В нестабильной социальной обстановке современный ребенок подвергается воздействию множества неблагоприятных факторов, способных не только замедлить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс в обратном направлении. Многие психологи и психотерапевты, отмечают увеличение количества детей с различными страхами, сильной возбудимостью и тревожностью, поскольку детская психика характеризуется повышенной восприимчивостью, чувствительностью и неспособностью сопротивляться неблагоприятным воздействиям [1, с. 21].
В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх», но однозначным считается то, что страх – это эмоциональное состояние живого существа [7, с. 241].
К причинам детского страха можно отнести неисчислимые запреты со стороны родителей и учителей, гнев и угрозы взрослых по отношению к ребенку, внушаемые страхи, когда родители, воспитатели, учителя и др., которые невольно, излишне эмоционально предупреждают ребенка об угрозе; не принятие ребенка, оскорбление в детском коллективе [4, c.14].
Также стоит отметить, что большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Довольно часто дети испытывают страх, когда чувствует, что ситуация выходит из-под контроля, учитель несправедлив, контрольная слишком сложная, второй попытки не будет и т.д. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха, которая не только лишает ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствует развитию детских неврозов [5, c.209].
Так как большинстве случаев детские страхи создают неблагоприятную ситуацию для эмоционального развития ребенка, способствуют формированию депрессивной и тревожной симптоматики у детей младшего школьного возраста, а также могут приводить к недоразвитию социальных навыков, то очень важно понимать какие существуют преодоления страха [3, c.349].
Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка разумных методов поведения в трудных для ребенка ситуациях, которые позволяют справиться с чрезмерным волнением, тревогой; 2) укрепить уверенность в себе, повысить самооценки, заботиться о «личностном росте» ребенка [6, c.45].
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако основную значимость представляют 2 метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его заключается том, что ребенка помещают в условия, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его беспокоить, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры - драматизации «в очень страшную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). [8, c.13].
При работе с тревожными детьми, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от успехов. Особенно необходимо отметить приемы, помогающие детям снять повышенную напряженность, с которой зачастую бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Например, можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. [3, с. 474].
Таким образом, можно сказать, что переживания страхов в младшем школьном возрасте настолько глубокие, что могут способствовать созданию неблагоприятной ситуации для эмоционального развития ребенка, повышать тревожность и приводить к депрессии.
Для преодоления тревожности рекомендуется снизить потребности, связанные с внутренними убеждениями ребенка, расширить общение и осуществлять работу по снятию внутреннего напряжения.
Основные методы снятия напряжения сводятся к искусственному созданию условий, вызывающих страх. И в одном случае учат успокаиваться в тревожной ситуации, а в другом – прорабатывают возможные, даже «самые ужасные» результаты, показывая, что ничего критического не произойдет. То есть можно «отыгрывать» страх и учить младшего школьника реагировать на него в более легкой, даже юмористической форме [2, c.352].
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2009 – 21 с.
- Битянова, М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе, - 2-е изд. – М.: Генезис, 2001 – 352 с.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
- Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986. – 14 с.
- Келлер, Х. Загадка страха. Перев. С нем. Карташова И., 2003. – 209 с.
- Макарова, Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 45 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола,2001. – 241 с.
- Степанова, Е. Как выявить и предупредить детские страхи // Дошкольное воспитание. 1997 №5. – 13 с.