РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

124

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (214), Март ‘25

Поделиться

В статье рассматривается важность декоративно-прикладного искусства в воспитании детей младшего школьного возраста.

В современной системе образования необходимым условием выступает, в первую очередь, воспитание и развитие личности детей младшего школьного возраста, что достигается с помощью использования народного творчества, изучения   традиций и опыта предыдущих поколений в работе с детьми. Одним из средств, способствующих развитию личностных качеств ребенка, является декоративно-прикладное искусство, которое в условиях возрождения духовного развития общества, способствует интересу к культуре своего народа среди подрастающего поколения, а также росту национального самосознания.

«Декор» в переводе с франц. означает «украшать». Такие изделия окружают нас.  Поэтому декоративно-прикладное искусство - доступное понятие для ребенка. О значении и роли народного искусства в развитии детей подчеркивали многие педагоги, отметим таких, как П.П. Блонский, А.В. Бакушинская, В.Н. Полунина, Т.С. Шацкий, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и другие. Педагог  Е.А. Флерина отмечала о непременном, активном   использовании народного искусства в воспитании детей. Во главе Т.Я. Шпикаловой и другими учёными разработана программа изобразительного искусства по основам ДПИ, основная цель этой программы выступает развитие личности школьника. Т.Я. Шпикалова подчеркивает значение народного декоративно-прикладного искусства в системе образования детей. Свою работу с детьми педагог и художник В. Н. Полунина опубликовала  в книгах  и многочисленных публикациях.  Автор считала, что народное декоративно-прикладное искусство идёт на становлении крепкой связи с родной землёй, её традициями. А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий писали о всеобщем значении и роли народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании детей. Как мы видим, все учёные отмечали важное воспитательное значение народного искусства в развитии личности ребенка.

Акцентируем внимание, что народное искусство способствует формированию духовно-нравственных качеств, прививает уважение к деятельности многих поколений. На занятиях декоративно-прикладного искусства происходит развитие  мелкой моторики, что положительно влияет на формирование мышления, координации, внимания и воображения школьника.  Знакомство с историей народных умельцев воспитывает интерес и уважение к русским промыслам, развивает творческую и познавательную активность. Все это способствует развитию личностных качеств младшего школьника, эстетическому отношению к окружающему миру.

В России чтят народные  промыслы, их составляет богатое разнообразие.  Искусство промысла уникален каждый по - своему. Одним из видов изучения декоративно-прикладного искусства является роспись изделий. Роспись России является уникальной. По программам изобразительного искусства, изучаемыми в школе, Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются такие традиционные  промыслы, как Филимоновская, Дымковская, Каргопольская  глиняная игрушка, а также Обвинская, Городецкая,  Гжельская,  Хохломская и другие виды росписи. Стоит подчеркнуть Обвинскую  роспись, которая наиболее близка по территории, так как её  исток зарождения - Пермский край. Отметим, что по программе Т.Я. Шпикаловой декоративно-прикладное искусство представлено более  широко, практически каждые занятия построены на изучение орнаментов и традиционных видов искусства России и мира. По  изделиям народных мастеров дети изучают  орнаменты: ягоды, листья, цветы, элементы, которые им понятны и встречаются в  жизни. Рассматривая эти произведения искусства, дети  испытывают радость, эстетическое удовольствие. Если обратить внимание на  глиняную игрушку, то чаще всего мастерами использовался геометрический орнамент: полоски, круги, кольца и другие элементы. Декоративно-прикладное искусство в начальной школе изучается в урочной и внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности можно расширить знания по народному искусству.  Начало занятий осуществляются  со знакомства с историей возникновения народного промысла и выделения простейших элементов узора. Далее знания о промысле углубляются, изучаются более сложные элементы, композиционные решения и с каждым разом совершенствуются и навыки работы. Необходимо внедрять в школах, с младшего школьного возраста, изучение народных промыслов наших мастеров, расширить и углубить знания о народном искусстве и во внеурочной деятельности.  Это способствует воспитанию и развитию различных  положительных качеств ребенка. Работа с художественными росписями преподносит усидчивость, аккуратность, творческие способности. Создавая красоту своими руками, приобщаем детей в созидательную творческую деятельность.

Народное искусство, основанное на традициях, всё больше проникает в быт людей,  благоприятно влияет на будущее. Народная роспись игрушек, посуды выражается в  декоративности, разнообразии узоров,  яркости красок, разнообразии материалов, что вносит интерес школьника к занятиям. На занятиях  изучается композиция, ритм, симметрия, всё разнообразие и сочетание цветовой гаммы, технические навыки работы с кистью  и многое другое – всё это осуществляет способность детей в умении чувствовать и понимать взаимосвязь народных промыслов с окружающим миром, природой. Перед педагогом стоят задачи не обрывать эту взаимосвязь, а стоит развивать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающим красоту.

Приходим к выводу, что занятия декоративно – прикладному искусству играет немаловажную роль у младших школьников. Декоративно-прикладное искусство развивает:

  • Творческие навыки. Дети проявляют фантазию, изобретательность.
  • Развитие кругозора, обогащение словарного запаса
  • Коммуникативные навыки.
  • Эстетическое отношение к действительности, стремление украсить мир вокруг, видеть «прекрасное» в обычных вещах.
  • Патриотическое воспитание
  • Развитие мелкой моторики рук.

В процессе обучения также  развиваются и волевые качества: умение преодолевать трудности, доводить начатое до конца.

Будут ли дети любить свой край, зависит от нас. Наша задача приобщать детей к культуре и обогащению их духовного мира. Работа с детьми  декоративно – прикладному искусству должна стать основополагающим фактором воспитания и развития  качеств младшего школьника.   

Список литературы

  1. Антоненкова И.Н. Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов. Тула: Изд-во Тульского государственного пед. университета, им. Л.Н. Толстого, 2010. – 64 c.
  2. Детям - о традициях народного мастерства. Учебно - метод. пособие: В 2 ч.- Под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: ВЛАДОС, 2010
  3. Неменский Б.М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» М., Просвещение, 2019
  4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1993
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее