1. Административно-бюрократическая парадигма.
Эта модель управления основана на иерархической структуре, четком разделении обязанностей и следовании инструкциям. Классическими чертами являются централизованное принятие решений, высокая степень регламентированности процессов и доминирование вертикальных связей. В образовательных учреждениях данная парадигма реализуется через уставы, должностные инструкции, положения о подразделениях, приказы директора. Такая система обеспечивает стабильность, формализует деятельность, минимизирует риски произвола. [2, с.15]
В качестве плюсов можно выделить предсказуемость процессов, соответствие нормативной базе, а также четкое подчинение и контроль.
А с другой стороны, эта парадигма снижает гибкость, в условиях инноваций происходит ограниченность, а также она тормозит инициативы.
2. Менеджериальная парадигма.
Менеджериальный подход ориентирован на результативность, эффективность и использование рыночных механизмов. В образовательном контексте он проявляется в постановке целей, стратегическом планировании, оценке ключевых показателей эффективности (KPI), привлечении инвестиций и управлении рисками. Эта модель актуальна в условиях автономизации школ и университетов, участия в грантовой деятельности, привлечения внебюджетных средств. Управление становится проектно-ориентированным, усиливается роль анализа данных и цифровых инструментов (CRM, LMS, BI-системы). [4, с.20]
Она позволяет фокусироваться на достижении целей, развивает проектное управление и повышает ответственность руководства, но приводит к опасности коммерциализации образования, игнорирует гуманитарную природу педагогического процесса и снижает мотивацию у сотрудников, так как главное в данной парадигме – показатели и результат, а не ценности.
3. Гуманистическая парадигма.
Гуманистическая модель управления опирается на признание ценности личности, участие коллектива в принятии решений, доверие и саморазвитие. Основное внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, мотивации персонала и развитии педагогического потенциала. [1, с. 22] В школах и вузах эта парадигма проявляется в коллегиальности, наставничестве, коучинге, поддержке инициатив, индивидуальных траекториях развития сотрудников. Руководитель выступает не контролёром, а фасилитатором процессов.
С одной стороны, она повышает вовлечённость персонала, улучшает моральный климат, а также развивает внутреннюю мотивацию. С другой – возникают сложности в управлении при слабом лидерстве, нет чётких критериев эффективности, необходима высокая квалификация управленца.
4. Сетевая парадигма.
Сетевая парадигма подразумевает децентрализованное управление, горизонтальные связи, сотрудничество между участниками внутри и вне организации. В основе — обмен знаниями, партнёрство, создание профессиональных сообществ. [3, с. 32] Данный подход особенно востребован при участии в сетевых образовательных проектах, реализации межшкольных программ, сотрудничестве с университетами и работодателями, применении цифровых платформ. Это модель открытой школы/вуза, интегрированного в социально-экономическое пространство.
Плюсы данной парадигмы: расширение ресурсов за счёт партнёрства, усиление инновационной составляющей, гибкость организационных процессов.
Минусы этой парадигмы: зависимость от внешней среды, необходимость высокого уровня доверия, сложность управления в условиях неформальной структуры.
Заключение.
Анализ парадигм управления в образовательном учреждении показывает, что каждая из них обладает своими сильными и слабыми сторонами. Административно-бюрократическая парадигма сохраняет значимость в части нормативной устойчивости и организационного порядка. Менеджериальная — обеспечивает динамичность и результативность, но может вступать в противоречие с образовательными ценностями. Гуманистическая — важна для формирования мотивационного климата и поддержки персонала, хотя требует зрелости управленческой культуры. Сетевая парадигма — наиболее перспективная с точки зрения инновационности и интеграции, но сложна в реализации. [5, с. 3]
Оптимальным подходом представляется сочетание различных парадигм в зависимости от целей, контекста и стадии развития образовательной организации. Управление должно быть гибким, стратегически выверенным и ориентированным на человека как основную ценность системы образования. Формирование современного управленческого подхода требует от руководителя не только административных навыков, но и способности быть лидером изменений, медиатором интересов и архитектором образовательного пространства.
Список литературы
- Афанасьев, В. Г. Системность и общественное знание / В. Г. Афанасьев. — М.: Мысль, 1980. — 256 с.
- Князев, Е. А. Управление образовательной организацией: учебное пособие / Е. А. Князев, Т. А. Сергеева. — М.: Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование)
- Сергеев, И. С. Менеджмент в образовании: учебник / И. С. Сергеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2019. — 304 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: учебник / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2021. — 512 с.
- Рачевская, Г. И. Современные подходы к управлению школой: парадигмы, модели, технологии / Г. И. Рачевская // Управление образованием. — 2022. — № 5. — С. 15–22