В системе современного правового регулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) законность рассматривается как ее фундаментальная составляющая.
В рамках современной правовой теории законность рассматривается как минимум в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве руководящего принципа деятельности, метода правового регулирования и особого правового режима. При этом каждое из указанных значений тесно взаимосвязано друг с другом – принцип выступает предпосылкой метода, а совокупность методов формирует особый правовой режим. Правовой режим законности следует рассматривать в качестве формы ее наиболее полного практического воплощения. Режим законности представляет собой особый общественно-политический режим, в рамках которого органы государственного и местного управления, предприятия и организации, граждане – все субъекты права строго следуют предписаниям закона [4].
Соответственно, для сотрудников ОВД с учетом функциональной специфики их деятельности, режим законности выражается в императивном требовании осуществлять свою властную компетенцию исключительно на основе неукоснительно соблюдения норм Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных нормативных актов, регламентирующих их правовой статус, а также деятельность в контексте соблюдения, обеспечения и охраны прав и свобод отдельных граждан. В таком смысле законность вы ступает в качестве фундаментального свойства, имманентного организационной структуре и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Необходимо отметить, что, несмотря на предпринимаемые со стороны руководства РФ системные меры, направленные на недопущение нарушений законности в деятельности ОВД, статистика свидетельствует о значительном количестве проступков и преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей. Представляется, что наибольшую общественную опасность имеют преступления коррупционной направленности, число которых стабильно остается высоким. Так, по данным Следственного комитета в 2019 году перед судом предстали 6 тыс. обвиняемых в коррупции. Среди них 752 сотрудника МВД. [5] При этом наиболее часто встречающимся коррупционным преступлением стало получение сотрудниками ОВД взятки.
Состав данного преступления регламентирован в диспозиции ст. 290 УК РФ, в соответствии с которой под взяткой понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее часто встречающееся в деятельности сотрудников ОВД преступное нарушение законности обусловлено их стремлением к получению незаконного материального вознаграждения засчет злоупотребления своими должностными полномочиями.
Представляется, что совершение сотрудниками ОВД указанных преступлений является следствием воздействия комплекса взаимосвязанных причин объективно-субъективного характера.
Ключевой из них является воздействие на мировоззрение сотрудника ОВД принципов и ориентиров потребительского стандарта жизни, утвердившегося в современном обществе, предполагающего явный приоритет материальных ценностей над духовными ориентирами личности. Соответственно, в общественном сознании нарастает процесс постепенного устранения идеалов, моральных представлений и принципов в духовной сфере общества, происходит полное переосмысление иерархии ценностей, на вершине которой оказываются примитивные материальные потребности [3]. В результате происходит нравственная деформация всего населения в целом и работников ОВД в частности. В их мировоззрении формируются устойчивые ценностные ориентации деструктивного характера, влияющие на их деятельность. В качестве основных из них можно выделить узко утилитарные (материальные) ценности, ориентированные на личное обогащение в ущерб общественным интересам.
По нашему мнению, для противодействия вышеуказанным нарушениям законности со стороны сотрудников ОВД необходима практическая реализация комплекса системных мер, основными из которых являются:
- осуществление нормотворческой деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование уголовно-правовой регламентации составов преступлений коррупционной направленности с целью усиления санкций в отношении должностных лиц правоохранительных органов;
- разработка и реализация утвержденных на уровне МВД методических рекомендаций по осуществлению целенаправленной воспитательной работы с сотрудниками ОВД, направленной на формирование в структуре их профессионального мировоззрения позитивных ценностей правомерного поведения;
- научная проработка направлений дальнейшего расширения социальных гарантий сотрудников ОВД, призванных обеспечить повышение престижа их службы, а также улучшения их материального положения.
Представляется, что особое значение для эффективной профилактики нарушений законности сотрудниками, выраженных в совершении преступных деяний, предусмотренных нормами ст. 290 УК РФ, имеет правоприменительная практика, реализуемая судебными органами власти. В этой связи важную роль имеют судебные решения, устанавливающие соразмерный характер назначенного наказания содеянному. В качестве примеров таких судебных решений можно выделить следующие:
− приговор Безулукского районного суда Оренбургской области [1], по которому виновному сотруднику ОВД в совершении преступления, предусмотренного ст. ч. 3. ст. 30 и ч. 3 ст. 290 УК РФ было с учетом положительных характеристик личности и наличия смягчающих обстоятельств был назначен штраф в размере 300000 руб. без дополнительного наказания;
− апелляционное Определение Верховного суда РФ от 11 апреля
Иными словами, принимая указанные решения, суды одновременно учли как характер совершенного преступления, его общественную опасность, так и возможности для позитивной ресоциализации личности сотрудника ОВД, за которым было оставлено право занимать должности на гражданской государственной службе. Представляется, что указанное обстоятельство также следует рассматривать в качестве значимого фактора, стимулирующего правомерное поведения сотрудников ОВД.
Итак, очевидно, что обеспечение соблюдения сотрудниками ОВД режима законности должно рассматриваться в качестве отдельного направления государственной политики, поскольку от ее эффективности напрямую зависит качество исполнения государством функции охраны правопорядка, а следовательно – безопасность его и общества.
Список литературы
- Приговор № 1[1]-243/2020 Бузулукский районный суд Оренбургской области от 7 сентября 2020 г. по делу № 1[1]-243/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/7j9soYroJlrC/? (дата обращения: 23.03.2021).
- Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2013 г. по делу № 2-02/13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/vsrf/doc/AXJzvhSqDFlQ/?page=5&vsrf-judge=&vsrf-case_doc=&vsrf- (дата обращения: 23.03.2021).
- Долгова А. И. Взаимосвязь преступности и духовности как криминологическая проблема // Преступность и духовность. − М., 2008. С. 8
- Рахимов Р. А., Хабибулин А. Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение. 2000. № 2. С. 52-59.
- СК назвал сотрудников МВД лидерами среди коррупционеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/09/12/2019/5dee0be29a794726cc72c124 (дата обращения: 01.04.2021).