ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

55

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

Современное образование переживает значительные трансформации, затрагивающие не только содержание и формы преподавания, но и подходы к управлению образовательными организациями. Понятие «парадигма управления» отражает совокупность взглядов, принципов и методов, определяющих логику и стратегию руководства учебным заведением. В условиях цифровизации, роста автономии школ и вузов, а также усиления общественного запроса на качество образования, подход к управлению требует переосмысления. Настоящая статья направлена на анализ ключевых управленческих парадигм, применимых в образовательных учреждениях: административно-бюрократической, менеджериальной, гуманистической и сетевой. Каждая из них будет рассмотрена с точки зрения ее теоретических основ, применимости и эффективности.

1. Административно-бюрократическая парадигма.

Эта модель управления основана на иерархической структуре, четком разделении обязанностей и следовании инструкциям. Классическими чертами являются централизованное принятие решений, высокая степень регламентированности процессов и доминирование вертикальных связей. В образовательных учреждениях данная парадигма реализуется через уставы, должностные инструкции, положения о подразделениях, приказы директора. Такая система обеспечивает стабильность, формализует деятельность, минимизирует риски произвола. [2, с.15]

В качестве плюсов можно выделить предсказуемость процессов, соответствие нормативной базе, а также четкое подчинение и контроль.

А с другой стороны, эта парадигма снижает гибкость, в условиях инноваций происходит ограниченность, а также она тормозит инициативы.

2. Менеджериальная парадигма.

Менеджериальный подход ориентирован на результативность, эффективность и использование рыночных механизмов. В образовательном контексте он проявляется в постановке целей, стратегическом планировании, оценке ключевых показателей эффективности (KPI), привлечении инвестиций и управлении рисками. Эта модель актуальна в условиях автономизации школ и университетов, участия в грантовой деятельности, привлечения внебюджетных средств. Управление становится проектно-ориентированным, усиливается роль анализа данных и цифровых инструментов (CRM, LMS, BI-системы). [4, с.20]

Она позволяет фокусироваться на достижении целей, развивает проектное управление и повышает ответственность руководства, но приводит к опасности коммерциализации образования, игнорирует гуманитарную природу педагогического процесса и снижает мотивацию у сотрудников, так как главное в данной парадигме – показатели и результат, а не ценности.

3. Гуманистическая парадигма.

Гуманистическая модель управления опирается на признание ценности личности, участие коллектива в принятии решений, доверие и саморазвитие. Основное внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, мотивации персонала и развитии педагогического потенциала. [1, с. 22] В школах и вузах эта парадигма проявляется в коллегиальности, наставничестве, коучинге, поддержке инициатив, индивидуальных траекториях развития сотрудников. Руководитель выступает не контролёром, а фасилитатором процессов.

С одной стороны, она повышает вовлечённость персонала, улучшает моральный климат, а также развивает внутреннюю мотивацию. С другой – возникают сложности в управлении при слабом лидерстве, нет чётких критериев эффективности, необходима высокая квалификация управленца.

4. Сетевая парадигма.

Сетевая парадигма подразумевает децентрализованное управление, горизонтальные связи, сотрудничество между участниками внутри и вне организации. В основе — обмен знаниями, партнёрство, создание профессиональных сообществ. [3, с. 32] Данный подход особенно востребован при участии в сетевых образовательных проектах, реализации межшкольных программ, сотрудничестве с университетами и работодателями, применении цифровых платформ. Это модель открытой школы/вуза, интегрированного в социально-экономическое пространство.

Плюсы данной парадигмы: расширение ресурсов за счёт партнёрства, усиление инновационной составляющей, гибкость организационных процессов.

Минусы этой парадигмы: зависимость от внешней среды, необходимость высокого уровня доверия, сложность управления в условиях неформальной структуры.

Заключение.

Анализ парадигм управления в образовательном учреждении показывает, что каждая из них обладает своими сильными и слабыми сторонами. Административно-бюрократическая парадигма сохраняет значимость в части нормативной устойчивости и организационного порядка. Менеджериальная — обеспечивает динамичность и результативность, но может вступать в противоречие с образовательными ценностями. Гуманистическая — важна для формирования мотивационного климата и поддержки персонала, хотя требует зрелости управленческой культуры. Сетевая парадигма — наиболее перспективная с точки зрения инновационности и интеграции, но сложна в реализации. [5, с. 3]

Оптимальным подходом представляется сочетание различных парадигм в зависимости от целей, контекста и стадии развития образовательной организации. Управление должно быть гибким, стратегически выверенным и ориентированным на человека как основную ценность системы образования. Формирование современного управленческого подхода требует от руководителя не только административных навыков, но и способности быть лидером изменений, медиатором интересов и архитектором образовательного пространства.

Список литературы

  1. Афанасьев, В. Г. Системность и общественное знание / В. Г. Афанасьев. — М.: Мысль, 1980. — 256 с.
  2. Князев, Е. А. Управление образовательной организацией: учебное пособие / Е. А. Князев, Т. А. Сергеева. — М.: Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование)
  3. Сергеев, И. С. Менеджмент в образовании: учебник / И. С. Сергеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2019. — 304 с.
  4. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: учебник / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2021. — 512 с.
  5. Рачевская, Г. И. Современные подходы к управлению школой: парадигмы, модели, технологии / Г. И. Рачевская // Управление образованием. — 2022. — № 5. — С. 15–22
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее