СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И РЕСУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И РЕСУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (142), Ноябрь ‘23

Дата публикации 09.11.2023

Поделиться

В статье рассматривается применение цифровых образовательных ресурсов и инструментов в образовательном процессе на различных этапах – среднего общего образования, высшего профессионального образования и дополнительного образования (в частных и государственных учебных заведениях). Особое внимание уделяется ключевым образовательным ресурсам и инструментам, использование которых становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования трансформирует учебный процесс во многих странах мира, включая Россию. Наиболее широкое распространение получают образовательные инструменты, обеспечивающие возможности дистанционного обучения как в сфере среднего и высшего образования, так и в сфере профессиональной переподготовки. С помощью образовательных ресурсов и инструментов обучаемым доставляется основной объем изучаемого материала, осуществляется интерактивное взаимодействие с преподавателем в процессе обучения, предоставляются возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала. Преподавательский состав получает возможность мгновенно получать обратную связь, в том числе отслеживать выполнение заданий каждым учащимся в автоматическом режиме и сократить время на проверку домашних заданий.

Под образовательной организацией понимается как коммерческая, так и некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В Российской Федерации образовательные организации подразделяются на несколько видов. Основой для классификации образовательных организаций в РФ являются реализуемые организациями типы образовательных программ на основе содержания, специфики образовательной деятельности, а также возраста обучаемых. Федеральные законы (ФЗ 238, 517) определяют следующие типы образовательных организаций:

  1. дошкольная образовательная организация;
  2. общеобразовательная организация;
  3. профессиональная образовательная организация;
  4. образовательная организация высшего профессионального образования.

Также в Российской Федерации выделяются типы образовательных организаций, которые предоставляют своим клиентам программы дополнительного образования. Они делятся на организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования:

  1. организация дополнительного образования
  2. организация дополнительного профессионального образования

Образовательные организации в РФ покрывают все потребности в обеспечении общества качественным образованием, а также предоставляют множество возможностей повысить квалификацию или сменить род деятельности, в случае если нет возможности обеспечить достойный уровень жизни, ввиду недостаточности знаний, навыков и умений.

С декабря 2020 года в России осуществляется постепенное внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах, что является реализацией планов правительства РФ по цифровизации образования в стране. Данный проект предусматривает подключение всех образовательных организаций страны к интернету. Согласно планам Министерства просвещения РФ, в цифровую образовательную среду в 2024 году будут входить библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, социальная сеть и система видео-конференц-связи.

В организациях обязательного среднего образования основной точкой входа станет платформа «Моя школа». На этой платформе ученики изучают учебные темы, выполняют задания и получают обратную связь. Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, способна выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы, что в свою очередь, поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного учащегося.

Для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Данная информационная система дополняет традиционную систему образования, но не обеспечивает замену личностного взаимодействия учителя и ученика. С 1 сентября 2022 года многие субъекты России по своей инициативе интегрировали свои региональные системы с «Моей школой». В настоящее время в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) пользователи могут открыть личный кабинет, воспользоваться библиотекой проверенного воспитательного и образовательного контента. Здесь есть расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал. Учитель может создавать в системе свои папки и наполнять их документами: информацией о классе, планами работы, протоколами родительских собраний, а также сформировать отчет курирующему администратору. Основные функциональные возможности ИС: личный кабинет (регистрация в личном кабинете/ вход в личный кабинет), расписание занятий, домашнее задание, журнал с текущими оценками, формирование отчетов, библиотека с образовательным и воспитательным контентом и др.

На главной странице федеральной государственной информационной системы размещен блок электронного дневника. Также здесь находятся блоки «Материалы библиотеки», «Видеоуроки РЭШ» и «Подборки». С главной страницы возможен просмотр новостей, поиск ответов на основные вопросы по работе ФГИС, ссылок на интернет-ресурсы, которые могут быть полезны в образовательной деятельности, а также управление своими подписками на уведомления, прохождение опросов. Опросы делятся на открытые и завершенные.  Сервис «Мои файлы» предоставляет возможность создавать, хранить, редактировать и совместно работать в режиме онлайн в отечественном офисном программном обеспечении над документами, электронными таблицами, презентациями. Раздел предоставляет безопасное облачное хранилище данных. «Библиотека» обеспечивает поиск, просмотр, добавление контента в портфель. Она представлена различными поставщиками цифрового образовательного контента, в том числе Академией Минпросвещения и РЭШ (Российской электронной школой).

Тестирующая система позволяет составлять тесты и оценивать знания учащихся, как правило применяется в работе педагога при оценивании знаний учеников, учащимися – для отработки изучаемого материала на тренажерах. Раздел позволяет проводить контрольные и пробные тестирования, а также использовать тесты-тренажеры для отработки изученного материала, быстро проверять тесты, осуществлять экспертную проверку, контролировать ход тестирования и его итоги. При этом учащиеся могут получать автоматическое уведомление о необходимости пройти тестирование, а также о результатах пройденных тестов.

Использование цифровых образовательных ресурсов и инструментов не стандартизировано в сфере профессионального высшего образования, так как направления подготовки значительно варьируются, перед студентами стоят задачи усвоения различного материала. Выбор подходящих цифровых ресурсов и инструментов определяется университетом в зависимости от содержания учебной программы, технического обеспечения университета, наличием иногородних (иностранных студентов), навыками преподавательского состава. Высшее образование осуществляется преимущественно в очном формате, с несистематическим использованием систем ВКС. Тем не менее, LMS системы внедрены в большинство образовательных организаций, как средство размещения учебных материалов, выполнения тестовых заданий и опосредованной связи с преподавателем.

LMS – это системы управления обучением, которые используется для организации и управления процессом дистанционного обучения. Существует два вида LMS-систем – облачные и серверные. Облачные системы отличаются относительной простотой внедрения, в то время как серверные, требующие установленное ПО, считаются более комплексными и ресурсоемкими.

Некоторые популярные LMS-системы включают как серверные, так и облачные решения. К ним относятся Moodle, Blackboard и Canvas. В государственных и частных образовательных организаций в основном работают с системой MOODLE при организации обучения в дистанционном формате. Базовая и самая простая версия системы Moodle доступна бесплатно, что и объясняет её распространение в учебных организациях РФ. Также Moodle предлагает плагины, которые изменяют дизайн и расширяют функциональные возможности системы, большая часть плагинов, как и сама платформа, бесплатные.

Функционал платформы Moodle позволяет использовать её для гибридного и дистанционного форматов обучения. На данной платформе преподаватели и обучаемые работают совместно. Платформа Moodle представляет собой программное обеспечение для web-сайта, не является устанавливаемой программой и размещается только на web-сервере. Moodle предлагает разнообразные типы пользователей с различным доступом к платформе и хранящимся на ней материалам: администратор, преподаватель, преподаватель без прав на редактирование, студент, гость.

Разнообразие типов пользователей с разными функциями имеет особую ценность для учебным организаций с большим количеством курсов, методистов, редакторов, студентов и т.д. Moodle может быть установлен и загружен на web-сервер и поддерживает системы управления базами данных, такими как MySQL.

Один из самых распространенных типов частных образовательных организаций является языковая школа, где студентам предлагается изучение любого интересующего их иностранного языка как в очном, так и в дистанционном формате. Обучение иностранным языкам остается лидером отрасли последние несколько десятилетий в силу его доступности. Одной из наиболее часто используемых платформ языковыми школами является платформа Edvibe, которая по заявленной маркетологами информации, способна выстроить экосистему образовательных продуктов. Функционал платформы Edvibe для языковой школы включает следующие возможности: регистрация и управление пользователями, курсы и уроки, расписание занятий, онлайн-тестирование, мониторинг прогресса, видеосвязь с преподавателем и другими участниками группы, автоматическая проверка домашних заданий, контроль посещаемости занятий.  

В сентябре 2023 года платформа Edvibe добавила статистику к своему функционалу, что привело ее в соответствие с остальными аналогичными платформами, представленными на рынке РФ. За каждые правильные ответы ученики получают баллы. Преподаватель самостоятельно определяет, за что начисляются баллы, платформа предоставляет возможность выбрать нужные упражнения или категории (listening, speaking, reading и т.д.), задать начисление баллов по ошибкам или по правильным ответам. Просмотреть набранные баллы учитель и ученики могут в любое время, зайдя во вкладку «Результаты» в виртуальном классе.

Таким образом, главной особенностью использования цифровых образовательных ресурсов и инструментов является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета. Образовательные организации совместно с участниками образовательного процесса имеют возможность самостоятельно или совместно с другими приобретать новые знания, ставить цели, искать средства и способы разрешения проблем.

Список литературы

  1. Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н. Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. -2010. - № 3. - С. 61-67.
  2. Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем / [Электронный ресурс]// Министерство экономического развития Российской Федерации: URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/ (дата обращения: 31.10.2023).
  3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
  4. Горюнов, В. С. Информационные системы в образовании / Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1540/ (дата обращения: 30.10.2022).
  5. Эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды / [Электронный ресурс] // Тасс:[сайт] — URL: https://tass.ru/obschestvo/10211493 (дата обращения: 01.09.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее