Как сказано в исследованиях, коммуникативные навыки младших школьников с задержкой психического развития играют важную роль в их учебе и адаптации к социуму. Они преодолевают сложности в выражении мыслей, понимании языковых сигналов и установлении контактов с окружающими.
Многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей рассматривают вопрос формирования коммуникативных способностей личности, включая таких авторов, как Выготский Л.С., Леонтьева А.Н., Лийметс Х.Й., Мудрик А.В. Особое внимание уделяется исследованиям особенностей общения младших школьников, проводимым российскими психологами, такими как Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Мухина В.С., Немов Р.С., Мясищев В.Н. Они определяют младший школьный возраст как критически важный период для развития коммуникативных способностей детей [2].
Задержка психического развития характеризуется замедленным темпом психического созревания, что проявляется на ранних этапах обучения и часто не замечается до поступления в дошкольное образовательное учреждение. Первой важной работой о детях с задержкой психического развития стала монография «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга» Л. Летинена и А. Штрауса.
Исследования отношений со сверстниками у детей с задержкой психического развития проводила Слепович. Она обнаружила, что развитие общения у этих детей сильно отстает от нормы. В то время как у детей без отклонений преобладает интерес к познанию, у детей с задержкой психического развития доминируют личностные и ситуативные мотивы. Бытовую направленность общения у этих детей подчеркнула Л.В. Кузнецова [4].
В уникальности межличностных отношений и специфике формирования у детей с задержками психического развития проявляется отсутствие интереса к партнеру, стремление к доминированию, несоответствие образу «Я» с детским поведением, а также пассивность, тревожность и неуверенность.
Исследования А.А. Байбородских показывают, что своевременная диагностика и коррекционные мероприятия оказывают существенное воздействие на успешность восстановления недостаточно развитых коммуникативных способностей [2].
Работы Е.А. Винниковой, направленные на изучение межличностных отношений у детей с задержками психического развития, свидетельствуют о том, что дети имеют слабое желание общаться со сверстниками, считая их неспособными к моральному поведению [4].
Исследования Н.А. Жулидовой по проблеме неуспеваемости у детей с задержками психического развития указывают на то, что постоянные неудачи в учебе приводят к равнодушию, пассивности, низкой самооценке и стремлению избегать провалов [1].
Работы Бойкова Д.И., Диановой О.Н., Дмитриевой Е.Е., Слеповича Е.С. подтверждают отставание в развитии коммуникативных навыков у детей с задержками психического развития. У таких детей низкая потребность в общении, проблемы с речью, выражением эмоций и пониманием чувств других людей [5].
Для обучающихся младшего школьного возраста с задержками психического развития характерны сложности в установлении контактов с взрослыми из-за преобладания игровой мотивации. Дети часто задают несвязанные с учебным материалом вопросы, сконцентрированные на внешних аспектах, и быстро утомляются от продолжительного общения из-за органической утомляемости.
Уставшие и пресыщенные обучающиеся могут демонстрировать различные виды поведения: они могут быть пассивными и вялыми, либо же, наоборот, стать гиперактивными и возбужденными. В данной ситуации не редко встречается поведение, характеризующееся грубостью или даже жестокостью, вспыльчивостью и проявлением обид.
При вступлении в школу перед ребенком стоит задача научиться защищать свои взгляды, быть равным во взаимодействии с другими людьми и перестроить свои отношения с ними. В этот период развивается активное обучение у младших школьников: формируется произвольное внимание, необходимое для обучения, и усваивается новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребенок начинает развивать навыки самоконтроля и рефлексии [1].
Эмоциональное общение и контакты играют важную роль в жизни ребенка с задержкой психического развития, поскольку они способствуют формированию позитивного психологического потенциала коллектива в целом. Базовые потребности в защите и эмоциональном контакте удовлетворяются именно через личное общение. В процессе такого общения дети учатся терпимости, любви и социальным навыкам. Популярность школьника в коллективе зависит от внешности, успехов в учебе и поведения.
Дети с конфликтным поведением, неудачной внешностью и низкими успехами чаще остаются на периферии контактов. Агрессивность обычно проявляется в классах с жесткой дисциплиной, где учитель придерживается авторитарного стиля общения. Ввиду возрастных особенностей дети младшего школьного возраста чаще дружат по половому признаку [4].
Учитывая особенности психики ребенка с задержкой психического развития, можно сказать, что их психологическая база общения ослаблена. Наблюдается избегание контактов и конфликты, что свидетельствует о низкой потребности в общении. Общение в основном остается поверхностным и ситуативным, с недостатком эмоциональной глубины.
Недоразвитость эмоционального мира ведет к непоследовательным и недостаточно адекватным реакциям у детей с задержкой психического развития. Их импульсивное поведение порождает конфликтные ситуации из-за нестабильности и повышенной возбудимости. В детском коллективе они часто подчиняются из-за недоразвитой волевой сферы и переоценивают свои способности из-за несформированной самооценки [2].
Непостоянство и нелогичность их поведения происходит из-за неустойчивости психики, а в общении с взрослыми они могут проявлять навязчивость и бесцеремонность. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с усвоением знаний и обладают ограниченным запасом информации об окружающем мире. Им тяжело поддерживать интерес к учебе, что связано с ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, что приводит к быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости [5].
У детей с задержкой психического развития выявляется уникальная особенность – сниженная потребность в общении как с ровесниками, так и с взрослыми. Они часто ощущают тревогу по отношению к взрослым, от которых зависят, и не стремятся активно получать от них оценку своих качеств. Для них важны простые выражения одобрения и нежности, такие как улыбки и ласковые жесты [4].
Интересно, что, хотя дети сами редко просят о поддержке и одобрении, они очень реагируют на доброту и внимание. Они не испытывают необходимости расширять свои круги общения и скорее всего предпочтут общаться с педагогами или близкими взрослыми, чем с ровесниками.
Следовательно, важно систематически развивать коммуникативные навыки у таких детей уже в младшем школьном возрасте, чтобы обеспечить им успешное обучение и адаптацию в новой среде. Коммуникативные умения должны рассматриваться как ключевой фактор в овладении знаниями и навыками, не просто как цель, а как средство достижения успеха в образовании и жизни. Грамотное общение – это не только природный дар ребенка, но и способность достигать целей и добиваться успеха.
Список литературы
- Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учеб. пособие / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 112 с.
- Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология, 2000. – №3. – С. 12-16
- Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999. – 23 с.
- Степина, О.С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – №8. – С. 52-59
- Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развитию. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.