Содержание функции надзора в уголовном судопроизводстве и полномочия прокурора по ее реализации

Содержание функции надзора в уголовном судопроизводстве и полномочия прокурора по ее реализации

В данной статье определяются предмет и содержание функции прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве, а также полномочия прокурора по ее реализации. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа, которая также является предметом прокурорского надзора в указанной сфере.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (36), Октябрь ‘21

Поделиться

Анализируя вопросы о содержании функции надзора в уголовном судопроизводстве и полномочий прокурора по ее реализации, необходимо ответить на вопросы:

  1. Что представляет прокурорский надзор?
  2. Какие субъекты полномочны осуществлять прокурорский надзор?
  3. Какими законодательными актами регулируется прокурорский надзор?
  4. Какова классификация прокурорского надзора? И многие другие вопросы.

Прокурорский надзор представляет из себя следующее: Одно из направлений деятельности прокуратуры, деятельность органов прокуратуры по исполнению за точным исполнением и единообразным применением законов, действующих на территории РФ, форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона, специфичный вид государственной деятельности, проявление власти органа, который не относится ни к одной ветви власти в РФ.

Можно вычленить сколько угодно определений прокурорского надзора, но сущность прокурорского надзора сводится к тому, что прокуратура производит вневедомственный надзор за исполнением законов в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

Прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Как справедливо подчеркивается в литературе, «надзорная деятельность прокурора наиболее ярко проявляется в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, где надзор призван обеспечить эффективную работу следователей и дознавателей, соблюдение ими и всеми другими участниками требований закона».

В содержание сущности надзора на стадии уголовного судопроизводства входит:

Восстановление законности, а также принятие  мер, направленных на защиту, охрану либо восстановление прав и законных интересов определенных лиц.

Таким образом, что входит в полномочия прокурора по реализации функции надзора на стадии судопроизводства? Меры по защите, охране либо восстановлении прав и законных интересов определенных лиц.

Прокурор - представитель государственной власти, единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и его функции не ограничиваются уголовным судопроизводством. В то же время при рассмотрении уголовного дела в судебных заседаниях прокурор во все времена выступал в качестве государственного обвинителя. Это порождало многочисленные научные дискуссии по вопросу о функциях прокурора в уголовном процессе, так как надзор за исполнением законов и обвинение - понятия не тождественные. Много путаницы в вопрос о процессуальном статусе прокурора всегда вносил и законодатель, определяя роль прокурора в уголовном процессе в зависимости от конструкции уголовного процесса на том или ином отрезке исторического развития. Проблема определения и соотношения функций прокурора на судебных стадиях уголовного судопроизводства  является одной из тем, которая постоянно подвергается широкому обсуждению в научных юридических кругах.

Законодатель, регламентируя деятельность стороны обвинения на стадиях судебного производства, в стремлении обеспечить равноправие сторон в состязательном процессе предпринял попытку «обойти» надзорные функции прокурора или заменить прокурора государственным обвинителем.

Функции поддержания государственного обвинения, надзора за соблюдением законности и восстановления законности составляют основу системы функций прокурора в судебном производстве, и их осуществление обеспечивает достижение цели уголовного процесса. Осуществляя функцию поддержания государственного обвинения, прокурор обеспечивает его обоснованность. Его законность прокурор обеспечивает осуществлением функции надзора за соблюдением законности и функции восстановления законности принятием предусмотренных законодательством мер по восстановлению законности, в том числе и отказом или частичным отказом от поддержания обвинения.

Состязательный уголовный процесс представляет из себя:

1.Исторически сложившуюся форму уголовного процесса;

2.Форму уголовного судопроизводства;

3.Тип судопроизводства, обязательным условием которого является наличие стороны обвинения и стороны защиты.

Состязательным уголовный процесс считается при наличии следующих условий:

  1. Наличие сторон обвинения и стороны защиты;
  2. Процессуальное равенство сторон;
  3. Наличие независимого суда.

При этом состязательность в уголовном процессе существенно отличается от состязательности в гражданском процессе: обязательно получение достаточного количества доказательств по установлению истины, получение безошибочной юридической оценки материалов дела, правильное применение уголовного закона. В состязательном уголовном процессе, несмотря на то, что принцип состязательности основан на равноправном состязании сторон в уголовном процессе с использованием доступного набора доказательств и толкования норм, на практике возникают неловкие моменты, а следствие – нарушение принципа состязательности:

Современный состязательный уголовный процесс не может гарантировать абсолютное равноправие сторон в силу того, что стороной обвинения выступают, как правило, государственные органы и их представители – сторона обвинения в любом случае получает преимущество перед стороной защиты. Во-вторых: в гражданском судопроизводстве правосудие всего лишь беспристрастно оценивает материалы уголовного дела, принимая на себя пассивную роль. Суд в уголовном процессе имеет право на сбор доказательств при определенных обстоятельствах – роль суда, соответственно, активна. Учитывая то, что суд становится активным участником процесса и таким образом становится стороной, которая давит на сторону защиты. В состязательном уголовном процессе суд принимает позицию стороны уголовного преследования и нарушает все принципы состязательности, вмешиваясь своей активной позицией по материалам дела. Наделение прокурора статусом государственного обвинителя и придание ему функции обвинения при сохранении за ним надзорной функции не нарушает принцип объективности, должно обеспечить непредвзятость в оценке решений других участников судебного заседания. Совмещение в одном лице обвинительных и надзорных функций не нарушает принцип равноправия сторон, когда одна сторона имеет право только защищаться, а другая - обвинять и оценивать. Анализ функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса опровергает это суждение и показывает, что прокурор не наделен  какими-либо полномочиями для оказания давления на участников уголовного процесса и наделен практически равными возможностями со стороной обвинения, в том числе и по вопросам обжалования решений суда. Решение по делу принимает судья. Надзорную деятельность прокурора за принимаемыми судом решениями можно рассматривать только лишь как меру, направленную на предупреждение принятия судом ошибочных решений.

Список литературы

  1. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генерального прокурора РФ от июня 2011 г. № 162. П. 1.2 [Текст] // Законность. - 2011. - №11.
  2. Винокуров, А.Ю. Объекты и субъекты прокурорского надзора: проблемы законодательной идентификации [Текст] / А.Ю. Винокуров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2011. №3. - С. 23-26.
  3. Воронин, Д.В. К вопросу о содержании современного прокурорского надзора [Текст] / Д.В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 95-98.
  4. Гамидов, А.М. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие [Текст] / А.М. Гамидов, Иразханов С.А. // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 175-179.
  5. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права, 2018. № 4. С. 185-194.
  6. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2018. № 5. С. 93-99.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary