ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТАВОК ППС И УВП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТАВОК ППС И УВП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

59

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (193), Ноябрь ‘24

Дата публикации 03.11.2024

Поделиться

В статье рассказывается о подходе к реализации расчета количества ставок ППС и УВП в образовательной организации, описываются особенности процесса реализации расчета, дается описание возможных сопутствующих аналитических таблиц, приводятся направления использования полученных результатов.

После утверждения Правительством Российской Федерации программ развития учреждений высшего образования в 2011 году. В 2014 году были утверждены «Дорожные карты» содержащие основные целевые показатели развития учреждения. Одним из основных целевых показателей для организации стало соотношение численности преподавателей к обучающимся, в качестве результата дающее общее количество ставок профессорско-преподавательского состава в организации [1],[2].

Перед организацией встала задача определения количества численности преподавателей в соответствии с целевыми показателями. На первый взгляд задача имеет простое решение, поделить количество обучающихся на целевой показатель, при наличии внутренних подразделений сделать аналогичный для каждого подразделений. Общее количество ставок должно равняться сумме ставок, рассчитанных для подразделений. Внедрение сетевой формы обучения, когда не профильные дисциплины читают преподаватели с других подразделений, поставило условие необходимости определения количества передаваемых ставок другим подразделениям. Самым существенным условием для создания прогнозно-аналитического инструмента стало поле воздействия результатов применения создаваемого инструмента, этим полем стали работники организации, т. е. люди.

А значит у создаваемого прогнозно-аналитического инструмента результатом применения, которого является воздействие на социальную сферу необходимо добавить дополнительное требование, длительный характер применяемого инструмента.

Попробуем выделить необходимые «свойства» инструмента и его предполагаемое воздействие на восприятие происходящих изменений у представителей социальной сферы:

«механизм» - на протяжении всего периода применения инструмента, общий принцип подхода к расчету будет неизменным, что обеспечит восприятие стабильности ситуации, несмотря на происходящие изменения;

«регуляторы» или «регуляторы механизма» - отдельные составляющие элементы механизма, имеющие в своей основе переменную составляющую, направленную на поэтапное достижение поставленных результатов. В ходе действия механизма на его разных стадиях «регуляторы» можно «включать» и «выключать». Введение данных элементов направлено на снижение возникающей «социальную напряженность», связанную с происходящими изменениями.

«точки стабильности» - часть механизма «фиксирующая» полученные результаты, на определенный период времени, не менее двух-трех лет, возможность применения данного элемента инструмента наступает при достаточности аналитической информации, полученной при реализации мероприятий. Направлено на изменение восприятия «непрекращающихся изменений», при этом не дает возможности появления чувства «появляющегося застоя» в организации.

Из перечисленных свойств «прогнозно-аналитического инструмента» первые два «свойства» участвуют в непосредственном расчете, а третье применяется при наличествующих результатах за несколько лет, «фиксируется» отдельным документом, но не подразумевает под собой «технического» прекращения проведения расчетов. На этом этапе возможно провести дополнительный анализа и определить дальнейшую стратегию.

Помимо социальных особенностей инструмента, всё же он должен быть основан на имеющихся у организации данных и их сопряжения, однако прежде чем производить разработку непосредственного программного продукта осуществляющего расчет, необходимо провести предварительный расчет и его апробацию на базе имеющегося программного обеспечения и доступных данных для исходной информации. Сопутствующим результатом, в случае его программной реализации, будет обеспечение контроля на достоверность полученных результатов.

Немного подробнее посмотрим на элементы составляющие «механизм». Для удобства использования полученные результаты закрепляются внутренним нормативным документом – расчетного штатного расписания. В случае если образовательная организация осуществляет не только образовательную деятельность по программам высшего образования, но ведет научно-исследовательскую деятельность, реализует программы дополнительного образования, оказание образовательных услуг для иных уровней образования помимо высшего, то необходимо проводить расчет ставок для обозначенных видов деятельности. Рассчитывать и общее количество ставок в организации, с учетом разбивки на категории сотрудников, а также необходим разбивка в соответствии со структурными подразделениями. Одним из целевых показателей является процент сотрудников, имеющих ученую степень, т.е. необходимо рассчитать ставки с учетом данного показателя в целом по организации, и в разрезе структурных подразделений. Помимо требований к количественному показателю ставок основного персонала, к расчету количества ставок административного персонала и прочих категорий так ставятся целевые показатели, но без определения количества основного персонала провести расчет других категорий не представляется возможным.

Перейдем к расчетному элементу механизма, на стадии которого проводится определение количества ставок ППС и УВП в организации, как в целом так и в разбивке по подразделениям, без учета сетевой формы обучения и с учетом реализации сетевой формы обучения. Данный расчет проводится по блокам расчета ставок ППС и расчета ставок УВП[5]. Каждый из представленных блоков имеет свои подблоки. В качестве базовой программы для проведения расчета применялся Microsoft Excel[6], информация бралась из выгрузок 1С:Университет[7]. Иллюстрации задействуемых при расчетах выгрузок представлены на рис. 1 и 2.

Информация, получаемая для расчетов на базе выгрузки «Контингент» это: «Структурное подразделение»; «Код НП» (код направления подготовки); «Направление подготовки»; «Уровень»; «Профиль»; «Форма обучения»; «Источник Финансирования»; «Курс»; «Гражданство»; «Контингент».

Рисунок 1. Контингент

Информация, получаемая для расчета на базе Выгрузки дисциплин рабочего плана это: «Номер рабочего плана»; «Представление рабочего плана»; «Дисциплина»; «Включается в расчет нагрузки»; «Внутреннее структурное подразделение» (Кафедра); «Структурное подразделение»; «Форма обучения»; «Уровень подготовки»; «Код специальности, Направление подготовки»; «Курс»; «Количество ЗЕТ» (ЗЕТ-зачетные единицы трудоемкости рабочего плана); «Количество студентов»; «Зет*количество студентов». В данной выгрузке за «Номером рабочего плана» закреплены «Дисциплины» и реализующие их Кафедры и Структурное подразделение, за которым закреплены Кафедры.

Рисунок 2. Выгрузка дисциплин рабочего плана

Из первой выгрузки будем получать общее количество ставок преподавателей, а из второй выгрузки будем получать долю ставки ППС приходящиеся на реализацию дисциплины рабочего плана относительно ставок ППС, приходящегося на подразделение. В основу расчета легли учебные планы образовательных программ, количество человеко-ЗЕТ и трудоемкость дисциплины в ЗЕТ [4].

Блок расчетов количество ставок ППС.

В первой выгрузке представлен не приведенный контингент, т.е. прежде чем приступить к расчету ставок, необходимо привести расчет приведенного контингента. Применяя следующие коэффициенты: для очной формы обучения 1; для очно-заочной – 0,25; для заочной – 0,1. После получения приведенного контингента проводится расчет количества ставок ППС. Помимо расчета ставок ППС, на данном этапе проводится расчет ставок УВП, он зависит от сложности применяемого оборудования для 1 стоимостной группы применяется коэффициент 0,25; для 2 – 0,4; для 3a, 3b, 3c – 0,45. В связи с этим был добавлен столбец стоимостной группы. Для этого реализуется дополнительный диапазон, в котором проставлены стоимостные группы соответствующе «Коду НП» из которого и проводится выбор соответствующей стоимостной группы. Диапазон стоимостных групп показан на рис. 3[3].

Рисунок 3. Стоимостные группы

Результат обработки выгрузки представлен на рис. 4. При непосредственной реализации расчетов использовались функции «Если» и «ВПР». Для «ВПР» необходимо вводить вспомогательные диапазоны.

Если в организации помимо структурных подразделений осуществляющее реализацию программ высшее образование имеется подразделения реализующие иные уровни образования, то необходимо учесть и их соотношения. Стб. «L» рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИ(A2="СреднееОбр";K2/12,8;ЕСЛИ(A2="ОбщееОбр";K2/12,8;ЕСЛИ(A2="Колледж";K2/14,8;

ЕСЛИ(D2="Аспирант";ЕСЛИ(F2="Очная";K2/9;K2/12);ЕСЛИ(D2="СПО";K2/14,8;

ЕСЛИ(D2="Дополнительная предпрофессиональная программа";K2/8;K2/12))))))

Стб. «M» рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИОШИБКА(ВПР(B2;Диапазон!$I$6:$O$861;Диапазон!$O$5;ЛОЖЬ);0);

Стб. «N» рассчитывается по формуле: =ЕСЛИ(D2<>"Дополнительная предпрофессиональная программа";

ЕСЛИ(M2=Диапазон!$G$8;L2*0,25;ЕСЛИ(M2=Диапазон!$G$9;L2*0,4;ЕСЛИ(ИЛИ(M2=Диапазон!$G

$10;M2=Диапазон!$G$11;M2=Диапазон!$G$12);L2*0,45;"ОШИБКА")));L2*0,25)

Рисунок 4. Результат доработки выгрузки «Контингент»

 

Рисунок 5. Блоки «Контингент обучающихся и количество ставок ППС без учета «Передач»

В блоке, отраженном на рис. 5 проводится сведение контингента обучающихся с учетом формы обучения, уровней подготовки. Сведение приведенного контингента и распределение количества ставок ППС. Расчет приведенного контингента обучающихся (стб. «U», «V», «W») и расчет ППС от контингента (стб. «AH», «AI», «AJ», «AK», «AL», «AO») проводятся повторно, на текущем листе. Полученные результаты расчетов должны сойтись с итоговыми результатами расчетов, полученными на листе «Контингент».

Рисунок 6. Расчет ставок по дисциплине Физическая культура

На рис. 6, являющийся продолжением рисунка 5, представлен блок расчета ставок, передаваемых по дисциплине «Физическая культура» (иные наименования: дисциплины по физической культуре и спорту; элективные дисциплины по физической культуре и спорту; Disciplines in Physical Culture and Sports). Далее в тексте дисциплины по физкультуре.

Данные для заполнения блока «Контингент студентов очной формы обучения, занимающиеся физической культурой» (столбцы «AQ», «AR», «AS», «AT») количество обучающихся 1,2,3 курсов очной формы обучения по уровням образования «Бакалавриат», «Академический бакалавриат», «Прикладной бакалавриат», «Специалитет» берутся с листа «Контингент».

Значения стб. «AQ» рассчитываются по формуле:

=СУММЕСЛИМН(Контин!$J$2:$J$3753;Контин!$A$2:$A$3753;Лист1!$C10;

Контин!$F$2:$F$3753;”Очная”;Контин!$H$2:$H$3753;”Первый”;Контин!$D$2:$D$3753;

”Академический бакалавр”)+СУММЕСЛИМН(Контин!$J$2:$J$3753;Контин!$A$2:$A$3753;Лист1!$C

10;Контин!$F$2:$F$3753;”Очная”;Контин!$H$2:$H$3753;”Первый”;Контин!$D$2:$D$3753;

”Прикладной бакалавр”)+СУММЕСЛИМН(Контин!$J$2:$J$3753;Контин!$A$2:$A$3753;Лист1!$C10;

Контин!$F$2:$F$3753;”Очная”;Контин!$H$2:$H$3753;”Первый”;Контин!$D$2:$D$3753;”Бакалавр”)+

СУММЕСЛИМН(Контин!$J$2:$J$3753;Контин!$A$2:$A$3753;Лист1!$C10;Контин!$F$2:$F$3753;

”Очная”;Контин!$H$2:$H$3753;”Первый”;Контин!$D$2:$D$3753;” Специалист”)

Для расчета значений стб. «AR» по формуле для стб. «AQ» «Первый» заменяется на «Второй». Для расчета значений стб. «AS» по формуле для стб. «AQ» «Первый» заменяется на «Третий».

В блоке «Количество студентов на 1-ого преподавателя в группе» для 1, 2, 3 курсов задается значение «20». В блоке «Количество часов согласно учебного плана» для 1,2,3 курсов задается значение «58». В блоке «Максимально допустимая нагрузка» для 1,2,3 курсов задается значение «900».

Данные значения используются в блоке «Расчет ставок, передающихся по дисциплине, физкультура для каждого курса, для которого реализуется данная дисциплина. Значения переходящих ставок рассчитывается как произведение «Количества студентов 1 курса» деленное на «количество студентов на одного преподавателя 1 курса» умноженное на «Количество часов согласно учебного плана» деленное на «Максимально допустимую нагрузку». Т.к. в общем перечне структурных подразделений имеются подразделения, которым и передаются эти ставки, то для них в расчете указывается значение для передачи ставок 0.

Количества ставок ППС, получаемых от 1 курса, рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(И($C10<>$BH$8;$C10<>$BI$8);AQ10/AU10*AX10/BA10;0)

Количество ставок распределяется в соответствии с подразделениями, которые реализуют дисциплину физкультура, рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИ(ВПР(@$C$10:$C$55;Диапазон!$B$8:$C$54;2;ЛОЖЬ)=Лист1!$BH$8;Лист1!$BG10;0)

Далее получаем итоговое значение ставок ППС с учетом передачи по физической культуре («Итого после передачи ставок по дисциплине Физическая культура» столбец «BK»). Рассчитывается следующим образом: от «Итогового количества ставок без передач» (стб. «AP») отнимается передаваемое количество ставок, полученное в стб.х «BH» и «BJ». для структурных подразделений ведущих дисциплину физкультура прибавляются полученные ранее значения. Значения рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИ(C10=Диапазон!$B$34;ЕСЛИ(C10=$BH$8;AP10+СУММ(BH$10:BH$55);ЕСЛИ(C10=$BI$8;AP

10+СУММ(BI$10:BI$55);AP10-СУММ(BH10:BI10)
+BJ10))-Лист1!$BJ$36;ЕСЛИ(C10=$BH$8;AP10+СУММ(BH$10:BH$55);ЕСЛИ
(C10=$BI$8;AP10+СУММ(BI$10:BI$55);AP10-СУММ(BH10:BJ10)+BJ10)))

Первоначальная обработка выгрузки «Дисциплин рабочего плана» включает в себя проверку на корректность предоставленных исходных данных в части «Внутреннее структурное подразделение» и «Структурное подразделение», т.к. данная выгрузка включает в себя дисциплины по физической культуре, по очной форме обучения, то в предварительной обработке также проводиться зануление данной, т.к. она считается отдельно в сводном блоке на основании данных выгрузки «Контингент». Т.е. если ячейка стб. «Диапазон» равна «Элективные дисциплины по физической культуре», и ячейка стб. «Форма обучения» равно «Очная», то значение стб. «Зет*количество студентов» равняется 0, иначе «Количество ЗЕТ» умножается на «Количество студентов». Так же полученные результаты будут использоваться в качестве проверочных данных, для последующей обработки. Рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИ(D5=Диапазон!$E$40;ЕСЛИ(И(C5=$O$2;G5=$N$2);0;M5*N5);0)

Рисунок 7. Первоначальная обработка выгрузки дисциплин рабочего плана

Определение доли ставок в «Структурном подразделении», приходящихся на дисциплину при реализации образовательной программы в структурном подразделении. Расчетные табличные данные представлены на рис. 8,9,10.

Рисунок 8. Обработка выгрузки «Дисциплины»

Для получения данных наименованиях Структурных подразделений реализующем образовательную программу вводимых в добавочном стб. «B» «Структурное подразделение, реализующий образовательную программу» по первым значениям первых двух символов данных стб. «D» «Представление рабочего плана». Дополнительно вводится стб. «С» «Первые две буквы Рабочего плана Структурного подразделения, реализующего образовательную программу»

Значения стб. «С» рассчитывается по формуле: =ЛЕВСИМВ(D5;2)

Значения стб. «B» рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИОШИБКА(ВПР (C5;Лист1!$B$10:$C$55;2;ЛОЖЬ);”пусто”)

Для подстановки корректных значений задействуется поисковая функция Excel по вертикальному просмотру данных, находя значения из вспомогательной таблицы подставляет их в нужную ячейку. Основной элемент вспомогательных данных представлен на рис. 11 «Вспомогательные данные».

В стб. «H» «Первые две буквы рабочих планов Структурных подразделений, реализующих образовательную дисциплину» вводится информация о первых буквах рабочих планов структурных подразделений, реализующих дисциплину рабочего плана. Рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИОШИБКА(ВПР(G5;Лист1!$C$10:$D$55;2;ЛОЖЬ);”пусто”)

Вспомогательная таблица для заполнения данных имеет аналогичный вид таблице, представленной на рис. 11, но первом стб. будут наименования структурных подразделений, а во втором значения «Представлений рабочего плана».

Рисунок 9. Продолжение рисунка 8

На рис. 9 являющемся продолжением рис. 8 со стыковочным столбцом «H» в стб. «J» «Коэффициенты формы обучения» коэффициенты: 1 ; 0,25; 0,1 заполняются по данным значений стб. «I» «Форма обучения» в зависимости от формы обучения проставляются. Рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИ(I5="Очная";1;ЕСЛИ(I5="Очно-заочная";0,25;0,1))

Расчет значений стб. «Q» «Доля, приходящаяся на дисциплину при реализации образовательных программ в Структурном подразделении (Доля от ОП)»

рассчитывается как произведений значения «ЗЕТ*количество студентов» / «сумму(ЗЕТ*количество студентов в соответствии с рабочим планом СП и формой обучения). Рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИОШИБКА(P5СУММЕСЛИМН($P$5:$P$80169;$B$5:$B$80169;B5;$J$5:$J$80169;

ЕСЛИ(J5=1;1;ЕСЛИ(J5=0,25;0,25;0,1)));0)

В стб. «R» «Необходимое количество ставок ППС для реализации образовательной дисциплины (Штаты ППС)». Рассчитывается как произведение доли образовательной дисциплины структурного подразделения на соответствующее количество ставок ППС соответствующего Структурного подразделения полученных после передачи ставок по дисциплине физкультура, с учетом формы обучения, на котором реализуется данная дисциплина. Значения количества ставок ППС берутся из стб. «Итого после передачи ставок по дисциплине Физическая культура» стб. «BK» Лист1.

В формуле учитывается выбор количество ставок ППС в соответствии с принадлежностью рабочего плана к Структурному подразделению. Приведем часть формулы, применяемой для данного выбора:

ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AH$9;ЛОЖЬ)

Общая формула расчета необходимого количества ставок ППС необходимого для реализации дисциплины выглядит следующим образом:

=ЕСЛИОШИБКА(Q5*ЕСЛИ($I5=Лист1!$AH$8;(ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AH$9;ЛОЖЬ)+ВПР(Дисцип!$B5;

Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AL$9;ЛОЖЬ)-ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$BH$9;ЛОЖЬ)-ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$BI$9;ЛОЖЬ));ЕСЛИ($I5=Лист1!$AI$8;(ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AI$9;ЛОЖЬ)+ВПР(Дисцип!$B5;

Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AM$9;ЛОЖЬ));(ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;

Лист1!$AJ$9;ЛОЖЬ)+ВПР(Дисцип!$B5;Лист1!$C$10:$BK$55;Лист1!$AN$9;ЛОЖЬ))));"Ошибка")

Данная формула содержит три условия расчета в зависимости формы обучения «Очная форма обучения», «Очно-заочная форма обучения»; «Заочная форма обучения». Для передачи ставок по дисциплине физкультура реализуются только на очной форме обучения, при реализации на других формах обучения она не участвует для расчетов нагрузки.

Описание первого условия «Очной формы обучения»:

К ставкам ППС полученного от приведенного контингента по уровню подготовки бакалавриат, специалитет, магистратура в соответствии обучающихся на Очной форме « + » ставки ППС от полученные от приведенного контингента по уровню подготовки аспирантура, обучающихся на очной форме обучения « – »ставки ППС рассчитанные для реализации программ по «Физической культуре» у СП 1« – » ставки ППС рассчитанные для реализации программ по «Физической культуре» у СП 2.

Описание второго и третьего условия «Очно-заочной (Заочной) формы обучения»:

К ставкам ППС полученного от приведенного контингента по уровню подготовки бакалавриат, специалитет, магистратура в соответствии обучающихся на Очно-заочной (Заочной) форме « + » ставки ППС полученные от приведенного контингента по уровню подготовки аспирантура, обучающихся на Очно-заочной (Заочной) форме обучения

Далее в стб. «S» «T» «U» проводим распределение ставок для дальнейших сортировок по категориям ставки «Основной нагрузки» «Ставки от получаемой нагрузки» «Ставки от передаваемой нагрузки». Для стб. «S» ставится условие: Структурное подразделение, реализующее образовательную программу = Структурному подразделению, реализующему дисциплину, иначе «0»

Для стб. «T» и «U» ставится условие: Структурное подразделение, реализующее образовательную программу <> Структурному подразделению, реализующему дисциплину, иначе «0». Полученные значения для обоих стб. будут одинаковыми, но для соответствующих расчетов будут использоваться соответствующие столбцы.

Рисунок 10. Продолжение рисунка 9

Далее переходим к части блока расчетов ставок по УВП, распределение ставок УВП проводится аналогично распределению ставок ППС, при этом вводятся дополнительные условия зависимости «Стоимостной группы» и соответствующего ему «Уровня оборудования», помимо это учитывается, что передача ставок УВП идет в объеме 50% а 50% остаются в структурном подразделении, это оказывает существенное влияние на количество передаваемых ставок т.к. для 1 стоимостной группы вводится 25% от числа ППС, для 2 – 40 %, и для 3 – 45 %.

Стб. «V» «Код специальности» заполняем необходимым кодом на основе данных стб. «L» «Код специальности, Направление подготовки» рассчитывается по формуле: =ЛЕВСИМВ(L5;8)

Стб. «W» «Стоимостная группа» заполняем необходимым кодом на основе данных стб. «L» «Код специальности, Направление подготовки» рассчитывается по формуле: =ЛЕВСИМВ(L5;8)

Стб. «Х» «Закрепленный % УВП за стоимостной группой или специализацией» закрепляем соответствующий % рассчитывается по формуле:

=ЕСЛИОШИБКА(ВПР(W5;Диапазон!$E$8:$F$12;Диапазон!$F$7;ЛОЖЬ);0)

Стб. «Y» «Ставки УВП по основной нагрузке, остающиеся у Структурного подразделения, реализующего образовательную программу» рассчитывается как произведение значений стб. «S» и «Х» рассчитывается по формуле: =S5*X5

Стб. «Z» «Ставки УВП по основной нагрузке, остающиеся у структурного подразделения, реализующего образовательную программу» рассчитывается как произведение значений стб. «X» и «T» и 0,5 рассчитывается по формуле: =X5*T5*$Z$3

Стб. «AA» рассчитывается по формуле:  =X5*T5*$AA$3

Стб. «AB» рассчитывается по формуле: =X5*U5*$AB$3

Стб. «AC» рассчитывается по формуле: =X5*U5*$AB$3

Рисунок 11. Вспомогательные данные

Далее переходим к завершающей части проводимого расчета по распределению ставок ППС с учетом реализации сетевой формы обучения и отразим её в общем своде на Листе1. Иллюстрация блока представлена на рис. 12.

Рисунок 12. Распределение ставок ППС с учетом реализации сетевой формы обучения

Определение количества ставок ППС от основной нагрузки проводится по данным «Ставки ППС по основной нагрузке, остающиеся у структурного подразделения, реализующего образовательную программу» (столбец «S» с лист Дисциплины). Путем суммирования ставок ППС в соответствии с наименованием структурного подразделения. Применяется следующая формула:

=СУММЕСЛИМН(Дисцип!$S$5:$S$80169;Дисцип!$B$5:$B$80169;Лист1!$C10)

Определение количества ставок ППС от получаемой нагрузки проводится по данным «Ставки ППС получаемые Структурным подразделением реализующего дисциплину, стоящую в Рабочем плане Структурного подразделения реализующего образовательную программу» (столбец «T» с лист Дисциплины). Путем суммирования ставок ППС в соответствии с наименованием структурного подразделения, получившим ставки (стб. «G»).

Применяется следующая формула: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$T$5:$T$80169;

Дисцип!$G$5:$G$80169;Лист1!$C10)

Определение количества ставок ППС от отдаваемой нагрузки проводится по данным «Ставки ППС, отдаваемые Структурным подразделением, реализующим образовательную программу Структурному подразделению, реализующему дисциплину образовательной программы» (столбец «U» с лист Дисциплины). Путем суммирования ставок ППС в соответствии с наименованием структурного подразделения, получившим ставки (стб. «B»).

Применяется следующая формула: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$U$5:$U$80169;

Дисцип!$B$5:$B$80169;Лист1!$C10)

Определение «Итого ставок ППС у СП с учетом сетевой формы обучения без дисциплины «Физическая культура» рассчитывается как сумма количества ставок ППС от основной нагрузки и количества ставок ППС, полученные от переданной в СП нагрузки от других структурных подразделений. Формула: =BL10+BM10

В столбец «Полученные ставки по дисциплине Физическая культура» заполняется количеством ставок для структурных подразделений, реализующих данную дисциплину.

Стб. «BR» содержит итоговое количество ставок ППС у СП с учетом сетевой формы обучения и ставок от дисциплины Физическая культура.

Проверка полученных результатов проводится в столбце «Ставки ППС у СП с учетом основной и отдаваемой нагрузки и физкультуры» проверяется корректность разбивки ставок по передачам и выдается общую величина ставок до распределения передач. Далее проверка на объем отклонения полученных ставок ППС от расчетных. Далее идет проверка на нехватку информации в выгрузках «Контингент» и «Дисциплины».

Блок расчетов количество ставок УВП.

Сведение ставок УВП проводится по аналогии сведению ставок ППС, вначале обрабатывается информация с выгрузки «Контингента», после обрабатываются данные с листа «Дисциплины». Исключением является, отсутствие расчета передач ставок УВП от дисциплины «Физическая культура».

Сведение данных по блоку количество ставок УВП без учета сетевой формы обучения, представленное на рис. 13 рассчитывается как сумма ставок УВП в соответствии со стоимостной группой и структурным подразделением.

Далее представлены формулы для расчета соответствующих столбцах.

Рисунок 13. Ставки УВП без учета сетевой формы обучения

Формула для стб. «D»: =СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753;

Контин!$A$2:$A$3753;$C10;Контин!$N$2:$N$3753;D$8)

Формула для стб. «E»: =СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753;

Контин!$A$2:$A$3753;$C10;Контин!$N$2:$N$3753;E$8)

Формула для стб. «F»:

=СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753; Контин!$A$2:$A$3753;$C10;Контин!$N$2:$N$3753;F$8)

Формула для стб. «G»:

=СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753; Контин!$A$2:$A$3753;$C10;Контин!$N$2:$N$3753;G$8)

Формула для стб. «H»:

=СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753; Контин!$A$2:$A$3753;$C10;Контин!$N$2:$N$3753;H$8)

Формула для стб. «I»: =СУММЕСЛИМН(Контин!$Q$2:$Q$3753;Контин!$A$2:$A$3753;$C10)

Распределение ставок УВП с учетом сетевой формы обучения проводится по выгрузке «Дисциплины» и представлено на рис. 14. При расчетах ставки-передач ППС по дисциплине физкультура были обнулены, а сами передаваемы ставки ППС считались на сводном листе отдельным блоком, то возникающее отклонение ставок по УВП это количество ставок, приходящихся на дисциплину по физической культуре, учитывая особенности реализации данной дисциплины, получаемая разница по ставкам УВП остается за подразделением реализующим образовательную программу.

Рисунок 14. Распределение ставок УВП с учетом сетевой формы обучения

Далее представлены формулы для расчета соответствующих столбцов.

Формула для стб. «J»: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$Y$5:$Y$80169;
Дисцип!$B$5:$B$80169;Лист1!$C10)

Формула для стб. «K»: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$Z$5:$Z$80169;
Дисцип!$G$5:$G$80169; Лист1!$C10)

Формула для стб. «L»: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$AA$5:$AA$80169;
Дисцип!$G$5:$G$80169;Лист1!$C10)

Формула для стб. «M»: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$AB$5:$AB$80169;
Дисцип!$B$5:$B$80169;Лист1!$C10)

Формула для стб. «N»: =СУММЕСЛИМН(Дисцип!$AC$5:$AC$80169;
Дисцип!$B$5:$B$80169;Лист1!$C10)

Формула для стб. «O»: =J10+K10+N10

Формула для стб. «P»: =J10+N10+ЕСЛИ(O10=0;I10;0)

Формула для стб. «V»: =J10+K10+N10+ЕСЛИ(O10=0;I10;0)

Формула для стб. «W»: =($I$56-$V$56)*V10/$V$56

Формула для стб. «X»: =V10+W10

Помимо реализованного расчета общего количества ставок ППС и УВП, и их разбивке по подразделениям, информация о передачах ставок между подразделениями получаемая на промежуточных этапах используется как самостоятельный результат для определения объема денежных средств необходимых для обеспечения реализации сетевой формы обучения и одного из элементов бюджета подразделений. На объем передаваемых средств оказывают влияние процент остепененности преподавателей, читающих передаваемые дисциплины. Из взаимосвязи между передачами ставок по рабочим планам и нагрузкой преподавателей, можно вывести текущее процентное распределение ставок по должностям. Сводная информация о должностях является основой при объявлении конкурсов о приеме на работу ППС.

Образовательным подразделениям интерес представляет информация, выделенная по их структурному подразделению и тем подразделениям, с которыми у них проводится передача дисциплин, а управленческим подразделениям интересны и сводные таблицы-раскладки.

Данные позволяют формировать сопутствующие аналитические выгрузки по приведенному контингенту в соответствии с формой обучения и уровнем образования; распределение ставок ППС и УВП по стоимостным группам и формам обучения без учета и с учетом реализации сетевой формы обучения; распределения ставок ППС по уровням образовательных программ с учетом формы обучения в разрезе структурных подразделений, а также соответствующей разбивки контингента.

Перечисленные направления получаемой информации можно получить из имеющейся выгрузки, но для добавления ставок ППС от реализации программ дополнительного образования необходимо дополнительная информация по объему долгосрочных программ ДПО. При необходимости введения разбивки с учетом должностей директоров и заведующих кафедр в структурных подразделениях, так же необходимо запрашивать данную информацию. При проведении расчета количества библиотекарей необходимо уже представлять общее количество обучающихся и сотрудников организации и учитывать наличие электронной библиотеки вуза.

В зависимости от приближения к целевым показателям принимаются решения включаются ли ставки от ДПО, будет ли задействоваться контингент обучающийся в аспирантуре, но в этом случае расчет проводиться уже будет дважды отдельно для определения передаваемых между структурными подразделениями денежных средств, отдельно для определения количества ставок без учета контингента аспирантуры.

Для зарплатной базы можно вывести распределение ставок приходящихся на бюджетных и коммерческих обучающихся.

Список литературы

  1. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р
  2. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» на 2011-2021 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 968-р (в соответствии с изменениями от 25.07.2015г. № 1454-р)
  3. Приказ Министерства образования и науки от 29.04.2014 г. №420
  4. Приказ ФГАОУ ВО ЮФУ № 611-ОД от 25.12.2024 г. «об утверждении расчетной численности штатных единиц ППС на 2016 год
  5. Денищенко М.Е. Проблемы автоматизации РШР // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Южного федерального университета, 2023. - С. 151-152
  6. Microsoft Excel - https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/excel?market=ru
  7. 1С: Университет - https://solutions.1c.ru/catalog/university
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее