сообществами.

Заключение. Исследование показало, что медиатехнологии играют важную роль в формировании гражданской идентичности молодежи в Республике Татарстан. Основное внимание уделено тому, как медиаконтент, направленный на патриотическое воспитание, влияет на молодежь. Анализ показал, что публикации о современном обществе и государстве вызывают наибольший интерес и отклик у аудитории. Рекомендации включают более активное использование разнообразных форматов и жанров медиа, а также усиление взаимодействия с аудиторией для повышения эффективности патриотического воспитания.

Список литературы

  1. Аудитория восьми крупнейших соцсетей в России в 2023 году: исследования и цифры [Электронный ресурс] // PPC.WORLD, 2023 URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ (дата обращения 25.04.2024)
  2. Косолапова Л.А., Мясникова Д. И. Воспитание патриотизма подростков и молодежи: как выявить, измерить, оценить вклад ювенильных медиа // KANT. 2021. Nº 4 (41). C. 266-272
  3. Полуэхтова, И. (2022). Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования). Знание. Понимание. Умение, 0(3), 90-107. doi: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.8
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее